Сказочная коллекция прибудет в Россию из Булонского леса: в этом живописном месте на западе Парижа пять лет назад открылось здание Fondation Louis Vuitton, похожее на хрустальный айсберг в океане зелени. В Москве покажут только его верхушку, то есть избранные работы.
Остров сокровищ
Коллекцию Фонда основал Бернар Арно, президент компаний Louis Vuitton, Moet, Hennesy и страстный коллекционер. Многим в нашей стране его имя запомнилось из новостей о судьбе Нотр-Дам де Пари после пожара: Арно выделил на восстановление Собора 200 миллионов евро.
Удача в бизнесе и любовь к искусству позволили этому человеку собрать впечатляющую коллекцию, при мысли о которой у искусствоведов учащается пульс.
В собрании коллекции работы: Ива Кляйна, Герхарда Рихтера, Такаси Мураками, Жан-Мишеля Баскии, Энди Уорхола, Зигмара Польке, Альберто Джакометти, Мэтью Барни, Бэнкси и многих других. Фактически эта коллекция — огромный практический путеводитель по истории искусств прошлого и текущего веков.
Среди работ, которые очень хочется увидеть лично мне — творения Рихтера и одна из антропометрий Ива Кляйна.
Цвет настроения
Ив Кляйн первым убрал из уравнения «натурщик-художник-холст» художника. В 50-х годах он красил тела женщин в глубокий синий и просил их кататься по холсту. Так рождались абстрактные работы, напоминающие наскальную живопись, в которой, если вглядеться, просматривается подобие страстного танца. Еще Кляйн запатентовал глубокий синий цвет, в котором выполнил многие монохромные полотна.
Картины, написанные телом по холсту без участия кисточек, Кляйн называл антропометриями.
Дело мастера
Если Ив Кляйн упразднял форму и объем, выводя на первое место цвет, то скульптор Альберто Джакометти делал обратное: ставил форму в авангард, проводя с ней смелые эксперименты. Его зрелые работы — это обычно тонкие, вытянутые фигуры, которые выглядят одинокими в пространстве галереи. Джакометти называют экзистенциалистом: в искусстве он исследовал глобальное одиночество человека.
Занят ли подобными вопросами Герхард Рихтер? Он самый главный (и дорогой) современный художник Германии. В его искусстве прослеживается тонкая связь с немецким романтизмом XIX века. В эпоху романтизма даже исторические события рассматривались через призму личности.
К примеру, «Собор Парижской Богоматери» Гюго — классика литературного романтизма. В нем личные драмы разворачиваются на фоне полотна истории и выходят на первый план. Так же у Рихтера: в его работах отражается не мир, а смотрящий. Хочется взглянуть на бурю или гладь своего внутреннего океана? Советую задержаться у картины Рихтера «Лилии» (1962).
За кулисами
Куратор выставки — Сюзанн Паже — одна из наиболее влиятельных женщин европейской арт-сцены. В 1986 году она курировала французский павильон на Венецианской биеннале, который тогда получил главную награду — «Золотого льва». До 2006 года она возглавляла Музей современного искусства в Париже, а сейчас является арт-директором фонда.
Несмотря на возможность консультироваться со столь опытными кураторами, при покупке произведений Бернар Арно в первую очередь руководствуется собственными ощущениями. Коллекционер уверен, что стоит выбирать только те произведения, которые вызывают сильные неподдельные чувства.
С этим сложно не согласиться. В мире, где многие вещи приходится делать по необходимости, хочется, чтобы отношения с прекрасным строились в первую очередь по любви.
Читай также: