Владимир Полупанов, «АиФ»: Филипп, кто сегодня артист No 1 в России?
Филипп Киркоров: С чего это вдруг такой вопрос первому артисту страны. Я тебе ответил? (Смеётся.) Мне кажется, за эти три десятка лет, что я на сцене, я заслужил право называться первым.
Вообще, сколько людей, столько вкусов и мнений. Для кого-то я первый и единственный (думаю, ты и сам знаешь, что такие есть). Кто-то терпеть меня не может, никогда в жизни не слушал, и для них я самый отстойный артист. Но одно знаю точно — равнодушных нет. А уж первый или последний — время все расставит на свои места.
Но, как показывает жизнь, ничто не вечно. Казалось бы, Любовь Орлова — кумир миллионов советских людей, символ нескольких поколений. Лет 10 назад после моего концерта в Ялте приходим в гостиницу, включаем телевизор, начинается советский фильм «Цирк».
Я говорю участникам своего шоу: «Ребята, сейчас будет фильм с Любовью Орловой, давайте смотреть». И самый звездный солист балета (не буду называть его имя, он уже исправился) спрашивает: «Орлова? Из «Блестящих», что ли?» Для меня Любовь Орлова — это блистательная актриса, целая Вселенная. А для «поколения next» Орлова — солистка из «Блестящих». Я задаю танцору (ему тогда было 25 лет) второй вопрос: «А имя Фаина Раневская тебе что-нибудь говорит?» — «Это писательница?» — задумался он.
Сейчас они уже у меня образованные — прочли Станиславского «Моя жизнь в искусстве», знают, кто такая Раневская и Орлова. Посмотрели уже не только французские комедии «Фантомас разбушевался» и «Жандарм женится» с Луи де Фюнесом, но и фильмы Пазолини, Феллини и других великих мастеров. Но я понимаю, что за пределами моего коллектива есть другая жизнь. И для многих Любовь Орлова — это еще хорошо, если солистка из «Блестящих».
— Ты никогда не отличался скромностью…
— «Скромность — прямая дорога к безвестности», — сказал Чарли Чаплин. Профессия у меня совсем нескромная.
— Назвав свое шоу «Я+Я», ты превзошел сам себя.
— Возможно, это и выглядит нескромно. Но если бы не было людей, которые приходят на мои концерты, не было бы и меня. Каждый человек — это отдельное Я. Отсюда «+Я». Во-вторых, два Я, одно из которых перевернуто, визуально красиво смотрятся. В-третьих, это совершенно новое шоу, которое не входило в мои планы. Мы планировали шоу «Я» катать еще года три. Но вся эта песенная трилогия «Цвет настроения синий», «Ибица» и «Цвет настроения черный», без которой сегодня уже сложно представить мой концерт, сильно изменила концепцию и настроение шоу «Я».
Мы начали вносить изменения и поняли, что менять надо почти все. В результате остался лишь фундамент, заложенный в сценографию Франко Драгоне. По сути, у нас родилось совершенно новое шоу, премьера которого состоится 25 декабря в «Олимпийском». В следующем году мы начнем гастрольный тур с этой программой с Дальнего Востока.
— Это правда, что шоу обошлось тебе в 6,5 млн евро?
— Правда. Тех же экранов, которые заказал Драгоне, не было в России. И мы их купили за 1,5 млн евро за границей. Сейчас я понимаю, что можно было взять их в аренду у нас в стране. И по большому счету публика не заметила бы разницу. Но я до такой степени дотошный, что если режиссер сказал, что ему нужны именно такие экраны, мы их ему достали.
Когда ставили мюзикл «Чикаго», бродвейские продюсеры сказали: желательно, чтобы фотографии для буклетов делал американский фотограф. Тогда это стоило 100 тысяч долларов. А могли бы сделать фотосессию для буклета усилиями наших фотографов, которые ничем не хуже американских. Как я потом узнавал, в других странах обходились местными профессионалами.
Я же перфекционист. Поэтому иду на все условия, порой самые абсурдные, даже сейчас в это кризисное время, когда деньги достаются очень тяжело. Просить я не умею. Потому платил из своего кармана.
— Окупились затраты?
— Мы и начали новое шоу, потому что закрыли все расходы, связанные с предыдущим. Это инвестиции в самого себя. Может быть, если бы я не делал таких вложений, у меня и не было такого имени и такой позиции, которую я завоевал в шоу-бизнесе. Это дорогое удовольствие, к сожалению. Но оно оправдывается.
Конечно, мне есть куда потратить 6,5 млн евро. Особенно при наличии детей. Я мог бы уже и дом загородный достроить. Ландшафт там так и не сделан. Все же когда видят Киркорова, то заряжают сразу миллион долларов. У меня сегодня нет свободного миллиона на ландшафт. Но на шоу есть. Немногие артисты так вкладываются в себя. Хотя знаю, Гриша Лепс вложил в домашнюю студию миллионы долларов.
