Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
Рассылка
Подпишитесь на рассылку Mail Леди, чтобы быть в курсе главных новостей
4 января 2019, Источник: BBC News Русская служба

Небесный гламур и проблемы дресс-кода стюардесс

В облегающих жакетах и юбках, с тщательным макияжем, с безупречными прическами, на высоких каблуках бортпроводницы, безусловно, выглядят эффектно и даже гламурно. Но каково это — ежедневно работать в таком наряде на высоте 10 км над землей?

Когда Джейд работала стюардессой на дальних рейсах, она порой представляла себе возможную ситуацию с больным пассажиром, и ее серьезно беспокоило вовсе не то, сможет ли она оказать достаточно эффективную помощь в салоне самолета.

«Меня всегда смущало, что в зависимости от состояния пассажира, конечно, я могу оказаться рядом с ним на четвереньках, допустим, если надо будет сделать ему искусственное дыхание. И в этот момент на мне будет тесная юбка, которую я обязана носить, согласно строгому дресс-коду», — рассказывает Джейд, которая не захотела, чтобы ее фамилия была упомянута в этой статье, поскольку один из членов ее семьи по-прежнему работает в авиакомпании Virgin Atlantic.

Джейд обучали приемам сердечно-легочной реанимации на земле, когда на ней были удобные брюки.

Однако если бы такое понадобилось во время рейса, на Джейд была бы форма бортпроводницы (включая узкую ярко-красную юбку), на лице был бы макияж (губы в красной помаде), а ногти покрыты красным лаком.

«Меня беспокоило и то, насколько мне удобно в таком костюме будет помогать пассажиру в случае чрезвычайной ситуации, и то, как я буду при этом выглядеть со стороны», — добавляет она.

Для Джейд это лишь еще один пример того, как практические аспекты выполнения работы сталкиваются с требованиями соблюдения строгого дресс-кода, и все потому, что авиакомпания хочет, чтобы ее работницы выглядели именно так, а не иначе в глазах пассажиров.

После скандалов 2017 года проблемы сексизма на рабочем месте обсуждаются довольно широко и бурно. Однако, кажется, происходящее в небе пока выпадает из поля зрения борцов за права женщин.

Настойчивое следование определенному дресс-коду — в некоторых авиакомпаниях достаточно архаичному — подпитывает сложившиеся гендерные стереотипы. И тем не менее на нем настаивают.

В ответе на запрос BBC Capital представитель Virgin Atlantic написал, что «знаковая униформа» этой авиалинии подвергается всесторонним испытаниям на предмет комфорта и безопасности, а бортпроводницы вправе носить брюки, если того пожелают.

11 км на каблуках

За яркой картинкой небесного гламура скрываются серьезные проблемы со здоровьем, от варикозного расширения вен до проблем со сном, причины которых — условия труда.

Некоторые бортпроводницы настаивают на том, что все это лишь усугубляется излишними требованиями к одежде персонала.

Бывшая стюардесса British Airways Мел Коллинз вспоминает, как страдала от бурсита и острых болей в спине, когда работала в воздухе.

Типичный рейс дальнего следования длится 10 часов, и во время него Мел проходила более 11 км на каблуках (одно из требований дресс-кода). В результате — отекающие, распухшие ноги, болезненные волдыри.

И только когда Коллинз получила повышение и возглавила коллектив из 11 бортпроводниц, она сочла, что имеет право попросить, чтобы ей разрешили носить обувь на плоской подошве.

«Мне разрешили, и это была огромная разница! — вспоминает она. — Физический комфорт, который я испытывала, был просто несравним с прошлыми мучениями». (BBC Capital не удалось получить комментария по этому поводу от British Airways.).

Несколько женщин, работавших в разных авиакомпаниях, рассказали BBC Capital, что строгий дресс-код провоцировал проявления сексизма на рабочем месте со стороны пассажиров — от язвительных комментариев по поводу ума бортпроводниц до ощущения физической угрозы.

«Один мужчина сказал мне, что я выгляжу потрясающе, но у меня «что-то не так с головой» — и это только потому, что ему показалось, что я недостаточно быстро принесла ему вторую порцию выпивки», — рассказывает Джейд.

«Да и как можно ожидать серьезного к себе отношения, отношения как к человеку, который в случае опасности, возможно, спасет вам жизнь, если мы выглядим как надувные куклы?»

В упомянутом уже ответе по электронной почте представитель Virgin Atlantic написал, что авиакомпания не приемлет оскорбительного поведения в отношении членов экипажа, и работникам рекомендуется сообщать непосредственному начальству о любых подобных инцидентах на борту.

Мел Коллинз вспоминает, как однажды, когда она принесла вино, пассажир спросил ее: «А где же молодые и гламурные?»

По ее словам, такие случаи — в порядке вещей, и слова эти исходили от солидно выглядевшего мужчины, похожего на бизнесмена, а не от какого-нибудь налившегося пивом любителя холостяцких вечеринок.

Неотъемлемая часть работы?

Консультант фирмы The Air Law Firm Пэм Чэмберс не ожидает исправления сложившейся ситуации в ближайшем будущем.

Она указывает на растущие требования к авиалиниям по части точной отправки рейсов и безукоризненного обслуживания пассажиров — и на этом фоне у экипажей крайне мало шансов быть услышанными собственным начальством, когда речь заходит о недопустимом поведении пассажиров.

«Шутки ниже пояса, оскорбления, ехидные замечания — все это воспринимается как неотъемлемая часть работы, с таким сталкиваются почти все, кто имеет дело непосредственно с клиентами, и начальство этим не удивить».

«Именно от стюардесс ожидают, что они как-то уладят конфликтную ситуацию — чем быстрее, тем лучше», — говорит Чэмберс.

Мариса Мэкл более пяти лет работала стюардессой на самолетах ирландского авиаперевозчика Aer Lingus и теперь пишет об этом книгу. Она согласна с тем, что положение авиакомпаний, борющихся за пассажиров, уязвимо.

И тем не менее однажды она потребовала снятия с рейса пассажира, который в салоне самолета похлопал ее по ягодицам. В то время (середина 2000-х) подобная реакция со стороны стюардессы была неслыханна, говорит она, и, судя по всему, стоила ей продвижения по службе.

«Помню, как мне дали понять (капитан воздушного судна), что я реагирую слишком эмоционально и перегибаю палку, но я стояла на своем, и меня было не переубедить», — рассказывает жительница Дублина, которой тогда было 22 года.

Во время загрузки произошла ошибка.

«Я не собиралась позволять кому-то лапать меня и настояла на том, чтобы вызвали полицию аэропорта, несмотря на все убытки от задержки рейса», — говорит Мэкл.

Чэмберс добавляет, что в случаях серьезного противозаконного поведения пассажира самолет может быть посажен, и всем пассажирам придется покинуть воздушное судно.

Потери от задержки рейса и сложная внутренняя процедура разбора официальной жалобы обычно удерживают пострадавших членов экипажа от того, чтобы сделать историю достоянием гласности.

Однако по поводу дресс-кода бортпроводницы уже не стесняются говорить открыто.

Исследование, проведенное Королевским колледжем Лондона по заказу правительственной организации Acas, консультирующей по проблемам соблюдения трудового законодательства, выявило: работники (в том числе и авиакомпаний) хотели бы большей гибкости работодателей в вопросах дресс-кода.

И это вступает в прямое противоречие с политикой некоторых авиакомпаний и их, как сказано в отчете, «чрезмерной озабоченностью внешним видом сотрудников».

В еще одном отчете XpertHR (2015 г.) говорится, что в половине из опрошенных организаций разбирали жалобы сотрудников на требования дресс-кода, и, учитывая нарастающее количество прецедентов, эксперты по кадровым вопросам ожидают, что авиаиндустрию в этом смысле ждут непростые дни.

«Дресс-код обычно требует, чтобы женщины одевались более женственно, и это посылает вполне отчетливый сигнал о том, как работодатель видит роли женщин и мужчин. Чаще всего это не имеет никакого отношения к требованиям работы», — подчеркивает профессор Бинна Кандола из бизнес-школы Университета Лидса.

Кандола считает, что слишком женственная униформа открывает дорогу пренебрежительному поведению со стороны некоторых клиентов (или пассажиров), и «мы не должны больше принимать в качестве предлога объяснения руководства компаний, что, мол, такой образ работницы соответствует представлениям и ожиданиям клиентов. Это больше неактуально».

Консультант по вопросам трудоустройства Эмма О'Лири из ELAS Group согласна с Кандолой. Недавно она консультировала одну бортпроводницу относительно ее права надевать (или не надевать) туфли на высоком каблуке. Авиакомпаниям придется пересмотреть свою политику дресс-кода, уверена она, особенно в части обуви и макияжа.

«Авиакомпании по-прежнему придерживаются давно устаревших взглядов на то, как именно на работе должны выглядеть женщины, и как — мужчины. Мы — не секретарши из 1950-х, — говорит О'Лири. — Да, вам нужно хорошо выглядеть в глазах пассажиров и широкой публики, но этого можно достичь вне рамок навязываемого сверху стиля одежды (в чьем-то представлении «чисто женского»).

Кое-что меняется

Во время загрузки произошла ошибка.

Есть тем не менее и признаки перемен. Например, в результате трудового спора женщинам, работающим бортпроводницами на части рейсов British Airways, разрешено носить брюки.

Мариса Мэкл недавно летела в качестве пассажира своей бывшей авиалинии Aer Lingus и заметила перемены еще в одной сфере: некоторые из стюардесс были явно крупнее 44-го размера. Всего десять лет назад такие девушки просто не были бы приняты на работу.

Мэкл вспоминает, что любое изменение в размере одежды грозило тогда унизительными разборками у начальства, поэтому бортпроводницы делали все, чтобы не допустить прибавления в весе.

«Если я могла протиснуться между тележкой с напитками и сиденьем пассажира и при этом не сдвинуть тележку с места, значит, все было нормально, можно не беспокоиться по поводу своего веса», — рассказывает она.

«А я беспокоилась по этому поводу постоянно. Те девушки, которым довелось пройти через эти разборки, бывали ужасно расстроены, для всего экипажа они становились притчей во языцех. И вот теперь я вижу чуть более крупных бортпроводниц — кое-что меняется».

