Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиВКонтактеИгрыЗнакомстваНовостиПоискОблакоComboВсе проекты
3 ноября 2018, Ольга Алексеева

Селфи, которые делали великие художники

Дизайнер, художник и создатель игры Arquester Ольга Алексеева рассказывает, почему в средние века делать автопортреты было немыслимо.

Ты когда-нибудь наблюдала за человеком, который делает селфи? Смеялась над ним в этот интимный момент самопознания? Закатывала глаза, глядя как он ищет свой лучший ракурс, выгодное падение света и размышляет над актуальной нынче выворотностью губ?

А вот в музее нам вообще не до смеха чаще всего. Не понимаем мы такого юмора, как автопортрет.

Автопортрет — это великолепная тема для обсуждения, я смотрю на него как на отдельный жанр, родившийся на стыке живописи, философии и психологии. Иногда художники так боятся себя приукрасить, что изображают себя хуже, чем они есть на самом деле, а иногда наоборот. Можно даже играть в игру «угадай самооценку художника по автопортрету».

Альбрехт Дюрер в 13 и в 27 лет

Посмотри на этот «Автопортрет в возрасте 13 лет» Альбрехта Дюрера 1484 года.

Не смешно? Зато революционно! И вот почему.

Отгадай с трех раз, почему именно этот рисунок я поставила первым? А потому что он и есть первый! Да! Это самый первый автопортрет в истории всей европейской живописи.

До XV века, до Дюрера, автопортреты было не то что не принято писать, это было чуть ли не противозаконно.

В качестве доказательства того, что создание автопортрета не являлось для художников расхожей идеей или каким-то мейнстримом, посмотри на «Туринский автопортрет» Леонардо да Винчи 1512 года — это первый автопортрет Леонардо, и он тут совсем не молод, ему уже 60 лет.

Не странновато ли, что только к 60 годам Леонардо дозрел до мысли изобразить себя? И то это очень спорный момент, многие искусствоведы заявляют, что Лео не оставил ни одного автопортрета, и этот рисунок создал не он.

Так или иначе — почему он не изобразил себя раньше? Что это за возрожденческий комплекс, так чуждый современным нам? Вдумайтесь только — за полторы тысячи лет изо ни одного селфача.

Представь себе, что ты живешь в эпоху готики. Ты всего лишь червячок, букашка в ткани мироздания, винтик в божественном замысле. Ты глупа, слаба и безвольна. Ты овца, которая нуждается в пастыре, который выведет тебя к свету и собственной рукой вытащит из пучины разврата, где ты так классно устроилась и тихонечко деградируешь.

Все прекрасное и великое, что создается в Средние века, создается не человеком, а Господом — по его допущению и его прихоти. Человек лишь инструмент, лишь игрушка в руках Творца, через которое транслируется божественное волеизъявление.

Эту нравственную систему можно четко увидеть на картине моралиста и любителя средневековой тоски Питера Брейгеля-старшего «Слепой ведет незрячего» 1568 года.

Мораль сюжета проста — люди, не знающие Бога, не знают истинного пути, они, как новорожденные котята, ходят друг за дружкой и, если один оступится, то повлечет всех остальных за собой к погибели, и всем будет неприятно.

А после средневековья бабахнул человеколюбивый Ренессанс, или Возрождение. Что значит Возрождение? Возрождение чего вообще? А возродились античные идеалы — человеку вернули его достоинство, признали его величие. Человек прекрасен, самодостаточен, да и вообще хорош со всех сторон. Все! Ты больше не былинка и не неведома травинка!

Отныне, когда человек создает что-то великое, то уже не потому, что где-то по счастливой случайности «словил гения», а потому что он сам есть Гений. Автопортрет — это инновация эпохи Возрождения, это размышление о себе, своей значимости и своей роли в этом мире.

И за подтверждением вышесказанного мы снова бежим к Альбрехту и его самому известному «Автопортрету в мехах» 1500-го года.

Какое у тебя первое впечатление от этой картины? Посмотри, Дюрер изображает здесь себя строго фронтально — так не принято было писать светские портреты, фронтально изображали только святых. Известно, что когда подслеповатый отец Дюрера вошел в мастерскую, то решил, что его сын написал Христа для какого-то заказа. Что неудивительно, ведь иконографически — и жест, и три волосинки, падающие на лоб, сообщают о том, что двух мнений тут быть не может — это заигрывание с сакральным образом. Этот автопортрет об утверждении себя как Творца. Это манифест человеческого достоинства. Он говорит, что живопись — это не ремесло, а интеллектуальный труд и что художник подобен Богу.

Автопортрет — это реперная точка, которая обозначает смену парадигмы мышления всего человечества, это слом, поворот сознания. Недооценивать значение и крутость автопортрета, это как недооценивать изобретение пенициллина.

Читай также:

Как полюбить скульптуру, даже если ты в ней ничего не понимаешь

Как полюбить живопись, даже если ты в ней ничего не понимаешь

Комментарии
1
irunchik
Мне понравилось. Не скучно...понятно...познавательно.Автору браво!
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Вы не ввели текст комментария
Вы не ввели текст комментария
Горячие темы комьюнити
Оксана Будниченко
Вот такая ситуация мне 45 ему 42. Познакомились. Я выгляжу моложе... Просто констатация факта. Не знаю почему....маме 71 ( никто не даст больше 50-55... импланты зубные в декабре вставила) Так вот:...
290
Девы, привет. Заставьте меня, или отговорите, поднять опу и приготовить суп. Бульон вчера сварила. Вот сижу думаю, если готовить, то какой Есть овощи на борщ, но его я не хочу. Ещё есть стручковая...
279
Попалась на глаза статистика ООН по уровню счастья в разных странах за 2020 год. Был немного удивлен увидев Финляндию на первом месте. В прежние годы зудели о том что у них лидерство по суициду. Но...
268
Всем привет! Впервые вчера посмотрела фильм "Ты у меня одна". Поспорили с мужем. А вы бы как поступили на месте Збруева?)
247
Останавливаются на одном, хотя, со стороны, вроде хорошие мамы.
227
Аноним
Кто строил дом с нуля?Дорого ли вам это обошлось и что было самым сложным и затратным при строительстве?
184
Подпишитесь на нас