В сентябре жевательная резинка отмечает свой день рождения. В 1848 году американец Джон Кертис изготовил первую партию жвачки на продажу. Но к нам в страну жвачка попала только через сто с лишним лет, и здесь ее ждали приключения. В СССР ее запрещали и конфисковывали, ею торговали спекулянты, дети жевали каждую дефицитную пластинку всем двором… Вспоминаем историю жвачки в России.
Мир, дружба, жвачка!
Как уверяют знатоки вопроса, впервые советские граждане массово познакомились с жевательной резинкой во время Всемирного фестиваля молодежи и студентов в 1957 году. Приехавшие в Москву иностранцы щедро угощали своих новых друзей заморской диковинкой — к этому времени ее уже начали производить не только в США, но и в Европе. Официальным лозунгом мероприятия было «За мир и дружбу». Вот так, с поправкой на действительность, и появилось крылатое выражение «Мир, дружба, жвачка».
Первые попытки изготовить советскую жевательную резинку были предприняты в конце 1960-х в Эстонии на кондитерской фабрике Kalev. Однако опыт оказался не очень удачным: жвачка быстро твердела и портилась на жаре. Дальнейшие эксперименты с рецептурой и технологией пришлось прекратить по распоряжению властей. Такие атрибуты западного образа жизни, как жвачка, джинсы и рок-н-ролл, в СССР считались символом капитализма и буржуазной идеологии. Учителя в школе проводили разъяснительную работу о вреде западного продукта и публично критиковали школьников, которых заставали за жеванием — их даже называли «жвачными животными».
В коллекции Музея социалистического быта в Казани хранится интересный экземпляр — дневник советского школьника 1970-х годов. На одной из страниц есть такая пометка: «Принес в школу жвачку. Жевал сам, потом дал пожевать всему классу! Поведение: неуд!!!» Сохранились бланки конфискации жевательной резинки из почтового отправления — пересылка продукта была под запретом. А в сатирическом журнале «Крокодил» частенько появлялись карикатуры на жующих «бубль-гум» американцев.
Кофе с фруктами
Как водится, запреты только повышали престиж жвачки. Среди советских подростков она стала «эластичной» валютой, на которую можно было выменять все, что угодно. В 1970-е доставали ее с трудом: привозили из редких заграничных поездок, покупали у фарцовщиков, приобретали в «Березке» (единственный в СССР магазин, где за валюту можно было купить иностранные товары). Тогда же в моду вошло собирать фантики от жевательной резинки. «Вожделенные вкусности в бесценных обертках привозил родственник, работавший в США, скомканные фантики подбирались в гостиничных коридорах, где жили иностранцы, выменивались у одноклассников», — вспоминает блогер Александр Нанкин, обладатель большой коллекции оберток от жвачки тех времен.
Широкий доступ к этому продукту появился только перед Олимпиадой-80. Тогда советские власти поручили союзным предприятиям наладить выпуск «идеологически верной» жевательной резинки. Первая производственная линия была запущена в Ереване, вторая — на макаронной фабрике в Ростове-на-Дону. Сначала было всего два вида продукции: «Жевательная резинка» с фруктовым вкусом и мятная «Ну, погоди!». Таллинская фабрика Kalev, которая вернулась к выпуску жвачки в 1978 году, начала производить «Апельсиновую» и «Мятную». А московская фабрика «Рот-фронт» расширила ассортимент «Мятной», «Апельсиновой», «Клубничной», «Малиновой» и «Кофейным ароматом». Жвачку стали выпускать также на Украине, в Литве, Молдавии. Как правило, упаковка была стандартной: пять пластинок, обернутых в вощеную бумагу. В дальнейшем жвачку принялись продавать поштучно — на целую пачку у подрастающего поколения часто не хватало денег. Импортная жвачка — голландская Donald, польская «Лелик и Болик» — все еще оставалась в дефиците.
Любовь и вкладыши
Настоящий «жевательный бум» накрыл нашу страну в 1990-е. Отечественные фабрики закрывались одна за другой, зато в Россию хлынул поток жевательной резинки из Турции. Такие бренды как Turbo, Love Is, Boomer, Bombibom, Tipitip быстро стали популярными еще и потому, что под оберткой каждой жвачки находился «вкладыш» — картинки, наклейки с изображениями героев мультфильмов, комиксов, автомобилей. Школьники всей страны между уроками занимали подоконники школьных коридоров азартной игрой — они поочередно ударяли ладонью по стопке вкладышей, пытаясь перевернуть ее. Помимо сладкой фруктовой жвачки перечисленных брендов, в то время российские потребители узнали о существовании жвачки без сахара, дополнительным средством профилактики стоматологических заболеваний. Она вместе с консервами и шоколадом содержалась в посылках гуманитарной помощи, которую в начале 1990-х отправляли в Россию из Германии и США.
Орбит без сахара
Турецкие производители начали уходить с рынка сразу после открытия в стране местных производств жвачки. Все крупные международные игроки пытались закрепиться в России. Дальше всех пошла компания Wrigley: в 1996 году она начала строительство фабрики в Санкт-Петербурге и занялась созданием широкой сети дистрибуции.
Wrigley рассказала о функциональных свойствах жевательной резинки без сахара и влиянии на гигиену полости рта: защиту от кариеса и свежее дыхание. Фраза «Стоматологи рекомендуют Orbit» с тех пор крепко засела в голове у всех телезрителей. Для показа на российском ТВ компания обычно снимала местные ролики, а не адаптировала международные, поэтому некоторая реклама жвачки тех времен стала по-настоящему культовой. Например, часто пародировалась фраза «Волк сошел с ума!». Реклама оказалась настолько успешной, что в 1998 году группа «Сплин» даже посвятила жевательной резинке песню «Орбит без сахара» — она немедленно стала хитом радиостанций и вот уже 20 лет им остается.
К счастью, жвачка давно вышла из-под опалы и стала продуктом регулярного потребления для россиян.