Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
Рассылка
Подпишись на рассылку, чтобы всегда быть в хорошем настроении
Рассылка
Подпишись, и ты всегда будешь знать, чем порадовать свою семью и побаловать себя
Рассылка
Подпишись на свой личный гороскоп, и заряд позитива на каждый день тебе обеспечен!
12 июля 2019, , Источник: Lenta.Ru

Как россиянок приучают быть хуже мужчин

Одной из последних громких новостей о дискриминации стало повышение проходного балла для девочек в пермской гимназии номер 4. Преподавательница НИУ ВШЭ Элла Россман разбиралась, откуда берутся стереотипы о мальчиках и девочках и как именно они влияют на детей.

Пермская гимназия номер 4 стала известна на всю страну после того как повысила проходной балл для поступающих девочек. Для них условием приема стал результат 69,1 балла, для мальчиков — 65,7. Директриса Татьяна Дьякова объяснила разницу тем, что девочки более прилежные в детстве, но именно мальчики в результате «становятся лидерами» и «управляют страной», — поэтому, по ее логике, им нужны преференции.

Школу проверила прокуратура, однако суд не обнаружил дискриминации в этой очевидно дискриминационной ситуации. Позже, уже в июле, глава Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства протоиерей Дмитрий (Смирнов) заявил, что женщины «слабее умом», а люди вроде Марии Кюри — это редкость. 

Слова директрисы Татьяны Дьяковой симптоматичны. Кто не слышал в своей жизни формулу: мальчикам нужно помогать, потому что они «медленно созревают, зато потом…»? Ее в разных вариациях повторяют учителя, родители и школьные психологи. Но в этой формуле нарушена причинно-следственная связь.

Современных социологов очень занимает вопрос, как в социальном плане сделан наш пол, какие представления о нем (зачастую не имеющие ничего общего с биологией или особенностями гормональной системы человека) сконструированы обществом и культурой. Многие из этих представлений работают так же, как другие массовые заблуждения — вроде тех, что солнечное затмение приносит беду, а разбитая посуда — счастье. И вместе с другими массовыми заблуждениями они оказываются чрезвычайно живучими и переходят из поколения в поколение.

В социологии социализация — это процесс становления личности, усвоения индивидом ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, социальной группе. Социализация происходит, когда ребенок контактирует с другими людьми и постепенно обучается правилам (гласным и негласным), принятым в его сообществе. В той или иной степени человек социализируется всю жизнь (особенно когда меняет окружение — например, переезжает в другой город или страну), однако основные нормы и ориентиры закладываются у нас еще в детстве.

Как и многие другие общественные нормы, стереотипы о мужчинах и женщинах мы приобретаем в процессе взросления. Исследователи выделяют разные источники таких идей — это и родители, и другие значимые для ребенка взрослые, вроде учителей и наставников в спортивных командах. Стереотипы транслируются в книжках, в мультфильмах, в медиа, они все время присутствуют в информационном поле, внутри которого растет ребенок. Постепенно он их интериоризирует, то есть присваивает, и начинает ориентироваться в окружающем мире при помощи этих установок.

Но идеалы мужественности и женственности нестабильны и меняются со временем, различаются от страны к стране, от народа к народу. Даже у представителей разных классов и социальных слоев внутри одной нации эти идеи могут разниться: мальчик из семьи московской интеллигенции вряд ли будет отвечать представлениям о мужественности, принятым в среде рабочих металлургического завода, и наоборот. Англичанка в юбке-карандаше, руководящая небольшим отделом в рекламном агентстве, вряд ли вызовет вопросы у современников, а в викторианском обществе одно ее появление скандализировало бы приличную публику.

Причин изменения гендерных норм в обществе немало, в их числе — многолетняя работа активисток женского и феминистского движения, без которых у нас сегодня не было бы возможности учиться и работать, где нам хочется, или самостоятельно определять, с кем встречаться и жить, за кого выходить замуж и когда разводиться, сколько детей иметь и иметь ли их вообще.

