Быть сильной и независимой или положиться на мужчину, и пусть добывает мамонта? А можно ли рассчитывать на уважение и равноправие, если твой вклад в семью — борщи и стирка? Давайте порассуждаем.
Саша и Женя поженились довольно рано: оба были студентами, и подработок едва хватало на съем комнаты. Зато самостоятельность! Спустя некоторое время заработки выросли, и пара смогла позволить себе отдельную квартиру. Они много работали, стремительно наращивая доходы, параллельно добирая навыков на курсах и дополнительном образовании: все это открывало более приятные перспективы.
Однако внезапная беременность нарушила планы: после недолгих размышлений было принято решение рожать, а карьера с образованием никуда не денутся. Малыш родился в срок и совершенно здоровым, хорошо спал, отлично набирал вес и радовал родителей беззубыми улыбками.
Когда крохе-сыну исполнился год, никто и помыслить не мог оставить сладкое солнышко няням или, того хуже, отдать в ясли. Семья стала классической: Саша зарабатывает деньги и обеспечивает семью, Женя заботится о ребенке, ведет хозяйство и всячески создает дома атмосферу уюта и комфорта.
Было решено, что с маленьким Кирюшей Женя посидит до трех лет. Оба супруга друг друга уважали, вклад в общее дело — ценили, никто никогда не попрекал деньгами и выдавал нужные суммы по первому требованию. У Кирюши были хорошие игрушки, новая одежда и обувь, развивающие кружки и спортивный уголок.
Когда Кирюше исполнилось три, его попытались отдать в детский сад, но мальчик закатывал такие истерики, что Саша и Женя сдались: пусть, мол, дорастет. А ближе к школе стало ясно: Женя со своим 7-летним перерывом в стаже не представляет интереса для работодателя. Разовые заказы — да. Фриланс и ведение проектов на удаленке — почему бы и нет. Но ничего стабильного, что позволяло бы Жене думать, что этот вклад в семью сколь-либо существенен или поможет удержаться на плаву в случае финансового кризиса.
Женю все чаще мучили сомнения: правильным ли было то решение — бросить работу ради ребенка и семьи? Сомнений в Сашиной порядочности не было, поводов для недоверия или каких-то подозрений — тоже. Но какой-то холодок нет-нет да и пробегал. У Саши были друзья, коллеги, корпоративы и выездные мероприятия. У Жени — родительские собрания, уроки, поделки из шишек и пять рецептов борща.
Уже никто не вспоминал, что когда-то Жене прочили блестящее будущее юриста по международным экономическим сделкам, а в телефонной книжке вместо «Варвара Степановна педиатр» и «Сергей тренер теннис» были списки деловых партнеров.
Отношения остывали. И в конце концов случилась измена: у Саши начался классический служебный роман. В момент очередной ссоры из-за позднего возвращения прозвучала фраза: «Нет, ну что мне, всю жизнь сидеть возле тебя? С тобой скучно! Твоя жизнь — это ребенок и быт! О чем нам говорить?»
Развода не случилось. По меньшей мере — сразу. Роман исчерпал себя и был забыт, Саша и Женя вырастили Кирюшу до совершеннолетия. Сейчас они наконец расстаются, потому что мороз последних лет доконал все то тепло, что еще было между ними.
Они делят имущество: Саша полагает, что достаточно все попилить пополам, Женя же настаивает на выделении имущества и Кирюше. Саша считает, что Жене стоит нести бóльшую ответственность за свой выбор, потерянную карьеру и отупение (никто не просил! Никто не заставлял!) Женя считает себя жертвой обстоятельств, потратившей жизнь на самое бесперспективное дело — семейный быт.
Были ли они равноправны, пока были семьей? Конечно, нет. Несмотря на то что между Сашей и Женей никогда не было конфликтов по финансовым вопросам, деньги все равно были в руках одного из супругов. И с ним всегда было знание, что он Может эти деньги Не Дать.
Может попросить отчета о том, как они были потрачены. Может утаить часть доходов и создать себе подушку безопасности на всякий случай. Может дать деньги маме-папе-брату, чтобы те купили нечто крупное, а потом подарили. Может в любую секунду уйти в свободное плавание, платя алименты и оставаясь для общества порядочным человеком.
Второй супруг был этого лишен по умолчанию. Ведь как оценить ведение хозяйства? Сколько стоит написать список покупок? Сходить на родительское собрание? Как пересчитать в рубли 4 часа разучивания стихотворения про Лукоморье? Сколько стоит вытирание луж за щенком, которого так просил Кирюша? Это же мелочи! Это же для семьи, для общего уютного дома!
То-то и оно. Все это время Сашин труд был персональным. Для Сашиного профессионального роста. Уверенности в завтрашнем дне и финансовой состоятельности. Женин труд был монотонным, повседневным и не приносящим никаких дивидендов: пол снова пачкается, с собакой снова надо гулять, уроки задают каждый день.
Формальное равноправие. Чисто формальное.
А если вы уже подготовились к написанию комментария о предназначении, гендерных ролях и традиционном укладе общества, о том, что женщине стоило лучше следить за собой и сохранять интерес мужа, развиваться и не зацикливаться на ребенке, и прочим «советам настоящим женщинам»...
Следите за руками. Саша — это женщина. А Женя — ее теперь уже бывший муж. Согласитесь, история начинает смотреться совсем иначе? На момент беременности у Саши были гораздо более впечатляющие перспективы в плане работы, и было принято решение, что в декрет пойдет Женя.
Готовы ли вы предъявить те же претензии Жене? Что он мог бы больше внимания уделять карьере, что стоило лучше варить борщи и быть изобретательнее в постели? Что он не справился с проектом «погода в доме» и нечего теперь пенять на зеркало?
Нет? О каком тогда равноправии мы вообще говорим?