Мой приятель Олег недавно сходил на свидание. Вернулся выжатый, как лимон. Говорит, все вступительные экзамены по сравнению с современным этикетом приличного человека из XXI века — сущая ерунда. Еще какие-то 10—15 лет назад все было просто и понятно: дверь надо открыть, за кофе — заплатить, цветы — подарить, ухаживать, шутить, сыпать комплиментами и вообще производить приятное впечатление.

Сейчас правила игры поменялись, но как именно — никто точно не знает. Комплименты — вроде хорошо, но попробуй найди правильный. Похвалил внешность — лукизм чистой воды. Намекнул на привлекательность — сексуальная объективация. Сказал, что хорошо вместе — она тебе психотерапевт, эмоциональным обслуживанием заниматься? Открыл дверь или стул пододвинул — сексизм! Что, по-твоему, девушка не в состоянии сама справиться? Шутить тоже опасно — не дай бог, заденешь чьи-то чувства и границы. Про первый поцелуй вообще лучше не заикаться.

Девушкам приходится не легче. Непонятно, кто перед тобой: пылко влюбленный или же нарушитель границ, презирающий процессинг и осознанные экологичные отношения. И что, в конце концов, делать со счетом за кофе?!
Самое обидное, что страдают от всех этих метаний приличные и неглупые люди, которые и раньше все понимали. Те, кто считает, что главное в телке — буфера, предпочитают считать так и дальше и плевать хотели на все ваши тенденции. Есть и те, кто не определился — наверное, главная целевая аудитория. И здесь, конечно, многие средства хороши — от социальной рекламы до социологических исследований. Для многих, но не для всех, и изучение любого слова, жеста или выражения под микроскопом — не самая удачная тактика.

Отдельная история — с любовными историями из кино и книг. Недавно по сети гуляли кадры из классики советского кинематографа с новыми, современными и актуальными репликами. Ну, например, Калугина в ответ на «неудачные ноги, надо прятать» объясняет Верочке, что прятать надо представления о том, что женщина должна подгонять свое тело под стандарты красоты.

Катя из «Москвы слезам не верит» рассказывает Рудику про принцип согласия, Надя отчитывает Лукашина за «34 года, и все еще одна» и далее в том же духе. Никакого патриархата, сплошное равенство и братство (сестринство?). Не важно, что это комедия, другой век и другие правила. Ни один Гоша, желающий что-то там решать на своих простых основаниях, не пройдет, скотина такая.
Хорошо бы после этого публично сжечь на площади все романы века так до XX. Потому что понятно: мистера Рочестера необходимо привлечь за харассмент, Ретта Батлера за сталкинг, мистера Дарси, а заодно и Джейн Остин — за сексизм. Помните первую фразу романа? Все знают, что молодой человек, располагающий средствами, должен подыскивать себе жену. Это, знаете ли, ни в какие ворота не лезет! В топку и народные сказки с их лишенными права голоса принцессами и принцами с токсичной маскулинностью...

В какой-то момент борьба за действительно хорошее, важное и нужное превращается в фарс. И — следующий шаг — становится мишенью для насмешек. Как феминитивы, над которыми не глумился только ленивый.
Виной тому:
• чрезмерная серьезность
Как мы помним, все глупости на земле делаются именно с этим выражением лица. Отсутствие самоиронии превращает людей в ханжей и зануд, которые с готовностью обижаются на что угодно. И с радостью находят в сонетах Шекспира оскорбление женщин, а в романах о первой любви — аддикцию и токсичность. И вообще, зачем Каренина не пошла на психотерапию, а муж ее — на пластику ушей?

• злость
Сначала — обижаются, а потом, не успев остыть, злятся и сыплют оскорблениями. Пошутил про вес? На себя посмотри, мерзкое безмозглое создание, лишенное малейшего чувства такта. Неудачно похвалил — тебя забыли спросить, любитель оценивать и обесценивать. А злость, она вообще не слишком способствует справедливости и мировой гармонии.
• фанатизм
Он включает в себя все вышеперечисленное, плюс полное забвение цели. Никто уже не помнит, ради чего весь разгорелся этот сыр-бор. Не задумывается, какой смысл в том, чтобы объявить Атоса женоненавистником, Д`Артаньяна — шовинистом, а бедного Женю Лукашина — и вовсе абьюзером. Но тратит и пыл, и силы на борьбу с довольно безобидными призраками так рьяно, что на действительно важные вещи его почти не остается.

Самое грустное, что при таком подходе полностью теряется смысл. Для чего вообще мы боремся с глупыми и злыми стереотипами? Чтобы научиться понимать, принимать и уважать другого человека. А когда стереотип «все блондинки дуры» заменяют на «все, кто шутит про блондинок, шовинисты и козлы», ничего хорошего не выходит.