Кроме того, гендерные нормы могут резко изменяться вместе со сменой власти и режима в стране, хороший пример — постсоветское пространство, где мутации представлений и установок мы можем наблюдать буквально в режиме реального времени.

При этом можно выделить и идеи, которые объединяют все общество или даже несколько обществ. Например, для западного мира на протяжении веков был свойствен идеал инициативного, активного в публичной сфере мужчины и заботливой и чувствительной, но по большей части пассивной и ведомой, ориентированной на семью и детей женщины. Те, кто нарушал эти представления, вызывали страх и отторжение, практически бессознательное желание «поставить человека на место» — в том числе самыми жесткими методами.

Как именно влияют на нас стереотипы и насколько сильно это влияние, демонстрирует, например, эксперимент социального психолога из Стэнфорда Клода Стила. Вместе с коллегами Стил набрал две группы студентов, мужчин и женщин, в основном второкурсников, сильных в математике.

Студентам дали несколько тестов по математике и сконструировали разные социальные условия тестирования. Одно из проверочных заданий предварили небольшим вступлением: первой группе студентов сказали, что оно демонстрирует разницу между мужчинами и женщинами в их способностях к математике. Второй группе объяснили, что тестирование не показало различий между людьми разного пола по этому предмету. Студентки показали себя гораздо хуже студентов, когда тест предварили вступлением о гендерных различиях — и это при том, что в обеих группах участники были примерно одинакового уровня. Дальнейшие эксперименты (как вариации этого опыта, так и другие эксперименты, например, с афроамериканцами, на которых транслировали расовые стереотипы) только подтвердили догадку: установки, которыми предваряют тест, сильно влияют на то, как студенты себя проявят.

В эксперименте Стила студенты показывали разный результат в зависимости от того лишь, что им говорили перед тестом. Сложно переоценить, какое влияние на нас и наши успехи оказывают слова и идеи, которые транслируются постоянно, день за днем, год за годом.

Есть и исследования, которые фиксируют подобные изменения. Например, длительное наблюдение детских психологов Франчески Мунтони и Яна Ретельсдорфа из Гамбургского университета показывает: представления родителей о мальчиках и девочках влияют на то, как дети учатся читать.

Исследовались случаи 1508 школьников из 60 школ Германии. На протяжении почти двух лет психологи анкетировали учеников и их родителей, чтобы зафиксировать, влияют ли представления взрослых на успехи детей в чтении. Выяснилось, что гендерные стереотипы родителей определяли, насколько дети верили в себя и в свои силы, какие задачи они считали особенно важными и как результат предопределяли их успехи. В частности, идея о том, что девочки более предрасположены к чтению, приводит к тому, что они и вправду обгоняют в этом навыке мальчиков, причем по всей стране. Работать эта схема может и негативно: мальчики не уверены в своих силах в чтении из-за расхожих идей об их не особо блестящих способностях на раннем этапе, и потому могут показывать худшие результаты.

Вполне возможно, что то же самое особое прилежание девочек — следствие женской гендерной социализации (ЖГС). Нас с раннего детства учат быть более аккуратными и дисциплинированными, эти черты считаются естественными и натуральными для женщин по рождению.

Что точно влияет на девочек сегодня, так это отсутствие достаточной поддержки со стороны взрослых и сверстников. Исследования социологов и психологов все больше подтверждают простую догадку: женщины реже становятся президентами, менее представлены в бизнесе и науке именно потому, что с детства им отказывают в уме, лидерстве и блестящем будущем, а жизненные перспективы зачастую ограничивают домом и семьей.

Начинания и таланты девочек игнорируют, в их одаренность не верят — или даже создают реальные препятствия на пути к знаниям, как в случае с пермской гимназией. Возникает феномен «исчезновения» одаренных женщин: мы видим множество талантливых девочек в дошкольных учреждениях и школах, но на каждом следующем этапе цепочки «университет-работа-карьерный рост» женщин становится все меньше и меньше. Они оседают на непрестижных работах или полностью исчезают из поля зрения, уходя в семью и личную жизнь.