— Я был у него на студии. Богато!
— Но он теперь сам чертыхается: «На фига мне такая?» Ее надо все время обновлять. А это бесконечные вложения. Так что у каждого из нас свой масштаб «стихийного бедствия» при очень нестабильной ситуации в стране. Слава богу, я не завишу от корпоративной деятельности. Потому что мой основной доход — кассовые концерты. Люди, видя мои афиши в городах, прекрасно понимают, что их ждет высококачественное шоу. Минимум 3 часа.
А есть артисты, доходы которых складываются только от работы на корпоративах, количество которых сегодня катастрофически упало. Денег у людей стало меньше в разы. И существует президентский указ проводить праздники на свои, а не на бюджетные деньги. А как стали гулять на свои, решили: зачем нам артисты, мы лучше под караоке споем.
— Тебе хватает денег?
— Мне нужно 10—15 концертов в месяц, чтобы обеспечить себя и свой коллектив, который у меня очень большой — 70 человек. На то, чем живу и на что трачу, мне хватает. Не задумываясь, трачу на одежду и путешествия. С трудом отвоевываю себе месяц каникул в январе. Раньше отдыхал и в июне. Но теперь, как торжественно сообщил мой директор Геннадий Рыбак, июнь тоже замечательный месяц для работы. Поэтому и июнь у меня забрали.
Остался январь и 2 недели в мае, когда я езжу на «Евровидение». Я называю этот конкурс «казино». Проводя там время, я избавляюсь от стрессов и забываю, что я артист Филипп Киркоров. Там я продюсер, который играет в лотерею.
— У тебя уже есть на примете артист, с которым ты готов отправиться на «Евровидение-2019» в Израиль?
— Есть идея и кандидатура. Но надо, чтобы они совпали с идеей и кандидатом канала «Россия 1», который будет в следующем году транслировать конкурс. Обсуждаются разные претенденты. Если видение канала совпадет с моим и если мне поступит предложение возглавить креативную команду, я его с удовольствием приму.
Много лет назад я поклялся взять «Евровидение» измором и привезти его в Россию — не важно, в качестве кого: артиста, продюсера, композитора. Главное, чтобы победа ковалась под моим руководством. Уверен, рано или поздно это случится, как и все в моей жизни.
— Если от твоих услуг канал «Россия 1» откажется, поедешь на конкурс от другой страны?
— Или воздержусь от участия в этом году, или приму предложение от другой, но дружественной нам страны, как в прошлом году от Молдовы. Молдавский президент Додон в прекрасных отношениях с Путиным. У него правильная политика и взгляд на наши взаимоотношения. Я посчитал, что мое участие в конкурсе от Молдовы сблизит наши страны в это непростое политическое время. Но у меня нет задачи: во что бы то ни стало участвовать в «Евровидении». Даже если никого не будет, просто поеду в Израиль на полуфинал и финал в качестве гостя.
— Чем тебя привлекает «Евровидение», которое часто ругают? И есть за что.
— И меня ругают.
— Время от времени там участвуют исполнители с интересными номерами. Но в массе своей это скучное зрелище.
— Сам формат конкурса уникален. Это как олимпийские музыкальные игры. Не все же страны блистательно играют в футбол или проявляют себя в художественной гимнастике, как ученицы Ирины Винер. Есть страны, которые плохо это делают, но все равно участвуют. Там побеждает сильнейший.
— Не всегда сильнейший. В 2017 году лучший номер и песня были у Сергея Лазарева.
— Да, тогда у нас украли победу — профессиональное жюри поставило нули.
— Это же было необъективно, чистая политика.
— Да. Но за Джамалу тогда голосовало и большинство телезрителей. Значит, в ее песне что-то было. Мне ее песня показалась надуманной. А многие мои друзья-иностранцы говорили, что им понравилось все: концепция, исполнительница, песня. Значит, она, действительно, лучшая.
Я говорю о том, что прекрасна сама идея конкурса — в один вечер выступают артисты из разных стран. И вот начинается голосование! Азарт! Страсть!
— А если убрать элемент голосования, «Евровидение» будет скучнейшим конкурсом.
— Конечно, все сразу умрет. Это все интересно, пока есть элемент состязательности. Я бы все-таки чуть-чуть поменял правила. Не уравнивал бы голоса жюри и телезрителей. Сложно проконтролировать 5 членов жюри, сидящих в одной комнате. Их всегда можно ангажировать. И мы знаем не понаслышке, как это делается. Я бы 70% отдал голосам телезрителей, а 30% оставил за жюри. Но 50 на 50 — это несправедливо.
