Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
Рассылка
Подпишись на рассылку, чтобы всегда быть в хорошем настроении
Рассылка
Подпишись, и ты всегда будешь знать, чем порадовать свою семью и побаловать себя
Рассылка
Подпишись на свой личный гороскоп, и заряд позитива на каждый день тебе обеспечен!
2 сентября 2019, Дарья Королькова

«Ты всю жизнь будешь неудачницей»: школьные травмы, которые остаются навсегда

Наша колумнистка Дарья Королькова окончила школу более 20 лет назад, однако каждый август плакаты «Скоро в школу» заставляют ее содрогнуться. И, как выяснилось, не только ее одну.

Я собиралась в 1-й класс в 7,5 лет. Я сообщила, что умею читать и писать, складно пересказываю тексты, продекламировала стих и рассказала, кем работают родители/как их зовут, ответила еще на какие-то вопросы.

На этом собеседовании (тогда это было нормой) учительница спросила меня, не хочу ли я пойти сразу во второй класс. Конечно, мне это польстило, и я (мама ждала в коридоре) согласилась пройти тестирование для поступления. Оно состояло из диктанта, решения ряда примеров, чтения текста и ответов на вопросы по нему, и небольшого сочинения-рассказа (устного) в духе «как я провел лето».

Все закончилось на первом этапе. Я села, взяла листочек, а учительница продиктовала мне: «1 сентября, диктант». Старательно, печатными буквами, я вывела:«Первое сеньтября».

И разверзлись бездны. «Ты что, не знаешь названия месяцев? Ты почему пишешь печатными? Ты что о себе возомнила? Наврала мне, что умеешь писать? Тебе не стыдно? Такой умной себя выставляла, а на деле — пшик? Иди позови маму».

Те 10 минут, что мама была внутри, я помню до сих пор. Я никто, самозванка, я ничего не умею, лгунья и врунья. Да, потом меня утешили, меня отдали в другой класс и к другой учительнице, но вот это крушение самооценки от «меня посчитали достойной большего» до «я ничтожество» мне отзывается до сих пор. Я не слишком верю похвалам, всегда боюсь, что меня разоблачат и окажется, что я не профессионал, а дерьмо на лопате.

И я такая не одна.

Боязнь публичных выступлений

Лена (45), специалист в банковской сфере:

«Я была очень стеснительной, а учительница считала, что надо себя перебороть, и дала мне роль ведущей на школьном празднике. Я репетировала, получалось вроде бы неплохо, но в день концерта я вышла на сцену перед полным актовым залом и поняла, что не могу произнести ни слова. Хотя текст помнила до запятой.

Я расплакалась и убежала за занавес. Там стояла наша учительница, которая сказала мне: «С таким характером ты по жизни будешь неудачницей». И я поверила. Всю школу я перетаптывалась с 3 на 4, никогда не участвовала в конкурсах, и до сих пор мысль, что на ежегодной банковской конференции мне надо выступить, вызывает у меня оторопь и холодный пот.

Я трижды отказывалась от повышения по службе, потому что мне страшно руководить людьми, страшно разговаривать с начальством. Наверное, это уже навсегда».

Повышенная тревожность

Анна (37), дизайнер:

«В первом классе меня не отпустили в туалет на уроке, и я описалась. Мне было ужасно стыдно, переодеться было не во что, мама на работе, так и пошла домой. С тех пор я при любом планировании любой поездки или мероприятия проверяю, где туалет и есть ли туда свободный доступ. И бегаю туда при первой возможности: два раза перед выходом из дома, раз по дороге, два раза до начала мероприятия...

Это какая-то зацикленность: самое страшное, если вдруг туалета не окажется рядом. Даже в ТЦ я сначала смотрю на схеме, где тут туалеты, и только потом могу спокойно заниматься покупками».

Непереносимость критики

Наталья (35), менеджер:

«У нас в школе практиковались публичные «разборы полетов». Не сделавшего домашку или провалившего контрольную ученика ставили у доски и чихвостили, позор класса, стыд, ужас.

Сейчас у меня на работе практикуется общее обсуждение всех проектов сотрудников, чтобы каждый мог получить взгляд со стороны и при необходимости — помощь. Однако я до сих пор сжимаюсь в комок, когда обсуждают мои проекты. Мне все время кажется, что сейчас меня начнут унижать».

Неуверенность в своих силах

Дарья (34), владелица собственной фирмы:

«Во втором классе я получила первую в жизни четверку по математике. Я проболела почти всю четверть, и не знала, что такое «варианты контрольной», и что сидящие слева должны писать первый вариант, а справа — второй. Я решила оба, и получила 4 за несоблюдение правил написания работы. Я плакала в коридоре, получить «не пять» для меня было катастрофой.

Там меня и нашла бабушка, пришедшая встречать. Она меня утешала, когда вышла учительница и сказала (дословно): «Даша сильно сдала по математике, она у вас явно гуманитарий, пятерок у нее по математике не будет, имейте это в виду. Она неорганизованная, а математика дается только тем, кто понимает правила и умеет их соблюдать».

