Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
Рассылка
Подпишись на рассылку, чтобы всегда быть в хорошем настроении
Рассылка
Подпишись, и ты всегда будешь знать, чем порадовать свою семью и побаловать себя
Рассылка
Подпишись и узнай о себе больше!
21 июля 2019, , Источник: Известия

«Мои занятия у станка остались в прошлом», — интервью Николая Цискаридзе

Народный артист России Николай Цискаридзе — об отдыхе от балета, облупленных стенах и первых шагах в театре.

— Шестой год вы возглавляете Академию Русского балета имени Вагановой и пятый, как выбраны ректором. Вам важно, как сложится судьба выпускников?

— За тех, кто уходит в театр, у меня всегда очень болит сердце. Артисты — люди безумно зависимые, особенно в балете. Возраст, время — все работает против тебя.

Есть важный момент, который выпускники должны здраво оценивать. Устраиваясь на работу, знайте — все ваши успехи и достижения обнуляются. И не важно, в балетной академии вы учились, технической или юридической. Это происходит везде. Перешагнув порог альма-матер, вы начинаете с нуля доказывать, самоутверждаться, зарабатывать авторитет.

В театральном бизнесе все очень сильно зависит от того, куда вы пришли трудоустраиваться. Имеет значение, кто руководит театром. Какие бы ни были у вас способности и навыки, если не повезло с начальником, может ничего не сложиться. А первые шаги в театре очень важны для судьбы артистов. Да и вообще — все, с чем сталкивается зритель, входя в храм искусства, зависит от квалификации, профессионализма, интеллектуальных возможностей и вкусовых предпочтений руководства театров. Этому есть миллионы подтверждений, например БДТ при Товстоногове, Большой театр при Григоровиче и Покровском, Театр на Малой Бронной при Эфросе…

И заметьте, на ум всегда приходят имена творческих людей. Никто не вспомнит, кто при них был директорами. К сожалению, в последнее время творческая личность часто попадает в зависимость от чиновника, и это приводит к тому, что мы сейчас имеем во многих театрах.

— Каждый артист хотел бы особого отношения. Но театр — искусство коллективное.

— Балетных театров у нас много. У выпускников академии стопроцентное трудоустройство. Проблема не в наличии места работы, а в педагогическом составе на местах. К сожалению, асов в театральном бизнесе практически нет.

— И в вашей академии тоже?

— У нас еще остались. Формирование профессорско-педагогического состава и в учебных заведениях, и в театрах зависит опять-таки от профессионализма и вкуса руководителя, это влияет на результат. Упадок уровня балетных спектаклей — прямое этому подтверждение. Формирование трупп в Советском Союзе было очень скрупулезным. И великие руководители тех лет понимали необходимость этого.

Самых сильных воспитанников московской школы брали в Большой театр. В Мариинский попадали только выпускники Ленинградского хореографического училища. Это давало, прежде всего, единый стиль и узнаваемый почерк этих трупп. Со стороны на эти сцены рядовой артист попасть не мог. Исключение могли составить только большие таланты.

— Вы говорите о сильных педагогах и руководителях в прошедшем времени. Они не воспитали себе преемников?

— Никто никогда не воспитывает себе преемников. Вы можете передать формулу, но не полет души, интуицию, наитие. У педагога должны быть чутье и индивидуальный подход к каждому ученику. У меня есть опыт работы с детьми одних родителей. Несмотря на родство, они абсолютно по-разному воспринимают информацию, у каждого своя природа, координация.

— При нехватке педагогов и специалистов стремительно появляются новые учебные заведения. В Севастополе будет филиал Московской академии хореографии. Как совместить дефицит в одной сфере с избытком во второй?

— У Московской академии филиалов будет несколько, но в Севастополе создадут местное хореографическое училище. Так и должно быть. Страна у нас большая. Талантливым детям надо получать достойное образование. В 2016 году по поручению президента я открыл филиал Академии Вагановой во Владивостоке. Он работал очень успешно, и Владимир Путин на совещании в январе 2019 года в Калининграде высоко это оценил.

