Отправиться в путешествие в доме на колесах я мечтала еще с самого детства, когда впервые узнала, что существуют люди, сумевшие отказаться от большинства материальных благ и организовать в небольшом пространстве всю свою жизнь (а порой даже жизнь нескольких детей и пары домашних животных).
С появлением Instagram, блогеров и тревел-фотографов мое желание пожить в уютном автодоме становилось все сильнее, ведь каждый день в ленте попадались десятки снимков, подаваемых под хештегом #homeiswhereyouparkit, на которые я всегда смотрела с изумлением и завистью. Самые эталонные из них были сделаны на фоне костра или пасторального пейзажа, а сама машина, внутри которой обязательно сидела собака и лежал шерстяной плед или старая карта, была украшена гирляндами.
Стать частью такого сюжета я решилась после того как в самолете во время полета в Германию случайно наткнулась на фильм «303», снятый немецким режиссерам Хансом Вайнгартнером. По сценарию, пара случайных знакомых, встретившихся на заправке, оказывается в одном автодоме, построенном на базе микроавтобуса Mercedes 303, и совершает спонтанный тур по Европе. Их поездка сопровождается нескончаемыми глубокими диалогами, постоянно сменяющимися пейзажами и непредсказуемыми приключениями. Я пересмотрела киноленту трижды и после нее уже не смогла отделаться от навязчивой идеи. Так у меня появились билеты в Шотландию, идеально спланированный маршрут, и, о да, забронированный на целых семь дней дом на колесах. Однако, как и в большинстве историй, в жизни все оказалось куда сложнее и запутаннее, чем на экране.
Первое препятствие, с которым придется столкнуться каждому юному путешественнику, — ограничение по возрасту. Дело в том, что большинство прокатных компаний, готовы дать в аренду вэн только опытным водителям не моложе 25 лет. В основном это связано с их опасениями по поводу того, что у многих молодых туристов недостаточно навыков как в бытовом, так и в водительском плане. Забегая вперед, скажу, что помимо огромного количества удовольствий и удобств, дом на колесах — это также огромное количество ответственности.
Вторая проблема — стоимость. Те, кто привык думать, что вэн — это колоссальная экономия денег, поскольку совмещает транспорт и жилье одновременно, ошибаются. Пересмотрев достаточно сайтов по прокату домов на колесах, я пришла к следующему выводу: если вы хотите иметь все удобства, включая душ, туалет, кухню с плитой, холодильник и кровать нормального размера, придется выложить приличную сумму. Мой вэн, включавший в себя все вышеперечисленное и четыре спальных места, обошелся в 460 фунтов на семь дней, то есть 56 фунтов в сутки (пять тысяч рублей), что по стоимости примерно совместимо со снятой на Airbnb комнатой и самой бюджетной машиной в каррентале.
В Шотландии путешествия в автодомах очень популярны, поэтому прокатных компаний с самыми различными условиями в стране предостаточно. Наиболее выгодной и приемлемой для меня оказалась Rocking Vans, в которой я арендовала midsize home, то есть дом средних размеров на базе Fiat Ducato. Автомобили больших размеров обычно стоят от 85 фунтов в сутки и выше (около семи тысяч рублей), однако в них может поместиться от шести до восьми человек. К этой сумме также необходимо прибавить затраты на бензин, ночевки в кемпингах и другие дополнительные расходы, например, на паромы или платные дороги.
В моем случае платных дорог не оказалось, но вот обойтись в Шотландии без переправ на пароме невозможно, если вы действительно хотите познакомиться со страной и всем ее многообразием. Кстати, тарифы на паром указаны на официальном сайте компании Caledonian MacBrayne, обслуживающей все пассажирские паромы между материковой Шотландией и 22 шотландскими островами. Поэтому при планировании поездки можно точно рассчитать все затраты, связанные с транспортировкой вэна.
Так, вооружившись таблицей расходов, красиво переплетенным роудбуком с подробным маршрутом и всеми необходимыми знаниями, я отправилась в путешествие своей мечты. Однако, как выяснилось позже, деньги и возраст были не самым сложным препятствием на пути к цели. Самым сложным оказалось то, что находится внутри моторхоума.
Пожилая женщина, работавшая в прокате Rocking Vans, любезно свалила на мои хрупкие плечи тонну информации о каждой детали дома и отправила в путь со словами: «Ни о чем не переживайте! Расслабьтесь и наслаждайтесь поездкой! Это же Шотландия». Первые несколько часов я действительно не переживала ни о чем и, прислушавшись к словам шотландки, наслаждалась всем, что происходило вокруг.
Моей первой остановкой стал рыбацкий поселок Питтенуим (Pittenweem), где в единственном открытом ресторане я смогла попробовать свежую пикшу, приготовленную в панировке. Поскольку Шотландия переполнена портовыми деревнями, в которых основным видом деятельности является ловля рыбы, морепродукты наряду с хаггисом (бараньи потроха с луком и салом, сваренные в бараньем желудке) и кровяной колбасой считаются здесь национальным блюдом. Самые популярные виды рыб, вылавливаемых в морских водах страны, — это лосось, треска, форель, окунь и пикша.
К слову, название населенного пункта не имеет ничего общего с рыбалкой. Оно происходит от пиктского и гэльского языков. Префикс pit на пиктском означал «место или часть земли», а enweem читается по-гэльски как na h-Uaimh и переводится как «пещеры». Таким образом, деревню нарекли «местом пещер» в связи с тем, что вдоль скалистых берегов, окружающих ее, можно найти множество пещерных углублений.
О рыбацком прошлом и настоящем поселка Питтенуим свидетельствуют многочисленные сети, поплавки, контейнеры для ловли, якоря и детали от лодок, хаотично разбросанные по всей набережной. Кроме того, здешний воздух был пропитан запахом топлива для моторных лодок, а в бухте припаркованы десятки рыболовецких кораблей, которые выходят в море каждое утро, чтобы прилавки знаменитого местного рынка ежедневно ломились от свежих морепродуктов, а в немногочисленных ресторанах Питтенуима никогда не заканчивалась рыба.
После короткого ужина и прогулки по деревне я отправилась на пляж Lunan Bay в надежде отыскать дикое место для ночевки до захода солнца. Спустя пару часов скитаний в поисках подходящей парковки, я наконец уперлась в тупик и поняла, что придется остановиться в платном кемпинге и заночевать там.
В Шотландии сеть кемпингов развита даже лучше, чем сеть хостелов и гостиниц. В некоторых из них предлагается арендовать небольшой домик со скромными удобствами, в других — приобрести место на парковке (так называемый pitch), где можно разбить палатку, переночевать в легковом автомобиле или доме на колесах. В зависимости от того, какими удобствами захочет воспользоваться посетитель, варьируется и цена. Например, если вам нужно электричество, вода, душ и туалет, то цена составит от 23 фунтов за ночь, а если никакими удобствами вы пользоваться не собираетесь, то pitch обойдется всего в 15—18 фунтов.
Как только машина была припаркована, я сразу полезла разбираться с тем, что происходит внутри. Сперва все казалось абсолютно непонятным и запутанным. Откуда здесь так много приборов и кнопок? Почему не работают розетки? Как мне зарядить камеру, телефон и переносную зарядку? Откуда взялся запах газа? Вода должна так быстро заканчиваться? А это еще что за датчик? В первый же день пользования автодомом в моей голове проносились десятки вопросов, на которые ни я, ни Google не знали ответ. Тем не менее со временем ответы появились сами собой. Начну по порядку.
Моим самым большим переживанием и одновременно облегчением было наличие газа в вэне. Сменный газовый баллон располагался в отдельном отсеке в кузове машины, открыть который можно только специальным ключом. Он давал возможность приготовить еду на газовой плите, поддерживал температуру в холодильнике, нагревал воду в душе и отапливал весь салон, то есть давал питание для отопительной системы Truma, которая автоматически поддерживала заданную температуру и работала только при заглушенном двигателе.
Другими словами, маленький газовый баллон на 15 литров полностью обеспечивал комфортное проживание в автомобиле сразу нескольким людям. Тем не менее меня не покидал страх, что может произойти утечка. Но создатели дома продумали и эту деталь, расположив рядом с сенсорными панелями, с помощью которых можно было управлять всеми удобствами, специальный датчик, начинающий пищать, мигать и всячески сигнализировать в случае утечки газа.
Также в вэне была установлена небольшая пластиковая душевая кабина, совмещенная с крошечным биотуалетом. Душевой шланг вытягивался из раковины, а вода подавалась из 70-литрового бака, расположенного внутри автомобиля, и сливалась в специальный резервуар, также находившийся внутри. На сенсорной панели можно было отслеживать количество оставшейся воды и степень заполненности бака с отходами.
Большинство кемпингов предоставляют возможность наполнить резервуар с водой для душа через шланг. Вдобавок в них есть специально отведенные места для сбрасывания мусора и отходов из контейнера. Также за отдельную плату кемпинги предоставляют возможность подключить электричество к дому, что дает возможность зарядить все устройства через розетки. Кроме того, если весь газ в баллоне истратится, в кемпингах или в крайнем случае на заправках можно приобрести полный баллон, который вам помогут установить.
Мой следующий день начался с раннего пробуждения, скромного завтрака и прогулки по пляжу в дождливую и пасмурную погоду. Шотландцы сами часто шутят про бесконечные дожди в стране, которые идут здесь почти 300 дней в году. Однако, как однажды сказал шотландский комик Билли Коннолли: «Не существует плохой погоды. Бывает только неправильно подобранный наряд».
