Гардеробное целомудрие
Длинные женские одеяния с древнейших времен тесно связаны с неравноправием женщин. Еще в Древней Греции было четкое разделение на порядочных горожанок, которые драпировались в долгополые одежды и хитоны, во всем подчинялись отцам и мужьям и практически не покидали гинекея — женской половины дома, и гетер — девушек, призванных развлекать мужчин музыкой, акробатикой, танцами и более интимными вещами.
Они выступали на так называемых симпосионах — вечеринках с алкоголем и «культурной программой» и могли появляться в мужском кругу гостей почти раздетыми, в коротких одеяниях и топлес. Древнегреческая богиня мудрости и целомудрия Афина поэтому всегда изображалась полностью одетой, а богиню любви Афродиту ваяли и полуголой и совсем обнаженной.
В авраамических и восточных религиях также поддерживалась скромность женщин: после пубертата девушка должна была носить длинную юбку или, в некоторых культурах, халат, кимоно или штаны и удлиненную, закрывающую бедра рубаху. Объяснение тому было простое: мол, открытые хотя бы до колена женские ноги толкают мужчин к греху и нарушению божьих заповедей, что нужно пресекать на корню.
Вторая, не столь очевидно декларируемая причина предписания носить длинные (и оттого неудобные) одеяния была в том, что женщина в такой одежде становилась неловкой и не могла убежать от мужчины или сопротивляться ему.
Никакие веяния европейской моды, приведшие уже в XVI веке к глубоким декольте, не изменили сурового отношения общественной морали к коротким юбкам. Единственное, на что были вынуждены согласиться коллективные ревнители нравственности, да и то вынужденно, — на то, что бедные женщины из простонародья, вынужденные ходить пешком и заниматься грязной физической работой, носили юбки короче, чем аристократки: до щиколотки или чуть выше. В противном случае подолы их юбок были бы постоянно в грязи и навозе: тогда улицы были немощеными, а за лошадьми никто не убирал.
XIX век тоже прошел под знаком длинных юбок, осложненных кринолинами, турнюрами и несколькими слоями нижнего платья. Ничего удивительного нет в том, что освобождение — и в фигуральном, и в самом буквальном смысле — из пут многослойных долгополых одеяний стало очевидным знаком борьбы женщин за свои права и победы в этой борьбе. Следом за корсетами женщины избавились от длинных юбок. Спасибо спорту: первые послабления в этом дали теннис и езда на велосипеде (которую женщинам тоже не сразу одобрили), а затем — экономический кризис, вызванный Первой мировой и американской Великой депрессией.
Женщины могли тратить на ткани меньше, а мужчинам пришлось смириться с этим. Облегчить этот процесс им помогали «новые гетеры» — актрисы, балерины, танцовщицы кабаре и мюзик-холлов. Если балерины уровня Анны Павловой и Матильды Кшесинской, выходившие на сцену в сравнительно целомудренных шелковых трико и пышных пачках, еще могли считаться скромными, то звезда кабаре Жозефина Беккер и шокировала, и пленяла публику своей «дикарской» юбкой из расшитых блестками бананов, которая, строго говоря, не могла называться юбкой, поскольку не скрывала практически ничего.
Но кабаретные танцовщицы — исключение, простые женщины, естественно, были скромнее. Но и их юбки во время Второй мировой стали еще короче, чем в 1920-е годы, — по все той же экономической причине. А после войны то, что в тяжелую годину было вынужденной мерой, стало модой. Однако и в 1930—1950-е годы юбка приличной девушки непременно закрывала колени: великая Шанель даже говорила, что колени нужно закрывать, поскольку это «самая некрасивая часть женского тела».
С экрана — в жизнь
Важным движущим моментом моды ХХ века был кинематограф. В погоне за кассовыми сборами киностудии позволяли себе эксперименты, доходившие до эпатажа, и множество невообразимых в реальной жизни вольностей. Так произошло и с мини-юбкой: по сути, ее первое появление на публике произошло именно в кинозале. Формально картины были о покорении космоса, которое было у всех на устах, но фактически люди шли в кино за тем, за чем ходили в кино всегда — за развлечением и сексом. За секс в фильме «Полет на Марс» отвечала актриса Маргарет Чэпмен, а в картине «Запретная планета» — ее коллега Энн Фрэнсис, обе — в мини-юбках.
Как и в начале века, помимо кино, моде помогал спорт: чем короче юбка — тем свободнее движения. «Прообразы мини встречались в спортивных костюмах фигуристок и в закрытых купальных костюмах 1950-х, которые всегда заканчивались подобием короткой юбки, — рассказывает дизайнер и эксперт моды Кирилл Гасилин. — Появление и существование мини-юбки невозможно себе представить без повсеместного распространения нейлоновых колготок, появившихся в широкой продаже в начале 1960-х годов в Америке и затем захвативших Европу». Прототипом колготок были все те же шелковые трико балерин начала столетия. Колготки не требовали надевать под юбку удерживающий чулки пояс с резинками: даже случайно продемонстрировать такой пояс на публике считалось совершенно непристойным, и юбки были вынужденно длинными.
