О любви к музыке
В детстве я увлекалась музыкой и дзюдо. Когда окончила музыкальную школу, решила посвятить себя игре на фортепиано. Все вокруг говорили, что спорт будет мешать рукам. Пришлось сделать выбор, иначе пальцы были бы слишком крепкие, это усложняло легкость игры на инструменте. Мне были близки оба увлечения, но, поскольку мои родители музыканты, я пошла по их стопам. Когда играла, то ощущала, что владею сердцами людей.
Выступления на сцене давали возможность чувствовать зрителей, и то, как они переживают, плачут, смеются. Меня тоже переполняли эмоции, но я научилась их сдерживать.
Важно сыграть так, чтобы каждый слушатель по-своему ощутил произведение. Поэтому одно из важных умений для музыканта — не показывать на лице того, что происходит в музыке. Такая сдержанность помогает и в жизни.
На концертах я полностью выкладывалась, потом выжатая как лимон приходила домой и чувствовала себя хорошо. Эмоции после выступлений, конечно, оставались внутри, но уже переходили куда-то совсем глубоко. Эта сдержанность помогла мне позже, во время лечения, когда я старалась не переносить свои переживания на семью.
Об отношении к диагнозу и операции
Когда узнала о диагнозе, подумала, умру. Сначала ходили по врачам, все говорили, что необходимо срочно делать операцию. После нее ощущала безысходность какую-то, но виду не подавала.
Сейчас хочется быстрее начать ходить, но пока не получается. Я пытаюсь быть веселой на людях, но на самом деле очень переживаю. Все разучилась делать: не могу ни есть нормально, ни ходить. Учусь теперь заново, процесс идет очень медленно, во всем мне помогает семья.
Очень хочу снова играть на фортепиано. После операции, когда слышала музыку, прямо выла оттого что не могла вернуться к репетициям. Сейчас, конечно, пытаюсь что-то играть, но не чувствую инструмента, руки трясутся, не могу две клавиши одновременно нажать. В голове я помню, как ставить руки, работать пальцами, но они не слушаются. Несмотря на это, я считаю, что нужно заниматься. Хоть одним пальцем, но играть!
О терпении и целеустремленности
Я не знаю, как нашла в себе силы бороться, восстанавливаться. Внутри меня, наверно, есть какой-то стержень, который не дает скиснуть совсем. Я иногда ною, страдаю, но все равно не сдаюсь — пытаюсь читать, на YouTube смотрю фильмы, слушаю аудиокниги. Недавно закончила Гоголя, вообще русскую классику люблю.
Какая-то надежда все-таки есть, и я к ней стремлюсь. Думаю, что со временем буду ходить, я все для этого делаю. Маленькими шагами иду к своей цели, и есть изменения в лучшую сторону, но нужно много терпения.
Сейчас всему учусь заново. Я помню, как держать вилку и ложку, но руки не слушаются. Знаю, как пишутся и соединяются буквы, но на бумаге выходит все очень крупно. Такое чувство, что голова осталась моя, а туловище — не мое. Поэтому не могу нормально есть, писать, краситься, говорить.
Для того чтобы со всем этим справиться, нужны сила воли и настойчивость. Необходимо по пятьсот раз повторять одно и то же действие до тех пор, пока не достигнешь результата. Пока что таких таблеток не придумали, чтобы просто выпить и сразу же побежать, надо упорно заниматься.
Я, например, хожу по лестнице, тренируюсь держать чашку, накалывать на вилку еду, красиво писать, постепенно разминаю ноги, чтобы это откладывалось в памяти. Я постоянно тренируюсь, чтобы быстрее всему научиться заново.
О сложностях реабилитации
Реабилитация — это восстановление организма путем регулярных тренировок. Это постоянное движение, зарядка, упражнения на координацию.
Я учусь ровно стоять у стены и переносить вес с одной ноги на другую, а чтобы вспомнить, как правильно ходить, упражняюсь в специальных ходунках. Но процесс восстановления идет очень медленно. Раньше все получалось на автопилоте, а теперь осталось лишь в голове, но я не сдаюсь.
Реабилитолог помогает мне во всем: корректирует движения, смотрит, чтобы я колени не выгибала, дает специальные упражнения, помогает вставать, садиться, ставить вещи ровно, а не бросать их.
Оказывается, много чего нужно уметь делать правильно, раньше я этого не замечала, а теперь учусь. Сейчас мне нужно постоянно думать о том, как поставить руку или ногу, чтобы сделать какое-то движение. Например, чтобы наколоть помидор, нужно понять, как его расположить, как нажать на вилку.
В теории я все знаю, но чтобы выполнить это руками, нужно обязательно проговорить поэтапно каждое движение.
О планах на жизнь
После реабилитации я мечтаю снова заниматься музыкой, проводить время с семьей, вернуться к преподаванию в консерватории и много путешествовать. Давно хочу поехать в Норвегию, даже начинала планировать поездку, но оказалось, что срочно нужна операция.
29 ноября у меня должен был быть концерт, но пришлось отменить. Мне все думалось, что можно будет побежать уже через неделю, через две, но пока такого не случилось.
Очень хочется играть на фортепиано и вернуться к ученикам. Они мне пишут письма, желают выздоровления, а я стараюсь делать все, чтобы ускорить процесс реабилитации и вернуться к обычной жизни.
Помочь Зварте пройти реабилитацию можно на нашем проекте «Добро.Mail.Ru».