Я замужем 18 лет — почти полжизни, и весьма удачные. Редакторы глянца, услышав про это, хором заказывают мне темы вроде «как сохранить страсть в браке, когда вы все друг про друга знаете и у вас совместный санузел».
Я регулярно излагаю одни и те же растиражированные истины: купите чулки, напишите записочку, пригласите на свидание. Боритесь с рутиной, говорите комплименты, благодарите друг друга.
На самом деле я ровным счетом ничего этого не делаю, ну или делаю крайне редко. И считаю, что нам с мужем просто крупно повезло совпасть по ряду параметров. Но поскольку писать тексты-близнецы надоело, я решила опросить подруг — так получилось, что длительными браками могут похвастаться многие. Видно филфак выпускал в 2002 году удачных невест.
На очередной встрече курса после ностальгической части с комплиментами и обниманиями я задала девочкам этот сакральный вопрос.
— Да у нас изначально не было никакой страсти, — выпалила Танечка. — Точнее, у меня была на троих, ну на двоих минимум, как у Земфиры: «Моей огромной любви хватит нам...» Ну, дальше вы помните. А у него целый подарочный набор: и тепло, и нежность, и ты самая умная и интересная из всех, кого я знаю. В общем, все — но не страсть. А нам, как известно, надо то, что недоступно. Как говорит моя маленькая упрямая племянница, когда ей отказывают в очередной конфете, хочу как нельзя! Вот и я хотела, сил нет.
Все думала, что со мной не так? Худела, стриглась, наращивала волосы и ресницы, на курсы минета записалась... К психологу ходила, тот объяснял: ну это человек такой, не способный на страсть и томление. Хорошо же живете? Ну и живите!
А потом — я вам не рассказывала — я встретила другого. И оказалось, что не во мне дело, и не в ресницах — так долго и страстно он меня добивался. А муж, параллельно, увлекся секретаршей — как в плохом анекдоте. И такой напор страстей выдал, что возьми наши двадцать лет романа — и десятой части не наберешь. Мы даже разводиться собрались всерьез: думали, как имущество делить, да с кем дочки останутся.
А потом отпустило обоих. Оказалось, среди всех этих огней и бурь, что сохранить наш брак и семью, пусть и без страсти, важнее, чем все остальное.
— А у нас была! — перебила Кристина, — самой не верится. И ведь, главное, условий никаких — комната в общаге с общим туалетом и кухней на этаж, да и ту выбивали у коменданта. Денег не было вообще — Сашку родители за раннюю женитьбу на понаехавшей лишили финансовой помощи, из дому он ушел, а подработки находил копеечные.
Ели одни макароны и по праздникам мой фирменный салат, назывался «из крабовых палочек, но без крабовых палочек». Они дорого стоили, поэтому просто смешивали рис с кукурузой и майонезом. А тем не менее в любви признавался, стихи сочинял, ревновал к каждому столбу. А стипендию мог на розы потратить — нет, чтоб мяса для борща купить. Все нервно как-то, искры летят — ругаемся, миримся, убегаем куда-то в ночи, потом я рыдаю, он на коленях стоит.
И это сохранять? Ой, нет, я так рада, что со временем он остепенился и подарки дарит полезные и в рамках бюджета. Впрочем, и бюджет другой, а в салате — крабы, причем настоящие. Не-не-не, эти все огонечки для молодежи с крепкой нервной системой.
Маринка победоносно поправила идеальные, явно после хорошей парикмахерской, кудри:
— А я тут сходила на тренинг — сестра на день рождения отправила. Как раз по этой теме! Вообще-то все возможно — и страсть возродить, и любовь. Вот накупила себе пеньюаров и платьев в пол, начала готовить ужины с вином и устрицами. И муж, знаете, изменился — кольцо подарил, и поездку в отель для новобрачных организовал. Просто захотеть надо!
Правда, как выяснилось, никто из нас этого не хотел по-настоящему. Мне казалось, надо соответствовать образу идеальной жены. Он пытался мне подыгрывать. Парадокс Абилина, когда каждый делает что-то, потому что думает — другому будет приятно. А в итоге всем хочется в пижаме есть пиццу под сериал. И лечь спать пораньше!
Но вообще я не зря сходила, усвоила главное — надо не страсть сохранять, а себя. Себя как личность, и вас двоих — как пару. А что важно, искры ли, привязанность или совместный ремонт дачи — каждый сам для себя решает.
— А помните, мы этот вопрос на семинаре нашему Пал Евгеньичу задавали? Он вел литературу двадцатого века, и все девочки были в него немного влюблены? — оживилась Танечка. — Так вот, он тогда улыбнулся загадочно, как обычно, и спросил, видели ли мы хоть раз пожилую пару, страстно целующуюся на эскалаторе? То-то!
Пал Евгеньич, кстати, говорят, недавно в очередной раз женился, снова по большой любви и снова на аспирантке. Тоже вариант!
Читай также: