Хореограф Мигель о способах расслабления, иммерсивном театре и танцах до самой старости

Поговорили с хореографом Мигелем о его секретах отдыха и работе в иммерсивном шоу.

— Во многих проектах, вы выступаете, как продюсер. Эта работа приносит вам столько же удовольствия, сколько работа хореографа? (Мигель является хореографом шоу «Вернувшиеся», — прим.ред.)

Дело в том, что в России понятие продюсирование — это не только и не столько процесс творческий, оно здесь состоит из каких-то других вещей и это не классическое создание спектакля — чистое творчество, а еще и масса административных задач, которые мне не интересны, но кроме меня никто этого не сделает.

Контент недоступен

Хореография — это моя жизнь, а создавая уникальное по масштабности и глубине иммерсивное шоу в России, в то время, когда никто толком не знал, как это сделать, мы с командой хотели показать всем этот потрясающий, абсолютно новый формат. И это нам удалось, мы выстроили настоящую махину, шоу идет уже третий год, сотни показов и 72.000 гостей уже побывали в нашем театре тотального погружения. Я понимаю, что просто не могу не принимать участия в продюсировании такого важного проекта, хотя, конечно, я человек больше творческий!

—В чем главная сложность постановки хореографии в иммерсивном шоу?

В иммерсивном шоу есть один очень важный, я бы сказал основополагающий принцип —полная свобода зрителя. Зритель волен сам выбирать, куда и за кем следовать, где остановиться и как соучаствовать в сцене, он может оказаться вплотную к артисту, сесть на стул или лечь в ванну с водой!

Так вот, заходя в сцену артист никогда не знает в какой точке будет находиться зритель, зачастую ему приходится выполнять заданную хореографию в условиях практически для этого не приспособленных. Актеры каждый раз ориентируются по ситуации, раздвигают площадку, несмотря на полную непредсказуемость поведения зрителя! Это каждый раз живой процесс.

Скажу больше, то, что является сложностью для актера, для зрителя большой плюс, ведь, находясь в любой желаемой точке сцены, ты можешь рассмотреть хореографию с любого ракурса и со всех сторон!

Контент недоступен

Плюсы есть и для актеров — в иммерсивном шоу возможно поставить то, чего не сделать на классической сцене, ведь здесь мы работаем сразу на все стороны, а не на одну, а значит хореография становится намного понятнее для зрителя.

Есть и секрет, как действовать в ситуации, когда невозможно сыграть сцену по сценарию, у актера всегда заготовлено 2-3 альтернативных варианта развития событий, но принимать решение о том по какому из вариантов играть в эту секунду нужно прямо во время шоу!

— Дается ли танцовщику больше возможности импровизировать в иммерсивном спектакле? Или он должен четко следовать задумке хореографа?

Смотрите, вся суть в том, что в иммерсивном шоу импровизация конечно же есть, но вовсе не в хореографии! Безусловно, то, что видят зрители на шоу — это поставленное действие, отрепетированное и отлаженное как часы. Иначе бы это не было так захватывающе. И, повторюсь, свобода (с небольшими ограничениями) в шоу есть у зрителя, а вот у актера, пожалуй, есть вариант для импровизации в продолжительности каждого движения и времени исполнения той или иной сцены.

Важно и то, что в иммерсивном шоу играют в первую очередь все же актеры, нежели танцовщики, не стоит ожидать масштабных хореографических номеров.

— На ваш взгляд смогут ли такие шоу, когда-нибудь полностью вытеснить классический театр?

Мне, как продюсеру иммерсивных шоу, а у нас их на данный момент сразу два: одно «Вернувшиеся» в Москве и второе — иммерсивное шоу «Безликие» в Санкт-Петербурге, безусловно было бы приятно так думать, но я точно знаю, что ответ на этот вопрос — нет.

Контент недоступен

Ну просто мне сложно даже представить себе точку на карте мира, где вдруг классический театр утратил свою популярность, уступив полностью, даже такому захватывающему формату как иммерсивное шоу.

Да, это что-то новое, определенно стоящее и безумно интересное, но у абсолютно любого формата есть свой зритель, своя аудитория, так что я думаю если все будут заниматься своими проектами на должном уровне – зритель найдется! Посудите сами, в Россию же пришли мюзиклы, но не вытеснили оперетту. Просто и классической опереттой можно заниматься на совершенно другом уровне, так что главное – качество.

— Есть стереотип, что танцовщик не сможет в полную силу работать до самой старости. Думали ли вы, что, например, лет через двадцать, полностью оставите работу хореографа и станете заниматься только продюсированием или еще какой-либо деятельностью?

Давайте разберемся! Вы имеете в виду работу хореографа или все же танцовщика? Хореографом можно быть до конца жизни и тому примеров великое множество.

Мне нравятся процессы, которые протекают параллельно, именно поэтому в «Вернувшихся» я выступил сразу в нескольких ролях: как хореограф-постановщик, режиссер и продюсер. Все, наверное, потому что я не отношусь к своей работе как к работе — это просто моя жизнь! Так что куда я от хореографии, иначе пришлось бы начинать другую жизнь, а пока особо не хочется!

— Вы работали над постановками шоу и в телевизионных проектах, и на сцене, и в клипах. Какими проектами вы больше всего гордитесь?

Я горжусь практически всеми своими проектами, промах был, пожалуй, только один, и тот дико веселый.

Все проекты, которые я делаю, первые в чем-то, а горжусь я ими, потому что у меня просто хватило смелости это сделать. Судите сами: «Один в один» был первым подобным проектом в России, шоу «Майданс» – первое в мире такого масштаба, что отмечено в книге рекордов Гиннеса, точно также иммерсивные шоу «Вернувшиеся» и «Безликие», точно также проект «Танцы» и «Песни», все это премьеры жанра и мне очень нравится открывать эти жанры в разных странах, где они становятся популярными.

— У вас очень плотный график: съемки, репетиции, работа в театре. Как вы расслабляетесь? Как боретесь с творческим выгоранием? Поделитесь рецептом.

Контент недоступен

Да, рецепт действительно есть, но с ним есть один нюанс, то, как обычно проходит досуг у других — для меня это работа. Прослушивание музыки, просмотр клипов или посещение концертов — это работа, которую я безусловно люблю и живу ею.

А вот чтобы переключиться и отдохнуть у меня есть личный рейтинг, записывайте!
Безотказное средство после напряженного дня и уверенное первое место в моем личном хит-параде — Sony PlayStation!

На втором месте — еда, я обожаю вкусно поесть и, кстати, сам готовлю (говорят даже неплохо!).

А еще, конечно, это пешие прогулки! Я часто сменяю города, но каждый раз не отказываю себе в удовольствии пройтись по проспектам и переулкам, это действительно успокаивает и заряжает на новый день!