Оверлендинг: зачем люди ездят в путешествия без цели и срока

Оверлендинг. Долгое, иногда многолетнее, путешествие в полностью самодостаточном режиме, без конечной цели. Сегодня это хобби возрождается благодаря появлению новых высокотехнологичных приборов навигации, более надежных средств передвижения и тяге людей к неизведанному.

Раньше этим занимались немногие. Все началось с леди и джентльменов в твидовых костюмах, путешествовавших со слугами и массивными сундуками. Десятилетия спустя по их следу прошли орды людей с прическами «из 70-х», прокладывая «тропы хиппи» через всю Азию.

Оверлендинг всегда был странным хобби — он привлекал либо тех, у кого было очень много денег, либо тех, кому их еле хватало. Все это сегодня изменилось.

Джо и Джози Парсонс на пенсии и проводят целые дни в дороге
Джо и Джози Парсонс на пенсии и проводят целые дни в дороге

В мае в городе Флагстафф в Аризоне открылась десятая ежегодная выставка, посвященная оверленду. Это крупнейшее событие такого рода в Северной Америке. За последние десять лет она значительно выросла — на первую выставку пришли всего 900 человек. Сегодня здесь 22 тысячи посетителей и более 400 участников.

Оверлендинг привлекает серьезные капиталы.

Я сам здесь не только как журналист. В 2007—2010 годах, когда я работал в вашингтонском офисе Би-би-си, мы с женой и сыном при каждой возможности отправлялись в путешествие по Америке на трейлере. Со временем мы даже купили винтажный GMC Kingsley 1978 года.

После возвращения в Европу мы продолжили путешествовать. Мы доехали на трейлере до Полярного круга и исколесили на джипе с навесом Намибию, Замбию и Оман. Мы хотим путешествовать еще дальше, еще дольше, и я приехал на выставку, чтобы узнать, как.

Выставка оверленда сегодня привлекает около 20 тысяч посетителей в год
Выставка оверленда сегодня привлекает около 20 тысяч посетителей в год

Когда смотришь на стенды «Западной выставки» («Восточная» проходит в Вирджинии в октябре), становится очевидно, что для многих главное в этом деле — гаджеты. Люди с вожделением смотрят на лебедки, играют с новейшими навигаторами и делают «селфи» с деталями подвески.

Нет недостатка и в лекциях: «Очистка воды — от новичка до профессионала», «Вождение в трудных условиях: блокировка межколесного дифференциала», «Переправка автомобилей для экспедиции» и «Оверлендинг для пар».

Думая о будущем, я решаю посетить лекцию про путешествия в паре.

Автор текста Ричард Листер объездил всю Америку на трейлере 1978-го года вместе с семьей
Автор текста Ричард Листер объездил всю Америку на трейлере 1978-го года вместе с семьей

Вот к чему она сводится:

1. Перед выездом поговорите. Может выясниться, что одному из вас нравятся узкие горные дороги над пропастью, а другому нет.

2. Удостоверьтесь, что вы оба можете делать то, что необходимо в путешествии.

3. У каждого из пары должна быть возможность провести немного времени в одиночестве.

Все машины на выставке — с полным приводом и высоким клиренсом для внедорожных поездок. Как правило, они оснащены топливным баком повышенной емкости, резервуаром с питьевой водой и солнечными панелями.

Здесь можно купить все — от простого джипа с выдвижным полотняным тентом до спроектированной по индивидуальному заказу машины за сотни тысяч долларов, способной пережить зомби-апокалипсис.

Этот бывший мобильный пункт командования, 1992 года выпуска, может преодолеть водное препятствие в три метра глубиной
Этот бывший мобильный пункт командования, 1992 года выпуска, может преодолеть водное препятствие в три метра глубиной

Некоторые, как, например, Том Розко, собирают свои машины сами. Раньше у Тома был дом в Мексике, но с тех пор он стал полноценным кочевником.

«Мне не нравится жить в одном и том же городе. Я понял, что люблю переезжать», — говорит он.

Том продал дом и купил списанную машину «скорой помощи», из которой сделал полноценный оверленд-автомобиль. Теперь он в нем живет и все свое время посвящает путешествиям.

Контент недоступен

Таких людей много. Джо и Джози Парсонс в 2014 году решили, что «жизнь слишком коротка», продали свой дом в Квебеке, купили полноприводный трейлер и отправились на нем по Панамериканскому шоссе.

Джо тогда было чуть больше 60, Джози была на десять лет младше. С тех пор они проехали 64 тысячи километров по 15 странам.

«Скромная, наполненная приключениями жизнь скитальца намного дешевле обычной жизни в Канаде или в США», — рассказывает Джози в беседе с Би-би-си из трейлера, который сегодня находится в Чили. Их внуки приезжают к ним примерно раз в месяц, где бы они ни находились.