Самым приятным для меня было то, что я на этом совещании не присутствовал — узнал из СМИ. А сейчас на нас возложили создание в Петербурге Центра повышения квалификации на базе академии. Будем заниматься многими направлениями, связанными с нашим профилем: и детскими школами искусств, и профессиональными учебными заведениями.

— Руководить севастопольским училищем будет мировая звезда Сергей Полунин. Как вы оцениваете это назначение?

— Оно в ведении Министерства культуры. Со своей стороны считаю, что руководить учебным заведением должен человек с высшим педагогическим образованием. Могу сказать, что к моменту вступления в должность ректора я имел два высших образования: педагогическое и юридическое.

— Вы читаете телеграм-каналы, на которых обсуждают театральные сплетни?

— Терпеть не могу сплетни. Меня нет в социальных сетях, я лишен удовольствия читать всю эту чепуху. Да и не хочу.

— Контракт директора МАМТа Антона Гетьмана продлен на год. Появилась информация, что главный претендент на его место — вы.

— Меня так часто «назначают» на какую-нибудь должность, что я уже привык.

— Понимаю, это не ваш театр. Если покидать Академию, то ради Большого. Гипотетически вы представляете, что можете войти туда в другом статусе?

— Мое любимое изречение: если хотите насмешить Господа — расскажите ему о своих планах, в данном случае — о фантазиях. Разве я мог себе представить, что стану ректором в Петербурге? Если бы мне в свое время дали спокойно работать как артисту и педагогу, давали бы спектакли моим ученикам, я бы никогда не вышел из репетиционного зала ГАБТа. Я относился и отношусь к этому месту, как к дому. Пока я там работал, все знали: если облупилась стена, сломался унитаз, надо сказать Цискаридзе — и все будет решено.

— Ногой открывали дверь в нужный кабинет?

— Просто умею доходчиво и настойчиво объяснить людям, от которых это зависит, почему надо сделать свою работу срочно.

— Видимо, зная об этом таланте, вас и пригласили навести порядок в академии?

— Шесть лет моей работы там — это ответ скептикам, полагавшим, что Цискаридзе ничего не смыслит в хозяйстве, строительстве, административной и учебной работе. Честно говоря, я предпочел бы заниматься не латанием дыр, а искусством. Но специфика нашей профессии очень сильно зависит от бытовых условий: состоянии пола, местонахождения зеркал, освещения и вентиляции в репетиционных залах, гримуборных, на сцене.

— Большой театр сообщил, что в афише появится балет «Жизель» в постановке Ратманского. Но в театре есть уже две «Жизели» в постановке Юрия Григоровича и Владимира Васильева, где вы в свое время танцевали. Им придется потесниться?

— Скорее всего… Эти балеты шли параллельно. Редакция Григоровича — на исторической сцене, на новой — Васильева. В 1987-м, работая над «Жизелью», Григорович за основу взял постановку Большого театра 1944 года в хореографии Леонида Лавровского. Васильев в качестве художника по костюмам пригласил Юбера де Живанши, чтобы сделать спектакль приближенным к замыслу постановки XIX века.

Алексей Ратманский прежде всего интересен как хореограф оригинальных авторских спектаклей. Но приглашать его ставить классический балет с успехом идущий в двух редакциях по меньшей мере странно. Думать надо прежде всего о том, в каком состоянии находится этот шедевр, какие артисты исполняют главные партии.

К сожалению, сегодня мастерство исполнителей в основном не соответствует этому спектаклю. Меня в «Жизель» вводили Галина Уланова и Николай Фадеечев, величайшие исполнители. Они очень скрупулезно следили за всеми нюансами.

— Недавно на ВДНХ прошел ваш мастер-класс, на который собралось более тысячи участников. Для них установили самый длинный в мире балетный станок. Можно ли в таких условиях чему-то научить?

— То, что произошло на ВДНХ, было открытым уроком, а не мастер-классом. На сцене были профессиональные артисты и мои ученики из академии. Они демонстрировали комбинации и как бонус показали некоторые отрывки из экзаменационного урока. За один раз ничему научить нельзя. Но дать посыл можно. Если человек увлечен балетом, ему будет интересно. А рекорды меня никогда не забавляли. Дал согласие на участие в этом проекте более двух лет назад, но не очень верил, что он состоится. Когда мне сообщили конкретную дату, очень удивился.