Интересно, что даже те достоинства, которыми девочки очевидно для всех обладают (такие как прилежание и усердие, например) — для многих недостаточны для того, чтобы стать лидерами. Или, как в нашем случае, чтобы поступить в престижную школу. В мальчиках же, даже если они пока «недотягивают», находят скрытый потенциал и огромные возможности.

В нашей стране также есть исследования механизмов гендерной социализации в российском контексте. Например, социологи из ВШЭ Ольга Савинская и Анастасия Чередеева провели серию интервью и выяснили, что представления о мужском и женском, о том, чем девочки и мальчики «должны» заниматься и как себя вести, прививают с самого раннего, несознательного возраста — еще в дошкольных учреждениях, где и мальчикам, и девочкам предлагают чрезвычайно узкие рамки «нормальности» и однообразные роли (грубо говоря, «снежинки и пираты», и никак не наоборот). Маленькие девочки оказываются в этой системе особо уязвимыми — от них требуют постоянно искать одобрения со стороны других, быть максимально послушными и тихими и интересоваться очень ограниченным числом предметов и тем. Такое однообразие может мешать индивидуальному развитию детей, особенно, если систему поддерживают и дома.

Также нельзя обойти вниманием исследование социолога из ВШЭ Ольги Исуповой — старшей научной сотрудницы Института демографии НИУ ВШЭ. Она опрашивает девочек из «хороших семей» — учениц и выпускниц престижных московских гимназий и лицеев, а также их родителей и родителей школьников из престижных учебных заведений Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода и Соликамска. Пилотные интервью показали, что от девочек из «хороших семей» в России требуют практически невозможного: образованности, красоты, хороших манер, удачной карьеры, ориентации на семью, «незаурядной силы духа», — и все это одновременно.

Завышенные ожидания со стороны родителей подкрепляются общественными стереотипами и высокими стандартами, предъявляемыми девочкам в школах. Их все время оценивают, заставляют соответствовать новым и новым идеалам и жестко критикуют за малейший проступок. Многообразие требований и нежелание выделять из них приоритетные и факультативные невротизирует старшеклассниц, воспитывает страх ошибки и оставляет для них чрезвычайно ограниченное пространство свободы, не говоря уже о времени на отдых и собственные увлечения.

При этом «светлое будущее», ради которого все старания, крайне туманно. Родители и сами не знают, чего ожидать их дочерям в дальнейшем. Получается, что девочкам часто приходится прилагать сверхусилия в условиях непонятных задач и перерабатывать ради неясных перспектив и чужих ценностей.

Работы о специфике гендерной социализации в нашей стране и за ее пределами начали появляться в России довольно давно. Этнографию детства и, в частности, особенности социализации детей в разных обществах, изучал еще в 1980-е годы советский социолог Игорь Кон. В 1988 году он выпустил монографию «Ребенок и общество», где описывал в том числе особенности гендерной социализации. А в 2009 году вышла его книга «Мальчик — отец мужчины», посвященная специфике воспитания мальчиков в разные времена и тому, как нормы, привитые в раннем детстве, влияют на мужчин всю их жизнь.

Из этой книги и из перечисленных выше исследований можно сделать еще один вывод: гендерные стереотипы вредят и мальчикам. В прошлом году Американская психологическая ассоциация выпустила специальную брошюру с советами о том, как психологам работать с клиентами-мужчинами и мальчиками, учитывая специфику их мужской гендерной социализации (МГС).

Кроме всего прочего, там описывается, как традиционные представления о мужественности и гендерных ролях негативно влияют на жизнь мужчин. Требования сдерживать эмоции, например, мешают здоровым образом переживать стрессы и как следствие могут приводить к агрессии по отношению к окружающим, злоупотреблению наркотиками и алкоголем.

Установка самостоятельно, «по-мужски», решать все проблемы, даже непосильные, не позволяет вовремя получить необходимую помощь — в том числе медицинскую (отсюда в том числе низкая средняя продолжительность жизни мужчин). В брошюре рассказывается, как психолог может помочь мужчине или мальчику научиться выражать свои чувства и налаживать отношения с окружающими мирным путем.