— 25 лет назад, когда я только начинал работать в «АиФ», главный редактор Владислав Старков не принял мое интервью с Ириной Аллегровой. Оно ему показалось излишне комплиментарным. «Она тебе что, заплатила? — кричал на меня он. — Ты должен чехвостить попсу». Старков требовал критических и острых материалов о популярной музыке.
— Что же он Аллу Пугачеву никогда не чехвостил и не критиковал?
— Ну, ты же знаешь, что он дружил с Пугачевой.
— Должно же быть уважение к выслуге лет, в конце концов. Критиковать ради того, чтобы просто критиковать — это глупость. Это точно так же, как эпатаж ради эпатажа. Можно задавать острые вопросы. Их можно задать хамски, можно язвительно, как это делает Юрий Дудь…
— Я удивлен, что он до сих пор не позвал тебя на интервью.
— Мне передавали, что он ждет меня для разоблачительной беседы. Зачем так узколобо мыслить? Есть же масса тем, на которые можно поговорить с актером, режиссером. Яд можно направить и на благие цели. Он может и лечить, как мы знаем из медицинской практики. Но когда ты просто хочешь ужалить ради того, чтобы продемонстрировать, какой ты смелый — задал гадкий вопрос Киркорову — это мелко.
— Но ты ведь сам любишь эпатировать.
— В музыке — да.
— Поговорим про «Ибицу»?
— Или про «Цвет настроения синий». Это тоже эпатаж. Можно так эпатировать. А можно показать пятую точку. О! Артист N показал голую задницу. Артистка Х оголила грудь! Или ругнулась со сцены. Это тоже эпатаж. Но сиюминутный. Меня сиюминутная история никогда не интересовала.
Я не ставил себе задачу просто эпатировать, а всегда хотел сделать что-то яркое, из ряда вон выходящее. Иногда это было удачным, иногда неинтересным. Бывало, что мои самоирония и юмор не были поняты, как в случае с «Ибицей». Но мы с Колей быстренько придумали ход и сняли извинение, которое по просмотрам переплюнуло даже саму «Ибицу».
Некоторые телевизионные начальники в резких выражениях выразили крайнее недоумение по поводу клипа «Ибица». На что я сказал: «Кто не ошибается, тот не идет вперед».
— То есть ты признаешь, что вы с Колей перегнули палку?
— Кто-то воспринимает это, как творческий провал. Я нет. Если бы не было «Ибицы», не появился бы следом дуэт «Цвет настроения черный» с Егором Кридом. Именно «Ибица» породила этот тандем.
— А еще в этом клипе снялся Тимати, с которым вы когда-то были врагами.
— Мы и с тобой были врагами. Важно вовремя осознать, что гораздо лучше находить общий язык, нежели становиться в позу. У меня есть своя позиция, то есть взгляд на многие вещи. Но поза ни к чему хорошему не ведет.
— Для тебя имеет значение положительная или отрицательная реакция на то, что ты делаешь?
— Я всегда все анализирую. Мне было интересно, почему у клипа «Цвет настроения синий» миллион лайков и 200 тысяч дислайков? А у «Ибицы», наоборот, дислайков больше, чем лайков? Но я никогда не вчитываюсь в анонимные комментарии.
— Настроение портится?
— Оно у меня уже давно не портится ни от статей, ни от комментариев. Они же все одинаковые. Чего на них реагировать? Когда мне говорят что-то в глаза — это одна история. А когда пишут анонимно какую-то гадость, чего на это реагировать? Мне интересно анализировать в целом: почему большинство не поняло наш с Колей юмор? Мы же никого не оскорбили в «Ибице»? Сами изваляли себя в грязи и над этим посмеялись. Я утянул себя в корсет и над этим тоже посмеялся. Мы поиздевались над собой. Почему это так обидело общество? Почему нас все дружно осудили? Мне интересно твое мнение.
— Мне клип в целом показался не смешным, а пошлым. Я посмотрел его один раз. И захотел забыть. Можно было сделать все без мата и нечистот. Если и иронизировать, то как-то тоньше.
— А «Ленинград» без мата можно воспринимать?
— Нет. Но ты себя со Шнуром не сравнивай. Что идет Шнуру, не идет Киркорову.
— В клипе «Цвет настроения синий» тоже есть мат. Почему этот клип не осудили?
— Потому что там грань пошлости не перейдена. Извини, дерьмо, которое летает по экрану, никогда не будет вызывать положительные чувства.
— Дерьмо — к деньгам. (Смеется.) У Баскова после этого клипа просто море работы.
— А у тебя?
— И у меня все в порядке. Могу судить об этом по количеству зрителей в зале. Я не завишу от того, есть ли у меня новый хит. Я уже сам по себе хит. Вот на этот хит по имени Киркоров зрители и ходят. Конечно, хорошо, когда в конце программы я на бис пою три новых шлягера подряд. Концерт заканчивается на эмоциональной ноте, и все уходят в эйфории после песни «Цвет настроения синий». Но когда не было этой песни, уходили в эйфории после «Я за тебя умру» или «Атлантида».