— Мероприятие проходило в рамках фестиваля «Мировые балетные каникулы». А когда вы в последний раз отдыхали?

— Прошлым летом. По закону ректору полагается 60 дней отпуска, но я никогда столько не отдыхал. А тут гулял целых 40 дней. Уехал на море к друзьям, затем ездил по миру. К моему удивлению меня не дергали по служебным делам. Счастливое время!

— И ни разу не тянуло к станку?

— Нет. 30 лет отдал физической нагрузке, больше не хочу. Никогда не понимал людей, убивающихся в спортзалах и фитнесс-клубах. Человек я ленивый. Занимался физической культурой только потому, что так надо было. Хотя в отпуске, когда отосплюсь, отдохну, чувствую нехватку нагрузки. И тогда с удовольствием долго плаваю.

Вообще, когда я прекратил танцевать, решил для себя, что с этого дня не сделаю ни одного движения. Показы для учащихся — не в счет. Так что мои занятия у станка остались в прошлом. Сейчас у меня новые задачи, и они не менее интересны.

Еще читай — «Творчество не должно превращаться в цирк», — интервью с группой «Дискотека Авария»

Вы подписались на рассылку.Отменить
Подписаться на рассылку
Комментарии
7
Галина Бондаренко
Умный, талантливый, харизматичный!
СсылкаПожаловаться
Татьяна Иванова
Интересное интервью. Жаль, что никогда не видела Николая на сцене, в балетной постановке. Успехов ему на новом поприще. Думаю, что с такими талантливыми, интеллектуальными и высоко образованными руководителями, как Николай, балетное искусство должно процветать и продолжать радовать благодарных зрителей.
СсылкаПожаловаться
Викусен
Одна из самых интересных известных персон. Счастлива жить в одну эпоху с такой великой личностью!)
СсылкаПожаловаться
Светлана Иванова
С удовольствием прочитала интервью.. умный, с хорошим чувством юмора, и мне кажется что честно отвечал на вопросы, никакого лукавства и кокетства.
СсылкаПожаловаться
Елена Богомолова
Очень уважаю этого человека! Счастлива, что видела его выступление на сцене вживую.
СсылкаПожаловаться
Натусик
Вот про таких людей надо писать и рассказывать, как можно больше. Чтобы люди понимали, что можно много достичь в этой жизни трудом и самообразованием. И к этому человеку действительно чувствуешь уважение и восхищение! А, вечно полуголые наши звёзды уже до отрыжки на доели.
СсылкаПожаловаться
Натусик
Ещё хочу сказать, что хочется этого человека слушать и слышать т.к. понимаешь, что и в самом деле понимает про что он говорит и будет делать то, что он сказал. Настоящий мужчина! А, таких сейчас мало, как в шоу бизнеса так увы и в политике. Где же мужики настоящие в хорошем смысле слова. Очень много пр-ок! Извините за выражение конечно..
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Вы не ввели текст комментария
Вы не ввели текст комментария
Горячие темы комьюнити
Мне например нравятся темноволосые мужчины с голубыми глазами среднего роста и телосложения с небольшой аккуратной бородкой или легкой небритостью.
554
Познакомилась с мужчиной. Ему 27. Мне 37. Понравились друг другу, стали встречаться. Я занимаюсь бизнесом, он без денег, ищет работу, я сказала что постараюсь взять его в свой проект который вот вот...
493
а то некотрые все одеялко уже на себя перетянули... итак... как вам... всё... лохматая бошка, бардак дома, бомбический трикотаж, заляпаное грязное зеркало? мне худеть? отьедаццо? пойти на курсы...
488
Почему они думают, что имеют право обманывать свободных женщин, которым не хватает внимания и скучно, что они свободны и вовлекать их в отношения. А потом бросают и удивляются притензиям или...
355
Прочитала переписку мужа с коллегой (знаю, плохо, обычно я так не делаю, но тут как чувствовала). Переписка за 1 вечер 1 дня, перед ней была только пара сообщений по работе в рабочее время, все...
340
История моих просмотров
СкрытьПоказать
Подпишитесь на нас
Рассылка Леди Mail.ru