Эксперименты по полному отказу от различения мальчиков и девочек в воспитании все же редкость: речь по большей части идет не о полном стирании разницы между мужчинами и женщинами, а о том, чтобы сделать жизнь более свободной от сковывающих представлений и дать людям любого пола возможность проявлять себя в разных областях, будь то семья или наука, искусство или политика, бизнес или воспитание детей.

При этом россиянам приходится особенно сложно: им необходимо растить детей в ситуации, когда школа и другие общественные институты все чаще эти стереотипы транслируют. Например, детей учат лженаучным идеям вроде телегонии (опровергнутая теория о том, что на «генетическую память» женщины влияют все ее предыдущие сексуальные контакты) — множество подобных утверждений можно найти в учебнике «Нравственные основы семейной жизни», который рассчитан на старшеклассников и должен подготовить их к «созданию крепкой многодетной счастливой семьи».

Мы сами можем не замечать все те установки, к которым приучены с детства. И в первую очередь важно анализировать собственный опыт: вспоминать, что нам говорили в детстве, кто это говорил и как это влияло на вас, наблюдать за своим окружением и идеями вокруг, а затем обсуждать все это с ребенком и учить его критически осмыслять действительность с самых ранних лет.

Вы подписались на рассылку.Отменить
Подписаться на рассылку
Комментарии
38
Natashka
В еуропах эти ученицы и работницы золотые привыкают хотеть работать.А потом деток покупают и всякими эко вымучивают.А народ,успевшие родить,отдают всоих деток тем самым древним курицам женского рода.Ну давайте за гендер!Напишите,кто отдаст деток своих на воспитание няни-мужчины?Когда в семье хорошо справляется папа,это естественнно.А няня-мальчик для детей работницы золотой?В мозгах мы равны,вот телами разные.А потому природа мудрее и жить нужно по законам ее.Кукушек не может быть больше,чем остальных птиц на земле.Когда в семье поделили обязанности-это дело личное.Когда мы ставим этот вопрос как национальную идею-мы вымрем.
СсылкаПожаловаться
...
"Причин изменения гендерных норм в обществе немало, в их числе — многолетняя работа активисток женского и феминистского движения, без которых у нас сегодня не было бы возможности учиться и работать, где нам хочется, или самостоятельно определять, с кем встречаться и жить, за кого выходить замуж и когда разводиться, сколько детей иметь и иметь ли их вообще."
Ага, а что конец света не наступил - это заслуга сектантов, которые отмолили нас от катастрофы). Никаких заслуг феминисток тут нет - это лишь следствие, как там же и говорится, политических, идеологических, экономических веяний. После революции у нас все права женщинам дали не потому, что феминистки боролись, а потому, что надо было советскую систему в выгодном свете представить. Как и сейчас, капиталисты используют женщин как инструмент эксплуатации мужчин, потому и делают из них священную корову, даже наказания за типа "изнасилования" как за убийство придумали, чтоб не думали бесплатно брать, а сначала потратились на подарки и создание имиджа, чтоб получить заветный секас.
СсылкаПожаловаться
Flo Ra
И ладно если просто готовить (это всегда пригодится), а вот вязать дурацкие салфетки-это вот для чего?
СсылкаПожаловаться
Том Ка
В ответ на комментарий от Манька Облигация
Манька Облигация
А меня больше всего порадовало высказывание религиозно-общественного деятеля, что "женщины слабее умом". Прелестно, просто прелестно)
СсылкаПожаловаться
Сначала это высказывание меня возмутило. А потом, подумав, я пришла к выводу, что этот религиозный деятель, возможно, прав. Ведь храмы, церкви посещают огромное количество людей, и подавляющее большинство из них женщины. Будь эти женщины умнее, вряд ли бы они ходили в церкви.