«Мы не могли представить себе, что у нас появится больше друзей», — рассказывает она. «Знакомство с другими оверлендерами и просто людьми, которых мы встретили на пути, оказалось невероятно интересным. Мы ощущаем себя частью большой семьи», — говорит Джози.

Контент недоступен

Но оверлендинг — это не хобби для пенсионеров. У Кери и Скотта Лостенер, с которыми я знакомлюсь на выставке, двое детей — семи и пяти лет. Они собираются продать свой дом и отправиться в путешествие по Америке.

Детям очень нравится идея постоянно быть с семьей, рассказывает Кери. Образование они будут получать на дому, то есть в трейлере.

Стив и Гилли Снейт с дочерьми Алишей и Люси уже пятый год ездят по всему миру на специально собранном грузовике. Они видели охоту на ягуаров в Бразилии, путешествовали с паломниками в Лхасе, а в Антарктиде их окружили киты.

С тех пор они успели вернуться в Британию, но Гилли говорит, что оверлендинг «очень сплотил их семью».

«Это не похоже на длинный отпуск […] бывают хорошие дни, бывают и плохие, — рассказывает она. — Но благодаря путешествию наши дети очень расширили кругозор, без поездок этого бы не произошло».

Стив, Гилли и их дочери на фоне горы Эверест, Тибет
Стив, Гилли и их дочери на фоне горы Эверест, Тибет

Колесить по всему миру на автомобиле — это на первый взгляд не самый экологичный образ жизни. Ходить пешком было бы гораздо более сознательно.

Но, как недавно узнали Маркус и Джули Так, с 2014 года путешествовавшие на грузовике по Европе, Африке и обеим Америкам, если бы они остались жить в Британии, их «углеродный след» был бы куда больше.

На «Катберте» — так пара называет свой грузовик — установлены солнечные панели, которые наносят окружающей среде меньше вреда, чем обогрев среднего английского дома.

Читайте также
Как живут женщины, которые переехали жить в Японию, Доминикану и Финляндию
Как живут женщины, которые переехали жить в Японию, Доминикану и Финляндию
Говорят, хорошо там, где нас нет. Наши героини проверили правильность этого высказывания, переехав на ПМЖ в другую страну, и рассказали, каково это — быть иностранкой в Финляндии, Японии и Доминиканской Республике.

Сейчас по меньшей мере одна компания разрабатывает электрический автомобиль для оверлендинга. Rivian может проехать на одной зарядке от 400 до 644 километров, в зависимости от модели. Он оснащен выдвижным полотняным навесом и полностью электрической кухней. Конечно, заряжать его все равно где-то придется.

Оверлендинг сегодня доступен и популярен как никогда. В мире GPS-навигаторов, интернета и надежных машин большая часть рисков, связанных с путешествиями, фактически исчезла. Но не всем это нравится.

Тед Саймон — что-то вроде легенды в мире оверлендинга. Его книгу «Путешествия Юпитера», посвященную его четырехлетней поездке по миру на мотоцикле в 1970-е годы, все еще выпускают новыми тиражами. Когда Саймону исполнилось 70, он отправился в новую кругосветку.

Сегодня он прекрасно выглядит для своих 88 лет, по-прежнему иногда катается на мотоцикле, но жалеет о том, что осталось в прошлом.

«Говорить такое — почти ересь, но я не уверен, что сегодня путешествовать — так, как я любил путешествовать — вообще возможно».

Саймон не понимает путешествий без страха и риска. Идеальная поездка для него — это путешествие навстречу неизвестному, когда не можешь полагаться ни на что, кроме самого себя и доброты встречных людей.

«Все это оборудование на самом деле не нужно», — говорит он, добавляя, что интернет, по его мнению, сделал путешествия не такими интересными, как помнит их он сам.

«Ты едешь в место, которое уже миллион раз видел на фотографиях, о котором уже много знаешь. Или думаешь, что знаешь. Твой путь туда будет легок и предсказуем. Я даже не уверен, что это можно назвать путешествием», — говорит он.

Тед Саймон, автор «Путешествий Юпитера»
Тед Саймон, автор «Путешествий Юпитера»

Тем не менее Саймон хочет, чтобы люди больше ездили по миру и лучше узнавали его.

«Ценность моего путешествия была в том, как оно меня преобразило — она в открытии, что ты можешь преодолеть любые препятствия, даже если раньше тебя предупреждали, что это невозможно. Ты находишь в себе силу, о которой не знал», — говорит он.

Несмотря на все, чего ему не хватает в современном оверлендинге, Саймон настаивает, что каждый человек должен столкнуться с другой культурой, с другими людьми, но предупреждает, что слишком торопиться не следует.

«Никто из вернувшихся из такой поездки не скажет: «Лучше бы я остался и дальше работать в офисе», — говорит он.

Читай также о женщинах, которые не хотят никуда уезжать далеко от своей родины. 

Фото: JOE AND JOSÉE PARSONS, TGH CREATIVE, THEMAGICBUS.NET, RICHARD LISTER, STEVE AND GILLY SNAITH, Instagram