Многие женщины привыкли опираться на мужчин. Мужчина — это добытчик, надежный тыл. Мы это воспринимаем как норму и, когда сталкиваемся с ситуацией «муж лишился работы», ведем себя не всегда адекватно. Обсуждаем проблему с подружками: «Ну что там твой, нашел работу? Нет? Он же уже два месяца в поиске? О, ну ему, наверное, удобно жить за твой счет». И вот после таких бесед идет девушка домой и думает: «А может, и правда? Может, он больше не опора?»
И многие как-то быстро забывают о том, как муж поддерживал в сложных ситуациях. Как был с тобой на родах, как ночевал в больнице, когда ты вдруг сломала ногу, как возился с вашим ребенком, который не мог справиться с домашкой, а твоих нервов не хватало на разъяснения.
Ты уже забыла, как он отпускал тебя на тусовки с подружками, как ты зажигала до трех ночи в баре, а он приезжал за тобой, чтобы отвезти домой. Уже ваши поездки на Бали кажутся полузабытым сном, хотя всего-то год прошел. Забыла и то, как ты рыдала у него на плече, когда тебя сократили. Ну и что, что работу ты искала полтора года. Тебе ж можно. Ты же женщина.
Но давайте выслушаем другую версию. Историю мужчины, которому сложно найти работу только потому, что ему хорошенько за сорок.
Это был 2014 год, мне 47 лет, и я вот уже восемь лет — уважаемый руководитель направления «Франчайзинг» компании «Офис Принт Сервис». К этому моменту моей командой построена крупнейшая в отрасли франчайзинговая сеть, к тому же единственная в своей сфере, которая смогла выйти за границы РФ.
Ничто не предвещало, но грянул кризис, меня уволили. Как человеку, много лет плодотворно трудившемуся на благо компании, мне дали почетные условия отставки: несколько месяцев на доработку и передачу дел, свободный график с возможностью ездить на собеседования, рекомендации и неплохое выходное пособие.
Но я, конечно же, был шокирован.
Нет, я не боялся, что не смогу найти работу. Тогда я еще не представлял себе всей сложности своего положения, меня больше волновала потеря ежемесячного дохода и необходимость заниматься поиском нового места.
Я разместил резюме на всевозможных ресурсах и стал ждать отклика. На дворе бушевал кризис, люди теряли работу тысячами, а я хотел докризисных денег. Через какое-то время стало понятно, что желания надо слегка поумерить: время шло, а приглашений не было. Совсем. После того как я снизил зарплатные аппетиты, начались первые звонки, но все заканчивалось на телефонном интервью и обещанием перезвонить. Чтобы не терять времени даром, я с бывшим коллегой решил заняться знакомым делом — продавать франчайзинг аналогичный тому, который продавал, будучи наемным работником.
Я открыл ИП (эта ремарка специально для любителей давать советы — не сидеть на попе ровно, а что-нибудь предпринимать), создал сайт, разместил рекламу на тематических порталах и стал ждать.
Первые отклики были весьма воодушевляющими, но, к сожалению, дальше первичных переговоров дело не заходило. Увы, проект не выстрелил, пополнив собой копилку хороших, но неудачных стартапов.
Приглашений на собеседования все еще не было.
Поразмыслив, я пришел к выводу, что специалист по франчайзингу — это слишком узко. Я расширил рамки поиска, и теперь искал вакансии, связанные с продажами, потому что продажа франчайзинга, по сути — это проектная продажа.
Пошли первые собеседования.
Все бы ничего, но компании искали узких специалистов со своих рынков и смотрели остальных либо как кадровый резерв, либо в надежде найти «жемчуг».
Очевидно, что на роль жемчуга я годился плохо, потому что на любом собеседовании достаточно много и подробно объяснял HR-специалистам, что же за зверь такой — франчайзинг. И когда на них нисходило понимание, они давали отказ.
Никому не интересно было брать возрастного специалиста, который занимался «непонятно чем» и неизвестно, как он смог бы войти в коллектив.
