Элина Быстрицкая и еще 2 сексуальные, властные и опасные женщины послевоенных лет

Рассказываем о европейских, американских и советских актрисах, с которых брали пример не только их соотечественницы, но и ровесницы из других стран.

Мерилин Монро

Контент недоступен

Неофициальное звание главного секс-символа десятилетия, с большим отрывом от конкуренток, давно и, видимо, навсегда завоевала американка Норма Джин Бейкер, она же легендарная Мэрилин Монро. Она показала женщинам, что одинаково сексуально можно выглядеть и в стянутом в талию платьице с плиссированной пышной юбкой и глубоким декольте, и в более чем целомудренном толстом вязаном свитере с косами и джинсах: вопрос не в одежде, а в фигуре и том неуловимом нечто, которое принято называть женской харизмой.

Судьба Нормы-Мэрилин — сказка про Золушку или Белоснежку, разве что с плохим концом. Да и принцев в ее жизни было трое, а не один, а гномов — и того больше, причем не все они были добрые. Она действительно девочка из рабочего поселка, дочь душевнобольной матери, удочеренная добрыми людьми и начавшая свой трудовой путь на заводе — почти как многие советские звезды разной величины. То, что это был Radioplane Co., а не Уралмаш и не Трехгорка, сути дела не меняет. Работница Норма даже успела выйти замуж в своем изначальном статусе, но тут вмешался случай: ее у станка, с авиационным пропеллером в руках, сфотографировал газетный репортер — практически как Катю из фильма «Москва слезам не верит».

Контент недоступен

Если бы дело происходило в Союзе, про Норму-Мэрилин, вероятно, сказали бы, что она покатилась по наклонной: она бросила свою «честную рабочую специальность» и стала фотомоделью: это было легче, чем крутить гайки, и платили лучше. Муж взревновал, и супруги развелись. Но в частной жизни модель, а затем актриса и кинозвезда первой величины, оставалась все той же скромной девушкой из пригорода: любила свитера, джинсы и брюки-сигареты, со всеми держалась мило, улыбалась открытой улыбкой, поправляя свои роскошные волосы, не испорченные постоянным пергидролем (от природы Норма была темноволосой).

Дальнейший стремительный взлет карьеры Мэрилин (бывшую работницу авиазавода даже представляли королеве Елизавете II), ее сложная личная жизнь с браками-разводами, неудачными беременностями и странными отношениями с сенатором и затем президентом Джоном Кеннеди известны всем не меньше, чем ее знаменитый портрет работы Уорхола. Не все знают, кто отвечал за сценические и светские наряды актрисы, превратившие ее в икону стиля.

Платье-корсаж цвета фуксии из фильма «Джентльмены предпочитают блондинок» (в нем Мэрилин поет свой хит Diamonds Are a Girl’s Best Friend) и хрестоматийное, кем только не процитированное и не спародированное белое платье, подол которого задирается от сквозняка из подземки (фильм «Зуд седьмого года») сшил для актрисы художник по костюмам Уильям Травилла. Первая в истории кино лауреатка «Оскара» за лучшие костюмы Дороти Джекинс одевала Монро в фильме «Ниагара». Юбки-карандаши, идеально сидящие на безупречных бедрах Мэрилин, топы-корсеты и жакеты-болеро без застежки сводили с ума мужчин и женщин. Первые вожделели их обладательницу, вторые вожделели сами наряды: недаром ушлые маркетологи американских универмагов тут же кинулись тиражировать жакеты и юбки.

Контент недоступен

В сценических и повседневных платьях от модельера Сил Чапман актриса ходила в своей внеэкранной жизни: так, в облегающем темно-синем платье на тонких бретелях Монро пела для американских солдат в Корее. Джон Мур не только сшил для Мэрилин свадебный наряд для свадьбы с Артуром Миллером и вечернее платье-«русалка» для премьеры картины «Принц и танцовщица» (этот силуэт лучше всего подчеркивал идеальную фигуру Монро), но и оформил интерьеры ее нью-йоркских апартаментов. Премию «Оскар» в 1951 году Монро вручала в платье от Чарльза Лемейра, а знаменитое Happy Birthday Mr. President спела в наряде работы художницы по костюмам Джин Льюис.