С этой мыслью за один день я проехала все восточное побережье Шотландии через Абердин и к вечеру добралась до деревни Крови, расположенной на северо-востоке страны. Встретив закат с утеса, который открывал вид на небольшую деревушку Крови, состоящую всего из одной узенькой улицы, я отправилась к следующему месту ночевки. На этот раз остановиться пришлось на окраине маленького города, где на небольшом участке были припаркованы трейлеры местных жителей.
Кроме организованных кемпингов, в Шотландии также существуют площадки для трейлеров, где может переночевать и кемпер. Они считаются безопасными и тихими, поскольку расположены далеко от центра населенного пунка. Также в стране крайне популярен дикий кемпинг (wild camping), прибегнуть к которому можно в специально отведенных для этого местах на обочинах проселочных дорог, возле пляжей или в лесах. Однако найти их после заката крайне тяжело, поэтому планировать свой маршрут нужно так, чтобы прибыть на место стоянки засветло.
На дикий кемпинг я спонтанно решилась как раз в следующую ночь. Весь мой день заняла дорога по историческому региону Сазерленд (Suðrland — «южная земля»), расположенному (парадокс) на севере страны. Дело в том, что когда-то эту местность завоевали норвежские викинги. Их графство располагалось на северных островах Оркни, по отношению к которым Сазерленд считался югом. В связи с этим северный регион получил такое южное название.
Пожалуй, среди всех шотландских видов природа Сазерленда была для меня самой впечатляющей. Лаймово-золотистые склоны, плавно переходящие в белый песок, который затем буквально сливался с океаном, поражали мое воображение. Невероятной красоты пейзажи, сопровождавшие меня весь путь, сильно сбили мой график, поскольку останавливаться для очередного захватывающего снимка приходилось каждые пять минут.
Моей конечной точкой в этот день должен был стать пляж Сэндвуд (Sandwood Bay), который считается одним из самых отдаленных и живописных в Шотландии. Добраться до него можно только пешком, и путь от ближайшей парковки занимает около полутора часов. Мне повезло застать пляж уже на закате. Оранжевые и нежно-розовые тона уходящего солнца, которыми был залит песок и скалистое побережье, делали его еще красивее, чем при свете дня. Однако возвращаться домой пришлось по темноте с фонариком, который я схватила из запылившегося ящика в последнюю секунду перед поездкой.
Ехать в кемпинг было уже слишком поздно, а уютный пустырь, окруженный одноэтажными бараками и загонами со скотом, совсем не вызывал у меня тревожных ощущений. Решено было заночевать там и, пожалуй, из всех моих решений это оказалось самым худшим. К полуночи на улице поднялся сильный ураган, ведь я находилась в самом северном регионе материковой Шотландии, еще и вблизи океана. Мой дом был припаркован на возвышенности без каких-либо ограждений, из-за чего сильнейший ветер с пронзающим звуком задувал во все его щели, а капли дождя и град били по автомобилю так, будто вот-вот пробьют насквозь крышу. Но хуже всего было не это.
Ветер оказался настолько сильным, что он срывал лежавший под колесами гравий с земли и буквально швырял его в кузов машины. Никакого освещения на улице не было, поэтому в темноте мне казалось, будто десяток одичавших варваров-шотландцев стучат кулаками по вэну, чтобы меня запугать. Я то и дело бросалась от одного окна к другому и в панике пыталась хоть кого-нибудь разглядеть. Так продолжалось несколько часов, и к пяти утра сил бояться уже не осталось. Трясущаяся и вспотевшая от страха, я завела машину и умчалась прочь с жуткого пустыря. Надо ли говорить, что оставшиеся четыре дня я ночевала только в кемпингах, напрочь забыв о существовании диких парковок для таких же диких туристов?
До конца поездки оставалось всего ничего, и мои последующие ночевки уже не были такими тревожными. Лучшим кемпингом из всех, где мне довелось остановиться, оказался Kinloch Campsite на острове Скай. Всего за 23 фунта в моем распоряжении был кабель с электричеством, Wi-Fi, безлимитная вода для того, чтобы пополнить 70-литровый резервуар в вэне и самый настоящий большой и просторный душ. Там впервые за целую неделю я смогла вдоволь намыться под горячей водой, не переживая о том, что она может закончиться в любую секунду.
Но главным и самым запоминающимся был момент, когда ранним утром я распахнула задние двери моторхоума и с чашкой горячего чая в руках, глядя на залитое малиновыми оттенками небо, наконец, по-настоящему прочувствовала и осознала суть философии «home is where you park it» («дом — там, где ты его паркуешь»).
В такие секунды внезапно начинаешь понимать людей, которые бросили работу, продали квартиру, машину и дачу, отказались от любых богатств и излишеств и вместо этого построили для себя небольшой дом на колесах, чтобы объездить на нем весь мир. Пускай в какой-то степени их жизнь лишена удобств и комфорта, но она определенно переполнена яркими и значимыми моментами, ценнее которых на свете нет ничего.