Но наступил день, когда западный либерализм — сексуальная революция, изобретение колготок, а также порожденное повсеместным в развитых странах распространением женского образования свободомыслие и собственные доходы — наконец-то позволил женщинам оголить колени. Первенство в выводе мини на подиумы делят два дизайнера — британка Мэри Куант и француз Андре Курреж.
Долгий триумф короткой юбки
Чаще создательницей мини-юбки все же называют Куант — возможно, потому что она жила и работала в «свингующем Лондоне», где любая прогрессивная дизайнерская идея моментально попадала на улицы и превращалась в streetstyle — сначала на хипстерских Кингз-роуд и Карнаби-стрит, а затем и повсюду. «Для меня мини-юбка — знаковая вещь из 1960−1970-х, связанная с образом британской манекенщицы Твигги, — говорит дизайнер Светлана Тегин. — Мои ассоциации — короткая стрижка, тонкая фигура, длинные стройные ноги, мальчишечья пластика».
Курреж, чьи мини-юбки и платья А-силуэта появились чуть позже, а следом за ним и сверхпопопулярный в 1960-е Пьер Карден работали как для самых состоятельных it-girl своего времени, так и для широкой публики: небогатые девушки заказывали ультрамодную вещь «а-ля Карден» своим портнихам. «По воле Пьера Кардена, одного из самых влиятельных дизайнеров той поры, мини носили с плотными цветными колготками, сапогами-чулками и водолазками, — поясняет Кирилл Гасилин. — Он предложил юбки с низкой посадкой на бедрах и сочетал ее с широким ремнем».
Вообще говоря, мини-юбки, как почти любое изначально шокирующее нововведение, в массы продвигали знаменитости. Когда в 1965 году фотомодель Джин Шримптон явилась на мельбурнский ипподром в шляпке, строгом твидовом жакете и в юбке на ладонь выше колен, это вызвало едва ли не публичный скандал. Уже три года спустя вдова американского президента Джона Кеннеди Джеки надела мини на свою вторую свадьбу с Аристотелем Онассисом.
Советские девушки были обязаны короткими юбками Пьеру Кардену. В СССР он был не просто заезжей знаменитостью, но и, как тогда говорили, «другом Советского Союза», и к предлагаемым им новшествам довольно пуританской стране «победившего социализма» относились снисходительно.
Хотя в 1970-е в моде были миди-юбки (до середины икры) и юбки-карандаш, мини не исчезли: они просто временно переместились с улиц в популярные в это десятилетие ночные клубы, начиная с легендарного Studio 54. Как бы ни менялась дневная мода, короткие коктейльные платья для вечеринок с тех пор остаются неизменно популярными. В 1980-е мини-юбка пережила, по сути, второе рождение: деловые женщины добились права носить короткие юбки в офисе, а развитие инновационных технологий в текстильной промышленности подарило миру плотные, но эластичные ткани, создающие облегающий силуэт.
Такие юбки носили и дамы, так сказать, полусвета вроде героини Джулии Робертс в фильме «Красотка», и — нередко в эпатажном варианте — эстрадные звезды во главе с Мадонной, и обычные отвязные тинейджерки, сочетая их со столь же провокационными топами или, наоборот — рубашками и блейзерами oversize. Образ Шэрон Стоун в белом ультрамини, закинувшей ногу на ногу в фильме «Основной инстинкт», стало хрестоматийным визуальным образом 1990-х.
Мини в наши дни
Тренды меняется, но мини-юбка остается, поскольку молодые женщины стремятся выглядеть свободно и сексуально, с легким презрением к ханжеским условностям. В 1990-е к разным вариантам мини прибавились и ультракороткие джинсовые юбки, которые девушки сочетали с грубыми ботинками или сандалиями.
«Мини остаются в гардеробах модниц всего мира, стали классикой и теперь уже никогда из моды не выйдут, даже если они и раздражают мусульманских активистов», — считает Кирилл Гасилин. Главная опасность ношения мини в развитых странах — не происки фундаменталистов, а риск впасть в китч.
«Мини-юбка, к сожалению, может исказить пропорции милой девушки с пышными формами, — утверждает Светлана Тегин. — Я бы посоветовала тем, кто считает длинные ноги своим главным козырем, носить мини-юбку с высокими ботинками или сапогами и объемными топами». Светлана Тегин отмечает, что «силиконовая женственность» облегающих платьев уже приелась, и мини А-силуэта могут стать альтернативным вариантом: сексуальным и интеллектуальным одновременно.
От рискованных комбинаций с мини-юбками предостерегает и стилистка и персональный шопер Зоя Сохор. По ее мнению, в нынешнем сезоне более популярны миди-юбки.
«Я бы не советовала носить мини туда, где их вызывающая сексуальность может быть неверно истолкована, — говорит она. — Если фигура позволяет носить мини и чувствовать себя при этом уверенно, то можно поиграть с вертикальными пропорциями, сочетая мини с вещами (жакетами, пиджаками), доходящими по длине до подола юбки. Вариант — комбинировать стили, дополняя сексуальную юбку строгим верхом».
Так или иначе, есть все основания полагать, что короткую юбку ждет долгая и яркая модная жизнь. Вряд ли современные женщины массово откажутся от завоеванных ими в нелегкой борьбе с косным общественным мнением свободы движений и самовыражения, которую дает мини.