Я возненавидела себя, тупую, тупую дуру, я всю жизнь боялась математики. Она мне казалась наукой для избранных. Я отказалась поступать на психологический и социологический факультеты, потому что была уверена, что не справлюсь с математикой. Когда я нашла в сети задания для поступающих, я поняла, что при элементарной подготовке я бы поступила. Но поздно».

Комплекс перфекциониста

Юлия (39), переводчик:

«Я была отличницей, и со школьных времен мой самый страшный страх — публично признаться в том, что я чего-то не знаю. Я ходила в школу демонстрировать, а не получать знания, поэтому программу следующего года я проходила летом, чтобы прямо с сентября получать пятерки. Меня обожали учителя, всегда ставили в пример другим, и я была обязана оправдывать доверие.

До сих пор я ужасно нервничаю, если на работе сталкиваюсь со словом, фразой или контекстом, которого не понимаю. Я никогда не спрашиваю коллег, потому что тогда они поймут, что я чего-то не знаю. Я обязана быть лучшей, меня ею в первом классе назначили».

Страх осуждения

Ольга (42), руководитель отдела в частной фирме:

«Мы учились в 6-м классе, когда отменили школьную форму и все начали ходить кто во что горазд. У моего одноклассника родители ездили за границу, и ему привезли модный в те времена спортивный костюм, жатый, объемный, ярко-зеленый.

Как сейчас помню, был урок математики. И наша математичка вывела его к доске и сказала: «Ребята, как вы думаете, у этого мальчика есть хоть что-то в голове, если он явился в школу в таком виде?» Класс взорвался. Все смеялись, говорили, что мальчик похож на бомжа, что в такой одежде ходят сантехники, что он похож на пожеванный воздушный шар...

Учительница поддакивала и довольно улыбалась, а я не знала, куда деть глаза. Все, конечно, быльем поросло, но я до сих пор, выбирая одежду, думаю: что скажут окружающие? Не выгляжу ли я нелепо или смешно? Да, мне удобно и комфортно, но вдруг меня осудят? Вдруг станут обсуждать за спиной?»

Недоверие людям

Марина (48), фрилансер:

«Наша учительница в начальной школе как-то решила провести эксперимент: один ученик выходит из класса, остальные в его отсутствие говорят, что о нем думают, какой он, а потом вернувшемуся зачитывают, что о нем думает класс.

Я была первой. Когда я вернулась, я услышала такое, что чуть не покончила с собой. И на всю жизнь я запомнила, что в глазах других людей я не такая, какой сама себя считаю. И всегда готова к тому, что этот человек считает меня дрянью, выскочкой или уродиной. Я мало кому доверяю. И у меня почти нет друзей».

Нежелание общаться с учителями сына

Снежана (40), маркетолог:

«На меня такой ужас наводит школа в принципе, что когда пришла пора записывать старшего сына в первый класс, я поручила весь процесс мужу. Я физически не могла зайти ни в одну школу и представить себе, что разговариваю с учителями. Неееет.

Я не сходила ни на одно собрание, не могу себя убедить в том, что меня не будут ругать, стыдить, говорить, что я плохая и мой сын плохой, и я во всем виновата. Понимаю, что это ужасно, но перед любым учителем я ощущаю себя нашкодившей первоклашкой. Потому что всякий раз после собрания в моей школе мама приходила расстроенная и песочила меня, мол, ты опять такая-сякая, учителя стараются, учат вас, а вы...»

Давайте сделаем хоть что-то, чтобы у наших детей при слове «школа» не дергался глаз.

Читай также о том, за что стоит быть благодарной своей маме. 

