Фотограф Альберт Уотсон: «Снимать обнаженных уже неполиткорректно»

Британский фотограф Альберт Уотсон — о новом облике календаря Pirelli, «пощечинах» Сергея Полунина и лайках для жирафа.

Больше всего Альберта Уотсона расстраивают две вещи: люди стали поглощать фотографии тысячами и как следствие перестали отличать произведения искусства от ширпотреба. Поэтому для нового календаря Pirelli (смотри фото в галерее), выставка которого сейчас проходит в Мультимедиа Арт Музее, он создал не 12, как положено, а около полусотни снимков, каждый из которых — настоящая история. Во время визита в Москву знаменитый фотограф рассказал, зачем проекту Pirelli понадобились интернет-знаменитости, и выразил уверенность, что фотографов никогда не заменят роботы.

Slide image for gallery: 10041 | Джулия Гарнер
Slide image for gallery: 10041 | Летиция Каста и Сергей Полунин
Slide image for gallery: 10041 | Мисти Копленд
Slide image for gallery: 10041 | Джиджи Хадид
Slide image for gallery: 10041 | Летиция Каста
Slide image for gallery: 10041 | Мисти Копленд
Slide image for gallery: 10041 | Джиджи Хадид
Slide image for gallery: 10041 | Летиция Каста
Slide image for gallery: 10041 | Мисти Копленд
12

— Почему в последние годы календарь Pirelli стал скорее проектом-высказыванием? Тим Уокер в прошлом году снял свою интерпретацию «Алисы в Стране чудес», в 2017-м в объективе Питера Линдберга оказались голливудские богини в возрасте 40+ без макияжа…

— На сегодняшний день календарь Pirelli находится в довольно сложной ситуации. Изначально он создавался для механиков, в гаражах у которых висели пин-ап-фотографии. Классическая идея — календарь с сексуальными девушками. Но за последние несколько лет Pirelli поменялся, потому что люди стали критиковать такие фото: снимать обнаженных женщин уже не совсем политкорректно.

Читайте также
10 звезд, которые рано поседели
10 звезд, которые рано поседели
Ранняя седина может быть вызвана генетической предрасположенностью, стрессом или недостатком витамина В12, а также нарушением пигментации. При этом она вовсе не означает, что все остальные функции организма тоже истощаются и стареют. Примеры этому – рано поседевшие звезды, которые из-за серебряного цвета волос стали еще красивее. Рассказываем о них.

Мир меняется очень стремительно, и Pirelli на это реагирует. Сейчас ему понадобились интернет-знаменитости. У таких женщин, как Джулия Гарнер, Мисти Коупленд, Летиция Каста, Джиджи Хадид, миллионы подписчиков в Instagram. Благодаря этому подходу Pirelli до сих пор интересен людям по всему миру.

— Почему вы решили не ограничивать серию 12 фотографиями?

— Люди сейчас поглощают фотографии тысячами. Если человеку дать каких-то 12 кадров, он их просмотрит: «Так, это Хелен Миррен, это Николь Кидман. Ну, замечательно, хорошо», — и тут же забудет. Я сразу решил, что сделаю 40 или 50 снимков. И выбрал более кинематографический формат. Я хотел, чтобы каждая из четырех женщин и их спутники отличались друг от друга, чтобы каждая фотография имела уникальность.

Три календаря, которые делали до меня, были студийными. У нас же получилась гораздо более сложная работа не только с локациями и светом, но и с позиционированием. Я не мог взять моделей, пойти на пляж и снять их топлесс. Это старомодно. Да и сами женщины сегодня не хотят становиться сексуальными объектами и предметами.

— Тем не менее в вашей серии фотографий есть очень откровенные снимки (смотрите галерею ниже в подтверждение).

— Если быть честным, я надеюсь, что эти фотографии все равно передают уважение к моделям, их красоту и интеллектуальность. Я очень старался, чтобы фотографии были живыми. Основная идея — сделать эту историю интересной и сложной. Именно поэтому я позвал в проект еще и мужчин.

Slide image for gallery: 10045 | Предпоказ календаря Pirelli 2019 в мультимедиа Арт Музее
Slide image for gallery: 10045 | Предпоказ календаря Pirelli 2019 в мультимедиа Арт Музее
Slide image for gallery: 10045 | Предпоказ календаря Pirelli 2019 в мультимедиа Арт Музее
Slide image for gallery: 10045 | Предпоказ календаря Pirelli 2019 в мультимедиа Арт Музее
Slide image for gallery: 10045 | Британский фотограф Альберт Уотсон
Slide image for gallery: 10045 | Предпоказ календаря Pirelli 2019 в мультимедиа Арт Музее
Slide image for gallery: 10045 | Предпоказ календаря Pirelli 2019 в мультимедиа Арт Музее
Slide image for gallery: 10045 | Предпоказ календаря Pirelli 2019 в мультимедиа Арт Музее
Slide image for gallery: 10045 | Предпоказ календаря Pirelli 2019 в мультимедиа Арт Музее
12

— Думаю, полуобнаженный танцовщик Сергей Полунин повысит популярность выставки. Российские женщины его обожают.

