Юбилей Вудстока: семь песен, которые не получится забыть и через пятьдесят лет

50 лет назад, с 15 по 18 августа 1969 года в Вудстоке, штат Нью-Йорк, прошел музыкальный фестиваль «Ярмарка музыки и искусств» или просто Вудсток — и это было одно из самых грандиозных событий в истории культуры ХХ века.

Это был последний большой фестиваль хиппи после лета любви в 1967-м, это был год, когда рок-музыка окончательно перестала быть простой, а психоделические импровизации стали трендом на ближайшие несколько лет. Для многих и без того известных музыкантов выступление на Вудстоке стало по-настоящему великим, несмотря на все организационные проблемы.

Юбилей Вудстока: семь песен, которые не получится забыть и через пятьдесят лет
Читайте также
Цой, Кобейн, Леджер и другие звезды, которые ушли из жизни до 30 лет
Цой, Кобейн, Леджер и другие звезды, которые ушли из жизни до 30 лет
Рассказываем об артистах, которые умерли на пике своей молодости и славы.

Фестиваль посетили около 500 тысяч человек — при том, что изначально планировалось продать не больше 150 тысяч билетов, а нормальный рок-фестиваль в конце 1960-х собирал 7—10 десять тысяч человек.

Три дня с середины дня субботы до утра понедельника группы и исполнители выступали почти нон-стоп и круглосуточно. Некоторые, например, The Doors, отказались — и потом очень жалели об этом в своих воспоминаниях.

Этот фестиваль был нужен, чтобы огромное количество людей сплотилось — за те три года, что культура хиппи стала массовой, мир сильно изменился.

В США вовсю шли демонстрации против войны во Вьетнаме и столкновения с полицией.

Как минимум в 125 городах Америки проходили выступления против расовой сегрегации и многие заканчивались столкновениями с полицией.

Эти три дня музыки слушают и вспоминают уже несколько поколений. Символика Вудстока на различных товарах приносила его устроителям 20 миллионов долларов в год. А в 2019-м из-за юбилея ожидается, что продажи составят 100 миллионов долларов.

Вспоминаем несколько великих выступлений на фестивале и их контекст.

Джоан Баэз — We Shall Overcome

Джоан Баэз в 1969 году была суперзвездой, правозащитницей и врагом государства — в знак протеста против военной политики США она объявляла, что не будет платить налоги.

С начала 1960-х Баэз записала несколько успешных фолк-альбомов, но в целом выступление со сцены для нее было еще одним способом высказываться на политические темы.

Она защищала права чернокожих и проводила туры по штатам, которые в те годы считались расистскими. Там она требовала, чтобы белые и чернокожие имели равный допуск на ее концерты. Баэз создала благотворительный фонд и Институт по изучению проблем ненасилия.

В 1969 году ее пластинки были запрещены в американских армейских магазинах.

Она завершала первый день Вудстока сетом из 13 песен под акустическую гитару. Был поздний вечер, и зрители зажигали свечи во время ее песен — считается, что эта традиция появилась на Вудстоке. Сейчас такое можно увидеть на любом концерте во время исполнения медленных композиций.

Завершавшая ее выступление We Shall Overcome — одна из важнейших песен Джоан Баэз. Она основана на христианских песнопениях в бедных церквях в начале ХХ века, первым из музыкантов ее стал исполнять Пит Сигер, потом еще десятки исполнителей.

В 2015 году библиотека Конгресса США назвала ее «самой мощной песней ХХ века».

После Вудстока Баэз на два десятилетия осталась одной из главных гражданских активисток в США. Выступала на протестных акциях во многих странах мира.

Ее концерт в СССР в 1978 году был отменен без объяснения причин, но Баэз все равно приехала и встречалась, в частности, с диссидентами Андреем Сахаровым и Еленой Боннэр.

Country Joe Mcdonald — Feel Like I’m Fixing to Die Rag

Читайте также
6 звезд, которые выросли в секте
6 звезд, которые выросли в секте
Эти знаменитости побывали в сектах и выбрались оттуда (живыми и невредимыми). А некоторые, как ни странно, даже получили позитивный опыт, став частью закрытого религиозного культа.

Кантри Джо Макдональд — еще один человек, совмещавший с начала 1960-х музыку и протестную активность. Он отслужил в армии (на флоте), наряду с кантри-альбомами издавал самиздат, газеты и брошюры, которые распространялись по коммунам хиппи в Сан-Франциско. Участвовал во многих антивоенных демонстрациях.

Музыкант вспоминал, что был настолько напуган размером аудитории на Вудстоке, что привязал к себе гитару, а на сцену его вытолкнули товарищи. Группа Country Joe and the Fish сыграла полчаса в середине второго дня фестиваля.

Песня I-Feel-Like-I’m-Fixing-to-Die Rag — сатира на американского президента Линдона Джонсона, развязавшего войну во Вьетнаме. Припев вся огромная толпа исполняла хором.

Вудсток сделал Кантри Джо Макдональда национальной знаменитостью, но в 1970-е значительную часть времени он провел не в США, а в Европе — администрация сменившего Джонсона Ричарда Никсона внесла музыканта в «черный список» потенциальных угроз.

Это произошло из-за его новых антивоенных выступлений, поездки во Вьетнам в 1971 году и съемок фильма о чилийском президенте-социалисте Сальвадоре Альенде.

В 2000 и 2010-е музыкант практически перестал записываться, ограничившись камерными концертами и мастер-классами игры на гитаре. Наряду с занятиями музыкой он помогает ветеранам вьетнамской войны.

Карлос Сантана — Soul Sacrifice

За три года до Вудстока Карлос Сантана только окончил школу. Он родился в семье эмигрантов из Мексики, на гитаре играл с восьми лет.

В 1966-м он создал группу, назвав ее своей фамилией. На Вудстоке состоялось ее первое выступление перед аудиторией больше, чем пара тысяч человек. И после фестиваля Сантана стал суперзвездой.

Soul Sacrifice — предпоследняя композиция в 45-минутном сете, сыгранном в середине второго дня Вудстока. Она инструментальная, построена на импровизации. Рок-музыку в таком ключе будут играть все значимые группы до середины 1970-х.

Перед началом Вудстока у Сантаны даже не было записанных альбомов. Первые два в 1969-м и 1970-м стали «золотыми» и возглавляли хит-парады.

В статусе суперзвезды он работал до начала 1990-х, потом его группа немного сбавила обороты, а в 1999-м он попал в жесткую ротацию MTV с альбомом Supernatural (премия Грэмми по итогам года).

В конце 1990-х годов в родном мексиканском городке Сантаны — Аутлан-де-Наварро — его именем назвали улицу.

The Who — My Generation

Англичане из The Who выступали с пяти до шести утра в воскресенье — и уходили со сцены, когда начался рассвет.

К 1969 году они уже были одной из известнейших рок-групп Великобритании, записав десяток хитов и три полноценных альбома. Как раз весной 1969-го вышел четвертый — рок-опера Tommy. Альбом сначала не пользовался большой популярностью, тем более в США.

Значительная часть их часового сета на Вудстоке — это песни из Tommy. Судя по полному видео, публика была просто потрясена.

Недоволен остался только левый активист Эбби Хоффман. В паузе между Pinball Wizard и Do You Think It`s All Right он выбежал на сцену и прокричал: «Неужели мы так и будем сидеть и слушать это дерьмо, пока [поэт-битник, осужденный на 10 лет за продажу двух сигарет с марихуаной] Джон Синклер остается за решеткой?!»

Лидер The Who Пит Таунсенд вытолкал его со словами: «Пошел к черту с моей чертовой сцены». Эпатажного Хоффмана после этого еще пару лет звали на различные ток-шоу.

My Generation музыканты сыграли, уже когда взошло солнце. Они растянули почти четырехминутную в оригинале вещь вдвое. В финале Таунсенд не разбил гитару, как обычно, а кинул ее зрителям.

Как выяснилось позже, в знак благодарности: альбом Tommy прочно вошел в историю рок-музыки. Пит Таунсенд и вокалист The Who Роджер Далтри последний раз играли его в ходе тура в 2017 году.

Jefferson Airplane — Somebody To Love

Читайте также
Не «Металликой» единой: какие российские хиты перепевались иностранцами?
Не «Металликой» единой: какие российские хиты перепевались иностранцами?
«Группа крови» на корейском, «Плот» на английском и «Город золотой» на испанском — какие хиты русского рока перепели зарубежные музыканты.