Вы подписались на рассылку.Отменить
Подписаться на рассылку
Комментарии
33
Наталья Таврина
Не все учителя делают странные выводы о детях, большинство честно выполняют свою работу и радуются успехам учеников. Мне в школе тоже пришлось пережить психотравмирующие высказывания, но я с этим справлялась, а вот мой ребенок бурно реагирует на выпады в свой адрес и не прощает обид и с этим теперь связаны наши большие проблемы со школой. Учителя должны понимать, что "истина где - то там." Не надо ставить клеймо на ребенке по своим стандартам.
СсылкаПожаловаться
Маrya-fun
И я ненавижу школу, с содроганием смотрю новости о радостных 1х сентября .... Мало того, что дети по природе злые и не думают , что говорят, издевались надо моей полнотой ( к слову, сейчас у меня идеальная фигура и внешность в целом, но это аукается - до сих пор чувствую себя больше смешной толстухой), так ещё и учителя прибавили . Никогда не забуду орущую первую учительницу, которая в запале об доску ломает деревянную указку. Училки, иначе не назвать, по русскому и английскому только и указывали , какая я неумная и ничего не понимаю, а в итоге, когда мне попалась прекрасная преподавательница английского, я решила стать переводчиком и стала им. В общем и целом, ощущения себя из школьной поры остаются на всю жизнь.
СсылкаПожаловаться
Наталья Преображенская
Все проблемы, описанные в статье, идут не из школы, а изначально из семьи. От родителей. Школа уже второстепенна.
СсылкаПожаловаться
ЯНА ЯНОВСКАЯ
прям все нежные такие! Какая же у людей была бесцветная жизнь, если они по 30-40 лет помнят какую то глупость из времен детства!
СсылкаПожаловаться
Светлана Иванова
Когда я ходила в школу это где-то середина 80- х, у моих одноклассников были модные тогда " дипломаты", а я жила с дедушкой и бабушкой , они не могли мне такой купить, но как то тётка прислала из Москвы дипломат- портфель, вот какой то такой был гибрид), и я счастливая пришла с ним в школу... как зло смеялись надо мной одноклассники..и вот мне уже под пятьдесят.. а я до сих пор помню..
СсылкаПожаловаться
ЕлеНа
В ответ на комментарий от смотримневглаза
смотримневглаза
ненавижу учителей, они в своем большинстве самоутверждаются за счет малолетних, которые ответить не могут адекватно
СсылкаПожаловаться
Самоутверждение взрослого за счет маленьких детей идёт из детства. В данном случае - учителя, скорее всего он получил эту травму от своего учителя и т.д. Поэтому, прежде чем посвящать себя этой профессии, необходимо решить для себя: на самом ли деле ты сможешь дать детям знания и стремление познавать что-то новое. Моё мнение, что прежде чем допускать учителя к ученикам, ему необходимо пройти психолога, с предоставлением, обязательной, справки, что он может адекватно общаться с детьми, с учётом возрастных и переходных моментов ребенка. Чтобы понимал, что все дети разные: одни быстрее схватывают материал, другие медленно, одни холерики, другие сангвинники и т.д . И в этом ребёнок абсолютно не виноват, а виноват взрослый, который не учитывает все эти природные особенности, ломает психику ребенка, а в дальнейшем и взрослого человека.
СсылкаПожаловаться
Тереньга
Вот читаю комментарии про "прям все нежные такие" и диву даюсь. Это, либо ученики пишут, либо те, кто находился на домашнем обучении.))) И в советское время, и в настоящее психологические проблемы в школе были, есть и будут. Это зависит от общества. Я, тоже, как и многие, ни за какие коврижки не хочу вернуть школьные годы (психолог.травмы не обошли стороной). Плюс настоящего времени, что родитель может и должен вывести учителя на диалог о его недоброжелательном отношении к ребёнку, и это будет услышано. В советские времена учителей боготворили, притом всех, без разбора (даже которые этого не заслуживали). Сейчас общество более жестокое, чем было лет 25-30 назад. Это страшно. Хочется, чтобы всё было хорошо, а получается.....
СсылкаПожаловаться
Ульяна
Родитель должен объяснять, что не все люди святые. Разговаривать с ребёнком, слышать его проблемы. Родитель сам должен не самоутверждаться за сч
СсылкаПожаловаться
Ульяна
Родитель должен объяснять, что не все люди святые. Разговаривать с ребёнком, слышать его проблемы. Родитель сам должен не самоутверждаться за счёт своего ребёнка. Учить его постоять за себя и уважать себя. Считаться с мнением ребёнка. Действительно, много психически нездоровых людей, даже среди учителей, на работах.
СсылкаПожаловаться
Наталья Кукман
А мне пофиг было и унижали, математику ну не понимала.И учитель , что только не несла на меня, а мама моя была, шефом моей школы и ей все высказывали ..А мне всё фиолетово было, я мудрее их была!
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Вы не ввели текст комментария
Вы не ввели текст комментария
Горячие темы комьюнити
Главное-харизма!!
Скорая Помощь
так кричат все страшные,а что им еще делать остается?они из кожи вон лезут,чтобы понравится(Елена Воробей) А красивые могут расслабиться и позволять многое)) один мой знакомый сказал(страшный с...
544
Чтоб смыслом жизни стали походы по врачам? Чтоб трястись и бояться безработицы и детских проблем? Зачем врать, что после сорока жизнь начинается? Она заканчивается. Человек стареет, болеет, у него...
405
Раньше у меня было своё предприятие и я там был директором. Не так давно - предприятие закрыли. И я, как честный человек, Перестал писать, что директор... - девки не снимаются. А до этого, вполне...
308
Без секса? Я считаю,что нет. Если их лишить их органа ,то у них не будет чувств никаких к женщинам. Ну,максимум,может жалость ,если она сидит плачет в уголочке. И все
303
Закалебал этот провокатор ниже)))) я передыхаю на диванчике, След фонит, ветрище бешеный на уличке, хотела погулять, да боюсь унесет как Мэри Попинс А потом будет:: А не надо ставить палатки там, где...
231
я вот сейчас случайно услышала " на белом-белом покрывале января" а так то я скорпов люблю..
229
История моих просмотров
СкрытьПоказать
Подпишитесь на нас
Рассылка Леди Mail.ru