СсылкаПожаловаться
Kikki Mora
В любом обществе есть традиции и есть стереотипы. С этим можео бороться, можно мириться. Но какие бы тома исследований ни написали, гендерные различия есть. Это природа. Её не обманешь. Физические и психологические отличия и возможности полов, особенности мыслиткльных процессов и поведения не отменить диссертацией. Маленькие мальчики, когда их учат читать, и представления не имеют, что девочки учатся читать быстрее. В женском головном мозге в 20 раз больше нейронных саязей между мыслительным и речевым центром. Женшины - чувства и эмоции. Мужчины - логика. Женщины - тактика, мужчины - стратегия. Да, равноправие должно быть. Но вот в чём дклр. В советское время еще одна маленькая девочка мечтала стать капитаном дальнего плавания и добилась своего. Сейчас вроде препятствий нет, но и женщин - капитанов дальнего плавания тоже не наблюдается.
СсылкаПожаловаться
Миша Матвеев
Это статья от феминистки. И очень характерно когда нас называют россиянами. Меня передергивает с тех пор как ельцин говорил, дорогие россияне. Статья импортная
СсылкаПожаловаться
nika2011
В ответ на комментарий от Nat История переписки2
Nat
Вот-вот, как я ненавидела уроки труда. Росла с двумя братьями, может поэтому мне интереснее было гвозди забивать, и с отвёрткой играть. Игрушки разбирала и собирала, да и не только игрушки)
СсылкаПожаловаться
То есть шить,вязать,готовить не нужно уметь? Последнее хотя бы умеете? И мальчикам уроки кулинарии тоже были бы полезны
СсылкаПожаловаться
nika2011
Блин,комментарий выше ответ на другой пост
СсылкаПожаловаться
nika2011
А вообще изобретать велосипед глупо. Раздельное обучение приносило свои плоды и сейчас во многих странах приносит. Тогда не сравнивают мальчиков и девочек. И да,девочки есть очень умные,но и глупые в 6лет во много Рахмет быстрее многих мальчиков читают,разговаривают лучше и аккуратнее пишут. И что? Они умнее? Нет. А вот мальчикам часто неинтересно становится,а у девочек некоторых ложное представление о своем уме. Только раздельное обучение поможет,причем некоторые уроки,такие как география,история,языки иностранные,можно совместно.
СсылкаПожаловаться
Анастасия Донских
В ответ на комментарий от Ольга История переписки3
Ольга
вот согласна, сколько себя помню - Европа всегда загнивала,,,толпы в нее рвутся погнить за компанию
СсылкаПожаловаться
Точно! "Загнивающий" Запад ещё станцует на похоронах гундяевцев! Искренне надеюсь на это посмотреть!
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Вы не ввели текст комментария
Вы не ввели текст комментария
Горячие темы комьюнити
Сьехалась со своим мужчиной и прокляла все на свете. Мой рабочий день начинается с 9 часов, к опазданиям относятся негативно, я встаю в 6, принимаю душ, готовлю нам завтрак, и потом собираюсь на...
841
Вышла замуж в 96 году, за очень состоятельного человека. Мне было 20, ему 35, разница не большая, но все же. Выходила я только из расчета, т.к. жили мы с родителями не очень, а у меня были все...
346
Померяемся?
Твоя Твоя
Я. 93-70-85. А вы???
283
Я вышла замуж за мужчину «с прицепом». Его дочь, довольно взрослая девица, всегда позиционировала себя как главную женщину в семье. А я была так... случайной... муж вроде как был выше этой ситуации...
283
Наткнулась на пост от благотворительного фонда со следующим текстом: "Вы знали, что одна коробка с едой, которую мы развозим малоимущим семьям, весит примерно 20 кг? Внутри коробки запас...
261
Свидания, прогулки, обнимашки, он нежно гладит мою шею, волосы, потом страстные поцелуи в машине, ммм... я чуть прям там не к@нчила. От моих стонов он завелся, поцелуи в шею, плечи... его рука уже...
194
История моих просмотров
СкрытьПоказать
Подпишитесь на нас
Рассылка Леди Mail.ru