Меняется, но впереди еще долгий путь. И в интересах самих авиакомпаний  — поскорее пройти его.

А тут читай кое-что еще про современные дресс-коды (и как их соблюдать или нарушать):

Как подобрать наряд на вечеринку с дресс-кодом;

Как обмануть офисный дресс-код летом (готовь карету зимой, как говорится);  

В чем ходят первые лица государств на футбол, например; 

Звезды, которые плевать хотели на этот ваш дресс-код.

BBC В данном материале на законных основаниях могут быть размещены дополнительные визуальные элементы. "BBC News Русская служба" не несет ответственности за их содержимое.
Вы подписались на рассылку.Отменить
Подписаться на рассылку
Комментарии
7
Душка
Ну да, потом они перестануть мыться, как многие бодипозитивщицы, будут разносить смрад как раз на уровне носа сидящих пассажиров, разжиреют, будут всех толкать своими ж...ми и от лишнего веса еще больше жаловаться на отеки ног. Что за абсурд я прочла? Не нравятся требования, ищи другую работу, что за манера лезть со своими уставами в чужой монастырь у этих дам?
СсылкаПожаловаться
Оракул Дельфийский
В ответ на комментарий от Душка
Душка
Ну да, потом они перестануть мыться, как многие бодипозитивщицы, будут разносить смрад как раз на уровне носа сидящих пассажиров, разжиреют, будут всех толкать своими ж...ми и от лишнего веса еще больше жаловаться на отеки ног. Что за абсурд я прочла? Не нравятся требования, ищи другую работу, что за манера лезть со своими уставами в чужой монастырь у этих дам?
СсылкаПожаловаться
Душка, выражаясь вашим языком, не нравится - не читайте. Все проблемы в мире от категоричности. Бодипозитив - это попытка неухоженных индивидуумов примирить мир с собой (мы сейчас не говорим о медицинских причинах ожирения). А упомянутые дамы в чужой монастырь не лезут, они и есть этот монастырь, так как непосредственно предоставляют услугу. И оказывать помощь при форс-мажоре гораздо удобнее в брюках и обуви без каблука. А если униформа провоцирует домогательства, то надо либо её менять, либо ужесточать наказания пассажиров (снять с рейса - прекрасный способ). Так что, прежде чем кого-то обвинять/осуждать, попробуйте включить мозги. Это намного полезнее, чем разносить по интернету смрад своих злобных мыслей.
СсылкаПожаловаться
Нодра
Согласна с Оракулом Дельфийским. Молодец!
СсылкаПожаловаться
@@@^^^@@@
Душка совсем не душка, а душок какой-то озлобленный. Абсурд в ваших словах.
СсылкаПожаловаться
Людмила Шатерникова
Я сомневаюсь.чтобы молодая девушка одела "мешковатую"юбку,просто мини не нужно одевать стюардессе,и каблук у туфлей -лодочки пусть будет не выше 5 см. одним словом Классика всему голова
СсылкаПожаловаться
Карамель Взлётная
Самолёт - не поезд, более "крупные" бортпроводницы в воздухе могут быть опасны из-за перевеса.
СсылкаПожаловаться
Людмила Мартынова
А крупные пассажиры, не влезающие в одно кресло не опасны для перевеса? Разумеется, что девушку выше 48 размера не возьмут в стюардессы ибо она застрянет между рядами. А по 48 включительно это нормально. Просто уж зажали так зажали рамки.
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Вы не ввели текст комментария
Вы не ввели текст комментария
Горячие темы комьюнити
Неоднозначный случай произошел в Рождество в Новосибирске. Эпицентром скандала стал автобус №43. Там ехала 16-летняя девушка Полина. И она отказалась уступить место пенсионерке, когда ее об этом...
494
Декрет
Аноним
Дамы, ответьте на такой вопрос, чем можно заниматься в декрете, что постоянно не хватает времени? Жена в декрете почти полтора года и сначала я верил во все, что она говорила, но потом пообщавшись с...
396
Кабала
Лиза-Наташа Котванова
Приходила подруга, посидели разговорились: с мужем развелась, двое детей, ипотека платит 110 в месяц, из-за нужны в деньгах пашет с утра до утра, встречаемся хорошо если раз в 8 месяцев, платить за...
238
Замужем. 10 лет. Мне 35 лет. Муж сначала не против был ребенка, но сначала не было жилья, теперь когда жильё есть он не хочет ребенка. Знаю, что беременеть обманом плохо, но считаю, что он меня тоже...
233
романтиков или прагматиков? Я почему то не люблю романтизм и розовые сопли. Мне кажется что в трудный момент такой мужчина может и будет плакать вместе с тобой, но поступок вряд ли совершит. А вы как...
193
Чтобы деньги закончились. Как так у людей деньги заканчиваются? Как может не хватить до зарплаты? Если вы считать не умеете, держать аппетиты свои не умеете при отсутствии приличных доходов , то кто...
188
История моих просмотров
СкрытьПоказать
Подпишитесь на нас
Рассылка Mail Леди