Элина Быстрицкая

Контент недоступен

Советская кинозвезда Элина Быстрицкая, прославившаяся в СССР и за его пределами главной ролью казачки Аксиньи в фильме «Тихий Дон» по роману Шолохова, стала, пожалуй, первой знаменитостью такого уровня, о которой теперь бы сказали plus-size. Статная женщина с покатыми широкими плечами, высокой грудью и полными руками, с узлом роскошных тяжелых темных волос на затылке, была ролевой моделью и стилевым эталоном для миллионов подписчиц советских журналов «Работница» и «Крестьянка», а газета «Советская культура» в 1955 году признала Элину Быстрицкую актрисой года.

При этом жизнь Быстрицкой (она по происхождению вовсе не казачка, а еврейка) нельзя назвать легкой даже в сравнении с драматической биографией Мэрилин Монро. В 1941 году она и ее семья чудом избежали фашистской оккупации и истребления евреев на Украине, где Быстрицкие жили до войны. В эвакуации работала в госпитале, где ухаживала за ранеными, испытала на себе послевоенный голод, в 1953 году попала в толпу на похоронах Сталина, где получила травмы в давке, из-за чего у нее случился выкидыш (в итоге детей у Элины Абрамовны нет).

Контент недоступен

Кроме всесоюзной (и вышедшей за пределы СССР) славы, Быстрицкая пользовалась известностью как главная светская модница. Для визитов в посольства и на кинофестивали она шила на заказ вечерние платья из атласа и тафты, на ее роскошных плечах идеально смотрелись меховые палантины, которыми она дополняла свои наряды с глубокими декольте, открывавшими не менее роскошный бюст. Волосы актрисы, длинные и густые, позволяли ей носить не только казацкие косы, уложенные на затылке, но и сложные вечерние прически.

Зрительницы, которые не могли позволить себе подобных роскошеств, копировали одежду Быстрицкой из ее ролей простых женщин, например, комсомолки Лели из фильма «Добровольцы» 1958 года. Несмотря на показную аскезу этого в целом агитационного фильма, обычная, на первый взгляд, одежда (белые рубашки, цветастые сарафаны, серое платье-халат с английским воротником и поясом) смотрелась довольно элегантно. Быстрицкая почти всегда носила блузы и рубашки с V-образным вырезом: у нее не слишком длинная шея, и вырез маскировал этот недостаток.

Контент недоступен

По воспоминаниям довольно завистливых знакомых, опубликованным уже во времена перестройки, у Быстрицкой уже в 1950-е и 1960-е годы были заграничные наряды, дубленки и импортная обувь, а также персональные парикмахер, косметолог и швея. Вся эта роскошь объяснялась тем, что супругом Элины Абрамовны был приближенный к партийной элите советский аппаратчик Николай Кузьминский, начальник отдела переводов в Министерстве внешней торговли. Впрочем, даже самые завистливые «подруги» должны были признать, что у кинозвезды такого масштаба есть право и практически обязанность выглядеть на достойном западных коллег уровне.

Бетти Пейдж

Контент недоступен

Бетти Пейдж была западным секс-символом не в переносном, в значении «пол», а в самом прямом, эротическом смысле: эта фотомодель специализировалась на съемках в жанре фетиш и pin-up. В 1950-е годы фотографии Бетти украшали дверцы шкафчиков старших школьников и студентов, кабины грузовиков шоферов-дальнобойщиков, внутренние стороны крышек чемоданов военнослужащих практически всех званий и родов войск. Именно от такого варианта использования снимков произошло и само название жанра: pin-up означает «прикалывать, пришпиливать».

Первым «продюсером» Бетти стал ее случайный знакомый, полицейский и фотограф-любитель. Он снимал будущую модель в белье, топлесс и чулках. В дальнейшем модель позировала профессионалам — например, Банни Йигер, одной из основоположниц фотографии в стиле pin-up. Вместе с Банни Бетти подбирала самые эротичные наряды для фотосессий.