Юбки, каблуки, парики, колготы и макияж: мужчины носили, носят и будут носить

Даже странно, что кого-то это шокирует.

Мужчины с модных подиумов нас удивляют все чаще и чаще. Чулки, юбки, платья, кружева... Что не так с сильным полом? Петербургский искусствовед Анастасия Коновалова успокаивает: все так, просто мужская мода возвращается к своим вековым нормам.

Кстати, Анастасия номинирована на премию Mail.ru Леди «Лучший блогер 2018» в номинации «Новое имя в рунете»

Контент недоступен

Чулки

Примерно с XI—XII веков мужчины стали носить прототип колготок, называемые шоссами. Узкие разноцветные штанишки выгодно (или не очень) обтягивали мужские ноги.

Слева: Mezzetin, Антуан Ватто, 1718-20. Справа: N.Hoolywood Fashion Show New York Menswear Spring Summer 2019
Слева: Mezzetin, Антуан Ватто, 1718-20. Справа: N.Hoolywood Fashion Show New York Menswear Spring Summer 2019

В позднее Средневековье в моду вошла короткая куртка и даже более-менее «нормальные» штаны. Но в основном все носили чулки. Прежние суконные шоссы стали уделом бедных. Знатные же господа надевали шерстяные или шелковые чулки, прикрепляя их прямо к куртке за пояс.

Придворный костюм XVI века обязательно включал в себя гетры из легкой ткани. А что сделала с мужским чулком разнузданная эпоха барокко! Они стали украшаться декоративными стрелками и бантами. Лишь в XVII веке входят в моду бриджи до колен и более широкие панталоны.

Читайте также
5 комплексов, искусственно навязанных мужчинам
5 комплексов, искусственно навязанных мужчинам
На самом деле «мужских комплексов» гораздо больше, чем пять. Но эти — самые очевидные! Наш колумнист Юлия Верклова считает, что общество прессует мужчин гораздо жестче, чем женщин.

До середины XVIII века менялась лишь длина панталон и чулок, но и только. Красные и синие чулки отдали пьедестал белым, а затем и полосатым. К XIX веку панталоны «доросли» до середины икр и игриво привязывались к чулкам бантиками.

Мода на чулки и гетры окончательно исчезла лишь в начале XIX века, когда стали пользоваться носками.

Прически и парики

Гомер писал, что в Древней Греции ценились «пышнокудрые» мужчины. С густыми кудрями изображали богов и смертных. С юношеских лет греки бережно ухаживали за волосами и питали их маслами. В новой коллекции 2019 года Louis Vuitton, Prada, Gucci есть златокудрые мужчины, чей вид не менее прекрасен.

Волосы закручивали в узел и закрепляли шпилькой. Только со временем их стали не очень коротко стричь, продолжая следить за укладкой и завивая локоны.

Слева: «Фрэнсис Бринли», Джон Смайберт, 1729. Справа: Kjobenhavn Backstage Paris Menswear. Autumn/Winter 2019
Слева: «Фрэнсис Бринли», Джон Смайберт, 1729. Справа: Kjobenhavn Backstage Paris Menswear. Autumn/Winter 2019

Римские императоры отличались любовью к парикам. И греки, и римляне любили украшения и аксессуары для волос. Носили венки с цветами и листьями, которые затем сменились золотыми украшениями.

В Средние века рыцарский идеал требовал от мужчины кудрей до плеч, в локоны было модно вплетать золотые нити. Сохранилась эта мода и в эпоху Возрождения, дополняя головное убранство тюрбанами и шляпами.

Читайте также
Как полюбить живопись, даже если ты в ней ничего не понимаешь
Как полюбить живопись, даже если ты в ней ничего не понимаешь
Если ты не ходишь на выставки, потому что ничего не знаешь о живописи и стесняешься своей необразованности — не беда. Ольга Алексеева, дизайнер, художник и создатель игры Arquester, уверена: наслаждаться искусством может и должен совершенно любой человек. И рассказывает, как это делать.