Jefferson Airplane вышли на сцену сразу за The Who в 7.30 утра воскресенья, 17 августа. «Вы слушали тяжелые группы, а сейчас вы услышите утреннюю музыку для маньяков, уж поверьте мне», — объявила вокалистка Грейс Слик.

Группа начинала в Сан-Франциско в середине 1960-х, моментально стала ведущей среди хиппи, сочетая фолк-рок и психоделику.

Jefferson Airplane сыграли на трех известнейших фестивалях тех лет. Кроме Вудстока это были калифорнийские Монтерей в 1967-м и Альтамонт в 1970-м.

Somebody to Love — одна из их песен, возглавлявших американские хит-парады.

В 1969-м до распада группы оставалось меньше трех лет — музыканты не справились со звездным статусом, алкоголем и наркотиками, а также поссорились из-за того, какую музыку хотят играть — более сложную или простую и коммерческую.

Несколько раз они объединялись, успешнее всего — в 1989-м, тогда они записали одноименный альбом.

Грейс Слик, учившаяся вместе с дочерью президента Никсона Тришей, пыталась попасть к нему на прием и подсыпать ему в чай галлюциногенный наркотик.

В 2006 году группу ввели в Зал славы рок-н-ролла, многие ее участники уже умерли. Слик живет в своем доме в Малибу и рисует картины-воспоминания о 1960-х. На одной из них — белый кролик, герой одноименного хита Jefferson Airplane, на еще одной — другая легендарная американская певица Дженис Джоплин.

Джо Кокер — With A Little Help From My Friends

Для британца Джо Кокера выступление на Вудстоке тоже стало прорывным. До этого несколько лет его группа гастролировала по небольшим английским городам, исполняя в основном версии песен, написанных другими исполнителями.

С одной из таких песен — With a Little Help From My Friends — Джо Кокер возглавил в 1968 году британский хит-парад. Его версия песни The Beatles — медленная, блюзовая и гораздо более драматичная, чем легкомысленный оригинал, исполненный Ринго Старром.

Выступление Кокера и его группы считается одним из важнейших событий Вудстока. Они исполнили 13 песен — большинство из них тоже каверы. И отправились на первые серьезные гастроли по Америке.

1970-е получились для Кокера не такими успешными, во многом из-за проблем с алкоголем и наркотиками.

А вот 1980-е и 1990-е стали его временем. Он перепел Unchain My Heart Рея Чарльза, и сейчас эта песня есть в любом сборнике баллад середины 1980-х. You Can Leave Your Hat On Рэнди Ньюмана стала хитом номер один и прозвучала в одном из культовых фильмов тех лет — «Девять с половиной недель». Summer in the City группы The Lovin` Spoonful снова возглавила хит-парады в 1994 году.

Джими Хендрикс — The Star Spangled Banner

Джими Хендрикс закрывал Вудсток — из-за многочисленных накладок это было уже в девять утра понедельника, а из 500 тысяч зрителей у сцены остались лишь около 35 тысяч. Тем не менее именно это выступление называется главным событием фестиваля.

Про Хендрикса написаны километры текстов, про него рассказывается в десятках документальных фильмов — с рефреном о том, что этот человек изменил само представление об игре на электрической гитаре.

Вудсток — это самое яркое сохранившееся видеовоспоминание о том, как именно Хендрикс это сделал. На видео — кульминация его выступления. Он начал с американского гимна «Знамя, усыпанное звездами», а потом перешел к соло из двух своих песен — Purple Haze и Villanova Junction.

Он как будто разговаривал с публикой с помощью гитары — петь и вообще свой голос он не любил и стеснялся его.

После этого выступления, примерно в 11.15 понедельника, 18 августа, Вудсток закончился.

* * *

Документальный фильм про Вудсток «Три дня мира и музыки», вышедший в 1971 году, получил «Оскар».

В 2019 году Вудсток пытались повторить — в штате Мэриленд, но безуспешно: не удалось арендовать участок, возникли финансовые проблемы. До этого годовщину фестиваля вспоминали в разные годы, но даже близко повторить то, что было тогда, не получилось.

К 50-летию фестиваля все сохранившиеся выступления музыкантов выпустили коллекцией из десяти виниловых пластинок.

Фото: legion-media