Попутно я обращался к нескольким известным карьерным консультантам. Максимум, что удалось выжать — это оптимизировать резюме. Все. Никакой практической пользы их советы не принесли. Кроме потраченных денег. А время бежало и незаметно подобралось к году вынужденного безделья, выданный «парашют» изрядно поистрепался, а перспективы радужнее не становились.
К этому моменту были задействованы все знакомые и малознакомые, могущие хоть как-то помочь в трудоустройстве, резюме висело на всех работных сайтах и во всех тематических группах в соцсетях. Оставалось только на столбах объявления развесить.
Собеседования были редкими и заканчивались стандартным «мы вам перезвоним».
Чтобы иметь хоть какой-то доход, а не залезать в семейные закрома, я вписывался в разовые проекты бывших партнеров — консультировал по продажам, проводил аудит и так далее. Это давало подпитку, но не добавляло стабильности.
Теперь я стал рассматривать не только руководящие позиции, но и рядовые, лишь бы уровень дохода отвечал моим (уже сниженным) критериям.
Осложняющим моментом стало то, что пошел второй год безработицы и приходилось объяснять потенциальным работодателям почему ты столько времени без работы. Кто-то верил, кто-то нет, но ситуация с мертвой точки не сдвигалась.
Конечно, были предложения уровня «работаем за еду», что меня не устраивало.
Такая ситуация не могла не отразиться на взаимоотношениях дома. Начались скандалы и упреки. Было очень тяжело из добытчика превратиться в обузу и вынужденного иждивенца и осознавать, что тебя не поддерживают там, где, по твоему мнению, должен находиться последний рубеж: надежный семейный тыл.
В какой-то момент финансовый ручеек совсем иссяк, и, чтобы хоть что-то приносить домой, я разносил листовки. Да, я работал курьером, работал хорошо и не стыжусь этого. Больше 30 000 в месяц заработать не удавалось, хотя пахал на износ. Иногда в день я проходил до 40—50 километров, отмечал по трекеру.
Между работой и работой я продолжал ездить по собеседованиям, без эффекта.
По представлениям HR я не вписывался в «молодой дружный коллектив» с их позитивом и «печеньками». К слову, это тот еще стереотип, ведь сейчас я прекрасно работаю в коллективе, где средний возраст сотрудников 30—33 года, и мы вполне ладим.
Все разрешилось до банального просто: позвонила сестра и поделилась вакансией регионального управляющего в ГК «Технология Чистоты». Там не побоялись рассматривать кандидата 48 лет, наоборот, это было преимуществом. По мнению владелицы, такие люди более ответственно подходят к работе.
Оставалось лишь успешно продать себя на интервью, что я в итоге и сделал. Так и закончились полтора года безработицы: февраль 2015 — июль 2016.
Что я вынес из этой истории:
1. Работу потерять легко, найти — сложно.
2. Если ты возрастной кандидат и не являешься уникальным специалистом, будь готов искать работу за меньшие деньги, на более низкую позицию. И искать долго.
3. Хочешь найти работу — засунь подальше свои начальственные амбиции и ищи вакансии с приемлемым уровнем дохода.
4. Будь готов к длительному периоду безработицы — на рынке полно более молодых безработных. Печально, но это факт.
5. Предложили приемлемую вакансию — не жуй сопли и не раздумывай, за тобой, как в Китае, очередь, никто ждать не будет. Времена «я подумаю» прошли.
6. Не гнушайся никакой подработки — стыдно балду пинать, работать не стыдно.
7. Будь готов к разборкам дома. Не все близкие выдерживают такой экзамен.
8. Продолжай развиваться — ходи на курсы, читай книги, общайся с умными людьми.
9. Не надейся на сайты типа HH или Superjob, размещай инфу где только можно, используй нетворкинг (связи, да, связи) и возможности социальных сетей.
10. Не рассчитывай на помощь карьерных консультантов и коучей. Без твоих усилий работа сама не найдется.
11. И самое главное — верь в себя и не давай никому понизить твою самооценку. И все обязательно получится.