10 художников, которые добавляли в свои картины собственные портреты

Дизайнер, художник и создатель игры Arquester Ольга Алексеева предлагает повнимательнее рассмотреть известные картины.

Согласитесь, шедевры искусства намного более узнаваемы, чем их авторы. Например, мы легко можем восстановить в воображении такие картины, как «Утро в сосновом лесу» или «Рождение Венеры», но, как выглядели Шишкин или Боттичелли, даже и не представляем. А ведь увековечить свое лицо довелось многим художникам, надо только знать, где их искать.

Предлагаю навести справедливость в этом вопросе и посмотреть правде прямо в нарисованные глаза. Итак, представляем 10 звездных камео в мировой живописи.

Василий Суриков в картине «Боярыня Морозова», 1884—1887 годы

Этюдов к этой картине было создано бесчисленное множество. Среди эскизов к образу путника с темной бородой и волосами были и автопортреты. Изначально Сурикову позировал один паломник, но позднее художник решил изменить поворот головы. А так как паломника найти было уже невозможно, то он во имя благого дела употребил свое лицо.

Сандро Боттичелли в картине «Поклонение волхвов», 1475 год

В этой картине очень много портретов — там и правители Флоренции, и их свита, и купцы, банкиры, их приближенные и, конечно, добрая часть семьи Медичи. На полотне собралась самая элита. Сандро и себя пририсовал.

Карл Брюллов в картине «Последний день Помпеи», 1833 год

Ой, ну кем же себя изобразил Брюллов на своем бессмертном и самом обсуждаемом полотне? Ну, даже не знаю... может быть, художником, несущим ящик с красками и прочими художественными принадлежностями? Такая сложная аллюзия, очень неожиданно.

Виктор Васнецов в картине «Богатыри», 1881—1898 годы

Виктор слева. Он тут — Добрыня Никитич.

Тициан в картине «Наказание Марсия», 1570—1575 годы

Помимо самого Марсия, прочих сатиров и Аполлона, сдирающего кожу с Марсия, на картине находятся три человека — три художника разных возрастов. Молодой художник, почти младенец (он рядом со стариком), художник в расцвете лет (это тот, который отстраненно играет на скрипочке) и старик-художник, умудренный жизненным опытом и тяжестью художественного ремесла. Его Тициан и наделил своими чертами.

Артемизия Джентилески в картине «Юдифь и ее служанка», 1612—1613 годы

Всегда рада включить девочку в подборку выдающейся живописи. Артемизия, пожалуй, самая известная женщина-художник XVII века, первая женщина, избранная в члены Академии живописного искусства во Флоренции.

Этот автопортрет в роли Юдифь, убившей Олоферна, для нее своего рода терапия. Ее изнасиловал художник, у которого она проходила обучение, и боль этой травмы она изливала через творчество. Роль Юдифь для нее — это победа над мужчинами. Ее называют первой в мире феминисткой.

Альбрехт Дюрер в картине «Праздник розовых венков», 1506 год

Дюрер хоть и немец, а все равно, дедлайн по созданию этой картины вальяжно проплыл мимо заказчиков, художника и всех причастных. Картина не была готова ни к Пасхе, ни к Троице.

Забавно, что на листке, который Дюрер держит в руках написано: «Я, Альбрехт Дюрер, написал картину «Праздник четок» за пять месяцев». Хотя по факту, писал он ее месяцев девять, не меньше.

Микеланджело Меризи да Караваджо в картине «Давид с головой Голиафа», 1610 год

Разбойник, хулиган, пьяница и убийца Микеланджело да Караваджо все-таки был католиком и понимал, какую греховную жизнь он ведет и что бессмертие его души под вопросом.

Возможно, именно поэтому, изображает он себя очень неприглядным и отталкивающим.

Диего Веласкес в картине «Менины», 1656 год

Диего был тщеславен, он изо всех сил рвался к славе, признанию, причастности к высшему обществу. Его талант признавали, но не видели в нем аристократа.

На груди маэстро расположен красный крест — свидетельство того, что Веласкес является рыцарем ордена Сант-Яго, но добыл он этот крест пройдя через множество унижений.

Тем не менее, получив его, Веласкес вернулся к картине «Менины» и дописал его у себя на груди спустя несколько лет. (А еще есть слух, что крест на груди Диего написал сам король).

Микеланджело Буонаротти в картине «Страшный суд», 1537—1541 годы

Автопортрет Микеланджело — это содранная кожа в руке святого апостола Варфоломея.

Почему он так себя изобразил? Моя любимая байка — что Микеланджело не хотел расписывать капеллу, что его заставили, и этот автопортрет выражает его протест. А по библейскому сюжету — эта кожа принадлежит самому Варфоломею, который умер мученической смертью от рук язычников.