Главные мужчины «валькирии революции» Александры Коллонтай

В преддверии Международного женского дня Леди Mail.ru рассказывает истории любви известных феминисток прошлого столетия. Этот материал посвящен первой женщине-министру — Александре Коллонтай.

Александра Домонтович родилась в Петербурге в обеспеченной дворянской семье. С ранних лет она ни в чем не нуждалась: родители позаботились не только о приданом девушки, но и о ее образовании. Александра владела несколькими языками, хорошо разбиралась в литературе и истории, и даже брала уроки рисования.

Девушка отличалась не только умом, но и красотой. С юности у Александры не было отбоя в женихах: к ней сватался герой русско-турецкой войны Иван Тутолмин, без внимания красавицу не оставлял и сын генерала Михаила Драгомирова – Иван. Последнего, кстати, девушка довела до самоубийства. Иван Драгомиров не выдержал холодности со стороны Александры и застрелился. Будущая «валькирия революции» своей вины не чувствовала. Любое предложение о замужестве она отклоняла, объясняя это тем, что хочет вступить в брак по любви.

6фотографий

Девушка не для семьи

Читайте также
Достоевский, Сэлинджер, Брэдбери и еще пять историй любви писателей
Достоевский, Сэлинджер, Брэдбери и еще пять историй любви писателей
Специально ко Дню всех влюбленных мы отобрали 8 историй любви великих писателей, которые не менее интересны, чем все их произведения.

Вскоре такой случай представился. Александра влюбилась в своего дальнего родственника, Владимира Коллонтая. Родители девушки были против этого союза, ведь у юноши не было ни гроша за душой: он только закончил Военно-инженерную академию. Но Александра не слушала отца и мать. Она вышла замуж за Владимира и взяла фамилию Коллонтай.

Почти сразу же у пары родился ребенок – мальчик Михаил. Бесконечные бытовые проблемы, готовка, уборка, воспитание сына – не так себе представляла семейное счастье Александра.

«Я хотела быть свободной. Маленькие хозяйственные и домашние заботы заполоняли весь день, и я не могла больше писать повести и романы... Как только маленький сын засыпал, я шла в соседнюю комнату, чтобы снова взяться за книгу Ленина», — писала в своем дневнике Коллонтай.

Несчастливый брак привел к тому, что Александра начала изменять мужу. Причем с его товарищем – офицером Александром Саткевичем. Впрочем, сама она говорила, что в то время любила и Саткевича, и Коллонтая одинаково.

Брак делал женщину все несчастнее. В своих воспоминаниях она писала, что супружество для нее «воинская повинность». Нести ее у Александры больше не было сил, поэтому она развелась.

Мимолетные романы

После развода Александра заводила один роман за другим. Ее любовником был редактор первой легальной марксистской газеты «Самарский вестник» Петр Маслов. На момент интрижки с Коллонтай он состоял в браке. Это и разрушило его связь с Александрой. Женщина не могла смириться с тем, что после каждого свидания Петр мчался к жене, а она снова оставалась в одиночестве.

Разорвав связь с Масловым, Александра стала встречаться с лидером группы «рабочей оппозиции» Александром Шляпниковым. Он был младше Коллонтай на тринадцать лет. Отношения прекратились, как только мужчина пожелал, чтобы женщина меньше проводила времени на революционных собраниях и больше занималась домашними делами. Александра порвала со Шляпниковым жестко: уехала от него в США к сыну и просила юношу больше не досаждать.

Потом после очередного неудачного романа она написала в своем дневнике:

«...Меня прямо пугает мысль о физической близости. Старость, что ли? Но мне просто тяжела эта обязанность жены. Я так радуюсь своей постели, одиночеству, покою... Если бы он мог жить тут как товарищ!.. Но не супружество! Это тяжело».

«Любимый Павлуша»

Читайте также
Как Йоко Оно преследовала Джона Леннона, и что из этого вышло
Как Йоко Оно преследовала Джона Леннона, и что из этого вышло
9 октября Джону Леннону могло бы исполниться 80 лет. В его день рождения вспоминаем, как развивались его отношения с последней женой — Йокой Оно.

45-летняя Александра Коллонтай встретила 28-летнего матроса Павла Дыбенко незадолго до Великой октябрьской революции. Тогда она приехала на фронт, где находился Дыбенко, по поручению большевистской партии. Молодой человек сразу же обратил внимание на яркую и интересную Коллонтай, зараженную идеями революции и переустройства страны. Александре также понравился Дыбенко. Она описывала его, как человека, у которого преобладает не интеллект, а душа, сердце, воля и энергия.

«Наши встречи всегда были радостью через край… Вот эта сила чувств, умение пережить полно, сильно, мощно влекли к Павлу», — говорилось в дневнике революционерки.

Пара поженилась. Несмотря на свою независимость, верная супруга следовала за Павлом из города в город, в то время, как его часть перемещалась по стране. Женщина искренне относилась к своему мужу, посылала ему нежные письма, когда его не было рядом, а в них всегда обращалась к матросу — «Любимый Павлуша».

«Павлуша вернул мне утраченную веру в то, что есть разница между мужской похотью и любовью. В его нежной ласке нет ни одного ранящего, оскорбляющего женщину штриха. Похоть — зверь, благоговейная страсть — нежность. Есть часы долгих ласк, поцелуев без обязательного финала…», — вспоминала Коллонтай.

Без любви

Увы, романтичная сказка вскоре стала рушиться. Как-то раз Александра Коллонтай обнаружила в кармане мужа нежную записку своей секретарше Нине. Тогда женщина устроила скандал. Павлу удалось успокоить ревнивую супругу, объяснив ей, что эта интрижка ничего не значит.

И хоть Коллонтай простила молодого мужа, в ее душе остались сомнения насчет его чувств:

«Умом понимаю, сердце уязвлено. Неужели Павел разлюбил меня как женщину? Самое больное — зачем он назвал ее голубкой, ведь это же мое имя. Он не смеет его никому давать, пока мы друг друга любим. Но может быть, это уже конец? А я-то думала, что во мне атрофировано чувство ревности! Очевидно, это потому, что раньше я всегда умела уйти прежде, чем меня разлюбят»

Интуиция и правда не подвела Коллонтай. Вскоре она узнала о любовной связи Павла Дыбенко с их общей знакомой – Валентиной Стефеловской. На этот раз измену Александра не простила и бросила неверного супруга. Дыбенко, кстати, не растерялся и тут же женился на Стефеловской.

В дальнейшем у Александры Коллонтай были еще романы. Причем с мужчинами намного моложе революционерки: в 51 год ее любовником стал французский коммунист Марсель Боди, в 58 лет она завела отношения с 32-летним секретарем советского посольства Семеном Мирным. Однако все это не так серьезно в отличие от романа с Дыбенко. Своего второго супруга женщина помнила всю жизнь. И больше не испытала таких же чувств ни к одному своему ухажеру.

Еще читай и слушай наш спекцпроект о любви — «В постели с писателем».