Парики же особенно широко были распространены при дворе Людовика Великого во Франции, которая всегда была законодательницей мод. Именно при этом короле появился целый штат парикмахеров. Мужские парики делали из женских или конских волос, а также козьей шерсти. А чтобы придать волосам модный белый цвет, их посыпали мукой.

«Хвост» париков со спины украшали сеткой-мешочком и лентами. Повсеместно входили в моду накладные локоны, пучки, косы. И пудра! Много пудры! И только смельчаки решались появиться без парика.

Впрочем, таких смелых было уже большинство к XIX веку. Но коса была по-прежнему в моде.

Ленты, вышивки и кружева

В XV веке мужчина поверх обычных панталон надевал укороченные панталоны-буфы, которые были, по сути, набором лент — декоративным элементом. Пояса также украшались бантиками. Края нижних рубашек выступали из-под одежды и демонстрировали зубчики на вышивке и позументы (тесьмами и лентами).

Слева: Альбрехт Дюрер, автопортрет, 1498. Справа: Сэмюэл Бринтон, Variety’s Creative Impact Awards 2019
Слева: Альбрехт Дюрер, автопортрет, 1498. Справа: Сэмюэл Бринтон, Variety’s Creative Impact Awards 2019

Камзол и вовсе был расшит полностью. Верхнюю часть костюма украшали нашивками из шелка и парчи, вставляли ленты и шнуровки, отделывали тесьмой швы. Той же участи удостоились позже и манжеты туник и панталон: они перестали скрываться и отделывались по краю вышивками, кружевом и золотым шитьем.

В XVII веке кружевом украшались даже края сапог-ботфортов. Мужчины носили кружева по всему откидному воротнику, делали из них банты и жабо. Кружева носили поверх даже военного облачения! К XIX веку кружевные воротники сменись кружевными галстуками и бантами.

Слева: Липперт Франц Иосиф, портрет, XVIII век. Справа: Дрю Эллиотт, вечеринка «America’s Next Top Model»
Слева: Липперт Франц Иосиф, портрет, XVIII век. Справа: Дрю Эллиотт, вечеринка «America’s Next Top Model»

Появляется в XVII веке и новый аксессуар — надушенный носовой платок. Впрочем, доставать его из нагрудного кармана, как сегодня, было бы невозможно: мешал огромный воротник-брыжи (или фрез), который крепился на проволочных конструкциях и имел иногда за счет многочисленных складок форму мельничного жернова.

Аксессуары и обувь

Древние римляне носили кольца с камнями иногда на всех пальцах. Они украшались геммами — резными изображениями. Такие украшения вставлялись также в оружие, пояса, застежки.

Слева: туфли Короля Людовика XIV. Справа: Paul Smith Paris Ready to Wear. Autumn/Winter 2019
Слева: туфли Короля Людовика XIV. Справа: Paul Smith Paris Ready to Wear. Autumn/Winter 2019

В Средние века мода на аксессуары и обувь была неподражаемой. Чего только стоят длинные узкие носы готической обуви — до 70 см! Причем обувь была весьма красочной. Такую обычно носили при дворе, и она служила знаком отличия благородного рыцаря. Регламент длины носов на обуви был строгим: от 70 до 15 сантиметров вниз по иерархии. Самый короткий допускался простолюдинам.

В эпоху Возрождения аксессуары становились все ярче. Обязательно свои кафтаны мужчины подпоясывали поясами с богатым орнаментом и украшали одежду еще и бубенчиками. Камзолы, сверкающие вышивками и богатыми тканями, украшались пуговицами с драгоценными камнями.

Барокко XVII века потребовало от мужчин еще большей пышности. И в моду вошли мужские каблуки. При дворе ходили только на каблуках! А красный цвет обуви являлся знаком благородного человека.

Слева: портрет Филиппа V (фрагмент), Луи-Мишель ван Лоо (c. 1743). Справа: Gucci. Backstage Milan Ready to Wear. Autumn/Winter 2017
Слева: портрет Филиппа V (фрагмент), Луи-Мишель ван Лоо (c. 1743). Справа: Gucci. Backstage Milan Ready to Wear. Autumn/Winter 2017

Затем пришел черед высоких ботфортов с кружевными отворотами. И лишь в XIX веке их сменили ботинки и более привычная нам обувь.

Платья

Древние римляне и греки носили длинные платья-хитоны и тоги. Шелк равнялся цене золота. Пестрые и одноцветные — алые, зеленые, пурпурные, желтые, голубые, фиолетовые — хитоны украшались полосками, вышивкой, бахромой и бордюрами.

Слева: древний римлянин. Справа: Dolce & Gabbana Spring/Summer 2014 Menswear collection
Слева: древний римлянин. Справа: Dolce & Gabbana Spring/Summer 2014 Menswear collection

Средневековый рыцарь, несмотря на воинственность и необходимую мужественность своего положения, одевался куда женственнее. На длинную тунику он надевал платье другого цвета. Впрочем, эта мода продержалась недолго, ведь разве удобно в таком облачении до земли совершать подвиги?

Читайте также
Мужчина без штанов: почему юбка — идеальная одежда для сильного пола
Мужчина без штанов: почему юбка — идеальная одежда для сильного пола
Мода на разрыв гендерных стереотипов существует уже не первый год и не вызывает ярко выраженной реакции даже в России, но почему-то ношение мужчинами такого предмета одежды как юбка до сих пор высмеивается в обществе. Почему юбка не должна ассоциироваться только с одним полом и может свободно носиться другим – разбираемся вместе.

С XIII века в моду вошло блио — кафтан с разрезанной по бокам юбочкой и узким лифом. А в эпоху Возрождения была мода на облегающую одежду и узкую мужскую талию, которая могла соревноваться с женской. Сейчас эту традицию возрождают в Balenciaga.

У молодежи Ренессанса было модным носить короткий кафтан до бедер, который почти не прикрывал мужское достоинство. А его и не считали нужным прикрывать: как раз появляются мешочки для «мужских гордостей» и изукрашенные драгоценными камнями и вышивками гульфики напоказ.

В XVII и XVIII веках камзолы сменили кафтаны, под которыми могли быть чулки, либо вошедшие в моду короткие панталоны (до середины бедра или до колен максимум). Именно такие сейчас в тренде, что демонстрируют коллекции Dior Homme, Versace, Prada и другие.

Слева: средневековая одежда. Справа: Thom Browne Paris Ready to Wear. Autumn/Winter 2019
Слева: средневековая одежда. Справа: Thom Browne Paris Ready to Wear. Autumn/Winter 2019

Во времена французского короля Людовика XIV мода на панталоны вовсе прошла, уступив место юбке. А вот подкладка этой юбки разделялась на широкие штанины, которые привязывались к коленям — прародители брюк.

Впрочем, юбка не забыта: мужские коллекции прошлых лет нам откровенно демонстрируют голые мужские ноги (Marc Jacobs, Givenchy, Jean-Paul Gaultier и особенно Yohji Yamamoto).

Лишь на рубеже XIX века в Англии поняли, что охота, спорт и мода на сельскую жизнь не позволяют щеголять в туниках, платьях и чулках. И англичане взяли курс на демократизацию моды. Они же подали пример и французам.

Слева: Джеймс Уоррен Чайлд, XIX век. Справа: Balenciaga прет-а-порте A/W 2018—2019
Слева: Джеймс Уоррен Чайлд, XIX век. Справа: Balenciaga прет-а-порте A/W 2018—2019

«Современные мужчины одеваются, но не наряжаются» — так писали о мужском костюме в начале XIX века. Время платьев, чулок, париков, кружев и бантов прошло. На дворе начало XXI века. И всего лишь за два с небольшим столетия мы уже успели позабыть то, что существовало более двадцати веков в мужской моде до XIX века!

Так что не стоит удивляться подиумным нарядам: мода просто восстанавливает свои исторические права. И кто знает, как далеко могут зайти мужчины!