Как социальные сети изменили наше представление о красоте

Социальные сети напрямую влияют на наше восприятие красоты. Многочисленные возможности менять внешность на фотографиях и видео диктуют новые идеалы. Как лента формирует наше представление о «правильной» внешности и к чему это может привести, рассказала Заира Келигова, сооснователь социального маркетплейса Oskelly.

До полной неузнаваемости

Контент недоступен

В 2017 году Леди Mail.Ru опросил более 12 тысяч человек и выяснил, что большинство из них недовольны своим внешним видом: 70% женщин и 63% мужчин стесняются своего облика. Среди респондентов лишь 7% женщин и 13% мужчин убеждены, что они красивы. Почему же довольных собой так мало?

Во всех социальных сетях можно менять внешний вид чуть ли до неузнаваемости. Часто мы видим блогеров только через эти фильтры. Многократное повторение «идеальной картинки» формирует новые нормы, а  ведь для инфлюенсеров они служат источником дохода. Перед съемкой блогеры делают макияж и укладку. Затем пропускают контент через фильтры, тщательно редактируя каждую мелочь: замазывают морщинки, акне и синяки под глазами, отбеливают зубы, убирают живот и накладывают фильтр пресса. Идеальный снимок получит больше лайков, а значит, принесет больше дохода. В итоге мы получаем искаженное представление о красивой коже, волосах и теле. Мы принимаем на веру фальшивую картинку, стремимся быть похожими на нее, а в результате падаем в пропасть разочарования от несовершенства своей внешности. 

В погоне за деньгами и партнерами

Контент недоступен

В 2018 году журналист BBC Александра Джонс провела эксперимент: всю неделю ходила с макияжем, который звезды делают в Instagram. На каждый такой мейкап ее визажисту требовалось по меньшей мере 25 косметических средств. 

«По статистике YouTube, каждый день люди тратят миллиарды часов на просмотр видео о макияже», — пишет BBC. Молодое поколение проводит в соцсетях особенно много времени. И ловушка в том, что гигабайты отретушированных фотографий формируют преувеличенные, завышенные стандарты прекрасного. Производители смартфонов поддерживают нереалистичное отношение людей к своей внешности. Многие помнят, как разработчики Apple добавили на iPhone X функцию автоматической корректировки в режиме селфи. При этом одним идеальные снимки нравились, другие же были возмущены неестественными фотографиями. 

Высокие требования теперь выдвигаются не только к женщинам. Рынок виртуальных технологий подсуетился и сделал для мужчин приложение Six Pack Abs Photo Editor, в котором любому можно подрисовать, как голливудскому актеру, кубики пресса. В других приложениях можно погуще сделать бороду (Beard Photo Editor), убрать серый цвет лица, морщины и высыпания (Facetune). Живая встреча после виртуального общения, как правило, сопровождается разочарованием, в офлайне мы совсем не такие, как на фото.

Все чаще люди работают, покупают вещи, заказывают еду и знакомятся в интернете, не выходя из дома. Виртуальный макияж призван повышать продажи косметики, но скоро ему найдется и другое применение. В ближайшем будущем фрилансер наверняка сможет использовать цифровую make up-заготовку для видеоконференции с заказчиком — зачем наносить настоящий макияж для виртуальной встречи?

Борьба за настоящее тело

Контент недоступен

40% россиянок и 26% россиян недовольны отдельными частями своего тела. Хотя продвигаемый фитнес-блогерами тренд на подтянутое, мускулистое тело даже можно назвать полезным: современному человеку нужно больше движения и физической нагрузки. Главное, чтобы не возникло желания пойти по легкому пути, например, подтянув и увеличив ягодицы у пластического хирурга. 

На некоторых онлайн-площадках можно увидеть совершенно разную красоту. Другими словами, красивыми могут быть не только фигуры с модельными параметрам. Многие инфлюенсеры поддерживают бодипозитив, а бренды используют разнообразие в своих целях: они давно поняли, что приглашение в качестве моделей реальных людей с реальными лицами и телом помогает быть ближе к потребителям, а тем — чувствовать себя понятыми и принятыми. Так Кендалл Дженнер поддерживает движение за «акнепозитив», давая поддержку и уверенность тем, кто комплексует из-за проблем с кожей.

Бесконечные требования

Контент недоступен

Для каждой эпохи характерны свои эталоны красоты. BuzzFeed даже посвятили этому несколько больших информативных проектов, где они рассматривают самые разные периоды истории. Особенно заметны результаты таких веяний в Южной Корее: по статистике, каждая пятая кореянка делала хотя бы одну пластическую операцию. Хочется верить, что мы сможем совладать с натиском соцсетей и не станем неестественно глянцевыми и одинаковыми в будущем. Нужно прислушиваться к себе и четко понимать, что именно ты считаешь красивым, и ценить собственную внешность. Главное — беречь внутреннюю красоту, а не быть изящным, но пустым сосудом.