— Несмотря на количество просмотров клипа (52 млн), согласись, что «Цвет настроения синий» не великая песня?
— За 30 лет на сцене я исполнил массу замечательных серьезных песен («Жестокая любовь», «Ты, ты, ты», «Немного жаль», «Снег» и т. д.). И имею право немного пошалить? Если бы у меня не было других песен, то, конечно, можно было бы предъявить мне претензию, что я рассадник легкомысленных произведений.
«Цвет настроения синий» далеко не посредственная песня. Если она пользуется таким спросом, значит, это как минимум качественно, как максимум талантливо.
Про «Ламбаду» и «Комарово» тоже можно было бы сказать, что это легкомысленные, не великие песни. Но под одну танцевал весь мир, под другую одна шестая часть суши. Великие песни — это те, которые олицетворяют время, ассоциируются с ним. Sex Bomb Тома Джонса — великая?
— Скорее нет. Для меня My Way Фрэнка Синатры — великая песня.
— А я говорю про песню Тома Джонса Sex Bomb, которая стала убойным хитом в 1999 году, когда ему было 59 лет. До сих пор она звучит актуально. Под нее хочется танцевать? Она рождает положительные эмоции? Значит, это великая песня. Песня Believe в исполнении Шер — великая?
— Но «Цвет настроения синий» — далеко не Sex Bomb и не Believe. Вот если бы твои дети спросили тебя: «Папа, о чем песня «Цвет настроения синий», что бы ты им ответил?
— Хороший вопрос! (Задумывается.) Ты знаешь, а именно дети и сподвигли меня записать ее. Мне присылают много песен, которые я слушаю с телефона, когда нахожусь в дороге. Прошлой осенью в Болгарии мы ехали в машине с Мартином. И я включил «Цвет настроения синий». Послушал. Ну, миленькая. Ничем не запомнилась. Слушаю следующую. Проходит минута. Мартин меня просит: «Папа, а можно еще раз про синий цвет послушать». Ну, давай. Всю дорогу мы слушали на «репите» эту песню. Но я все равно не отреагировал на нее должным образом. Проходит время, Мартин снова меня просит поставить.
Тогда я понял, что это не случайно. Звоню директору и говорю: «Я не сразу отреагировал на «синюю песню». Позвони автору. Давай, может быть, на всякий случай приобретем». Он перезванивает и говорит, что автор песни (украинец Антон Пустовой. — Ред.) уже продал ее другому исполнителю (который сейчас, думаю, волосы на себе рвет от досады). Мне же нельзя говорить: «Нет». Мы перекупили эту песню, заплатив в 2 или в 3 раза больше. И когда очередное утро началось с просьбы Мартина «Папа, поставь мне синий», я понял, что в этом детском независимом восприятии есть зерно.
На все мои главные хиты сначала реагировали дети, которые, кстати, с удовольствием ходят на мои концерты. Я и для 15—16-летних подростков не ископаемое, каким я, может быть, являлся до этого года.
Вдруг это поколение наряду с рэп-музыкой слушает и меня. О чем свидетельствуют рейтинги Apple music, Яндекс. Музыка, iTunes и т. д. Среди новомодных исполнителей — 51-летний Филипп Киркоров с тремя треками! Из моих ровесников рядом больше никого. Значит, что-то в этой песне есть. А о чем она? Черт его знает. Но в ней есть магия, настроение. Язык, на котором она написана, сегодняшний. И клип очень удачный.
Увы, сегодня большой дефицит хороших песен. Шер в этом году выпустила альбом Dancing Queen, перепев песни группы «АББА». И в декабре отправляется в большой тур по всему миру с этой программой. И ни одна сволочь не говорит, что она королева ремейков. Там это почему-то никого не смущает. Почему-то это всех волнует только в нашей стране. Почему Киркоров перепел то или это? Почему там это можно, а здесь нельзя? Встречный вопрос.
— Сегодня можно все. Как там в последней книге Пелевина: «Сами знаете, какая сейчас культурная ситуация — постмодернизм. Первоисточник не всегда понятен».
— Почему это нельзя было уразуметь в конце 90-х, когда я был одним из первых, кто это понял? Понравилась песня — я дал ей новую жизнь на русском языке. Через меня узнали о Таркане, когда я перепел его «Шикадам», о Дане Интернейшнл, когда я спел «Вива ла Дива». «Я за тебя умру» — тоже прекрасная песня получилась, хоть и ремейк. Что плохого в том, что новое поколение узнало замечательные иностранные песни, перепетые на русском языке? Думаешь, Шер записала песни АББА от хорошей жизни? Просто такого уровня сегодняшних песен нет.
Еще читай — 11 холостяков, которых мы потеряли в 2018 году.