— О, Сергей потрясающий. Я уже много раз делал его фотографии в Лондоне, Нью-Йорке, Майами… Правда, Pirelli на него сейчас рассердился: в нескольких журнальных статьях он сказал, что иногда женщине стоит дать пощечину, а еще раскритиковал полных женщин. Конечно, с его стороны очень глупо говорить такие вещи. Даже если ему вообще не нравятся дамы в теле, лучше держать такое мнение при себе. Но, несмотря на это, он все равно мне нравится. И его популярность среди женского пола ничуть не упала.

Читайте также
Любитель блондинок: главные романы 37-летнего Рами Малека
Любитель блондинок: главные романы 37-летнего Рами Малека
Рассказываем о романтических пристрастиях актера.

— У Pirelli есть противники на Западе?

— Календарь раньше был в неком противостоянии с движением #MeToo. Это серьезная инициатива женщин, которые подвергались сексуальному насилию. По понятным причинам #MeToo жестко выступает против обнаженной натуры. Но Pirelli уже несколько лет не специализируется в этой сфере. Так, может быть, только кусочек оголенного тела где-то появляется. Американские журналисты мне говорили, что фотографы боятся общественного конфликта. Мне кажется, дело не в этом. Голые девушки на пляже более не подходят под концепцию календаря. Сегодня модели Pirelli — чувственные, но не обнаженные. Это разные вещи.

Лично я никогда не видел проблемы в том, чтобы сделать сексуальные пин-ап-фотографии, я люблю фотографировать женщин. Никогда не относился к ним как к предмету или объекту. У меня почтительное отношение к женщине, и если она позирует обнаженной, я ей очень благодарен. Но если она говорит нет, то мы на этом заканчиваем. Никогда не спрашиваю дважды.

— Как вы думаете, почему современные женщины все чаще отказываются от сексуальной одежды с присущими ей мини и декольте и делают выбор в пользу делового стиля и нарядов oversize?

— Я считаю, что все зависит от женщины — это ее выбор. Но в какой-то степени вы ошибаетесь. Могу привести в пример ночной клуб в любом городе мира: Нью-Йорке, Чикаго, Лондоне, Берлине, — уверен, что и в Москве тоже. Посмотрите на мужчин, которые одеты очень скучно: джинсы, футболки… В 1960—1970-х годах мужчины одевались куда интереснее. Но женщины будут выглядеть очень сексуально: короткие юбки, каблуки, вырезы. Почти ни одной прикрытой части тела. Причем одеваются они так, чтобы привлечь внимание мужчин. В то же время умные женщины аккуратнее подходят к выбору одежды и предпочитают более скромные и строгие наряды.

— Каким вы видите будущее фотографии в эпоху интернета, когда люди, листая ленту соцсетей, уже не в состоянии отличить шедевр от отретушированного кадра?

— Да, к сожалению, они действительно больше не отличают искусственное изображение от настоящего произведения искусства. Я зарегистрировался в Instagram только три месяца назад и вот что заметил: могу выложить действительно хорошую, сильную интеллектуальную фотографию, и, если повезет, она соберет 5 тыс. лайков. А совершенно глупое фото, на котором жираф держит во рту листик, собирает 1,5 млн лайков. Что нам с этим делать? Конечно, люди, которые смотрят мой Instagram, — профессионалы: фотографы, модели, знаменитости. Это не массы.

Instagram не только испортил людям вкус, но и мешает их общению. В Нью-Йорке есть романтичный и очень дорогой ресторан, куда мужчины приглашают своих девушек на свидание. Недавно мы там были с женой. Оглянулись на молодых людей вокруг: все сидят, уткнувшись в телефон. Едят, не выпуская из рук гаджет. Мы оглянулись на них и через полчаса, они все еще в телефоне… Вот что действительно страшно.

— Возможно, это модель общества будущего — общение через гаджеты.

— Кто знает, какое нас ждет будущее? Сейчас в Америке все больше говорят о роботизации. Но надеюсь, что фотографы останутся на плаву, потому что фотография — живое искусство, воплотить которое роботам не под силу.

Как современные мужчины относятся к женской красоте и стилю: 

– Как бы знаменитые мужчины выглядели, если бы надели платье-смокинг