На выставке «В будущее возьмут не всех» нет привычных картин в рамах или скульптур из белого мрамора, зато есть комната с пробитым потолком и куча мусора на столе. Художники Кабаковы работают в жанре «тотальной инсталляции», когда зритель оказывается внутри произведения искусства, словно заглядывает к кому-то в гости. Создавая инсталляции, Кабаковы используют предметы советского быта, многие из которых давно пылятся на ваших дачах и антресолях. Узнаете?
Раскладушка в инсталляции «Человек, улетевший в космос из своей комнаты» (1985)
У инженера Николаева была большая мечта: полететь в космос. Мечта художника Ильи Кабакова, придумавшего инженера Николаева, скромнее: вырваться из душной советской действительности. Скорей, скорей наружу! Бежать из этой маленькой комнатки! Здесь вместо обоев — агитплакаты, на полу — давно стоптанные ботинки, а к стене сиротливо жмется раскладушка с выцветшим колючим одеялом. Сколько бессонных ночей провел инженер Николаев, ворочаясь на этой продавленной раскладушке? Сомневаясь, а стоит ли космос того, чтобы больше никогда не возвращаться в эту комнатку? Никто не узнает, ведь однажды кабаковский герой соорудил аппарат из старых пружин и резиновых ремней, пробил в потолке огромную дыру и исчез. Илья Кабаков повторил его судьбу: в 1989 году художник уехал из СССР, чтобы никогда не вернуться.
Бидон, кастрюля и дуршлаг в инсталляции «Случай в коридоре возле кухни» (1989)
Жизнь в коммуналке выглядит романтичной только в фильме «Покровские ворота». В реальности «коммунальный рай» соткан из скандалов. В инсталляции Кабакова бидоны, кастрюли, терки, сковороды, тазы взлетают в воздух после очередной кухонной ссоры, да так и зависают в душном пространстве коридора. Для обитателя квартиры это — полоса препятствий: попробуй, доберись до двери, ничего не задев и не наделав шуму! Или бери цель крупнее: выжить в коммуналке без скандалов на зыбкой бытовой почве.
Старые фотокарточки в инсталляции «Лабиринт. Альбом моей матери» (1990)
Сколько историй хранят старые советские альбомы, куда наши родители, бабушки и дедушки одну за другой вклеивали черно-белые фотографии? Ни один профиль в Инстаграме столько не вмещает! Илья Кабаков рассказал биографию своей матери ее же языком, поместив отрывки из дневника на дешевые обои. Рядом с правдой, идущей от сердца одной из миллионов советских женщин, художник оставил фотоснимки и открытки — картинки внешне веселой и простой жизни. Эта инсталляция — признание в любви собственной матери и преклонение перед мужеством и стойкостью всех матерей.
Проектор для диафильмов в инсталляции «Воображаемый музей» (1992)
В детстве можно было прожить несколько жизней за один вечер. Все, что нужно для перерождения, — белая стена, проектор и коробка с диафильмами. Взрослым незачем возиться с фильмоскопом и пленкой, когда в белом световом пятне мелькают воспоминания. «Воображаемый музей» Кабаковых, где в пустом зале нет картин, а только подсвеченные стены, заставляет замедлиться, прислушаться, поправить внутренние настройки и вспомнить самые яркие диафильмы про свою жизнь.
Спичечный коробок в инсталляции «Человек, который никогда ничего не выбрасывал» (1989)
Играть в Плюшкина — позволительная человеческая слабость. Хранить билеты на фильм с любимым актером, записки с важными словами, ракушку времен первого свидания с морем — мило и не вредит экологии. Получается, Кабаков не придумал «человека, который никогда ничего не выбрасывал». Художник напомнил, что люди состоят из старых шляп и пустых спичечных коробков, клочков бумаги и прохудившихся ботинок. Словом, из всего, что посторонним кажется ненужным хламом. Но только не для владельца. И не для художника, который способен из забытых, брошенных, списанных со счетов вещей сделать искусство.
Выставку Ильи и Эмилии Кабаковых «В будущее возьмут не всех» можно посмотреть в Третьяковской галерее на Крымском валу до 13 января 2019 года.
Любишь читать про искусство и художников? Тогда узнай, как промотать целое состояние, если ты Рембрандт, а еще про женщину, которая пленила Карла Брюллова.