Знакомство
Режиссер Глеб Панфилов вспоминал, что впервые увидел Инну Чурикову по телевизору: «Она играла девятиклассницу, и меня поразило ее лицо. Я сразу подумал, что такое лицо должно быть у героини моей дебютной полнометражной картины».
Речь идет о фильме Панфилова «В огне брода нет», посвященном событиям Гражданской войны. Его главная героиня Таня Теркина — неуклюжая девушка, санитарка, у которой вдруг просыпается дар художницы.
Сам Панфилов в то время жил в Ленинграде, а Чурикова — в Москве. По его словам, он даже не знал, как зовут актрису, которая так понравилась ему на телеэкране, и отправился на ее поиски.
«Увидев Инну по телевизору, я был взволнован невероятно, — говорил режиссер. — В течение полугода искал Инну, но тщетно. Даже нарисовал ее и размножил рисунки для своих помощников. Инну искала вся съемочная группа по всем ленинградским театрам. Мы уже начали смотреть других актрис. Но в один прекрасный день Ролан Быков сказал мне: "Глеб, есть гениальная актриса на роль главной героини в фильме по твоему сценарию (он прочитал мой сценарий)". Я несдержанно спросил: "Кто она?" Быков назвал имя: "Инна Чурикова из Московского ТЮЗа"».
Когда Чурикова приехала в Ленинград и пришла на пробы, Панфилов был изумлен: перед ним сидела та самая девушка, которую он так долго искал.
«Я часто упрекал себя, что не мог сам догадаться, что Инну надо искать в Москве, а не в Ленинграде», — вспоминал он.
Роман
Роман между актрисой, которой еще не исполнилось и 25 лет, и режиссером, возраст которого перевалил за 30, начался на съемочной площадке. Восхищение Панфилова ее красотой поначалу удивляло Чурикову. Именно ее лицо, которое так запомнилось режиссеру, в свое время сыграло с ней злую шутку при поступлении на актерский факультет.
Чурикову «забраковали» во МХАТе и Щепкинском училище: сказали, талантлива, но уж очень нестандартная внешность.
Актриса признавалась: после более чем 50 лет брака муж считает ее красавицей и сегодня.
«Вы Глебу не передавайте мои слова, но он считает меня самой красивой и самой прекрасной! Это его вкус. Но вообще-то этот вопрос лучше задайте ему, а то вдруг я заблуждаюсь!» — говорила она.
В лице Чуриковой Панфилов обрел музу. Он снял ее в большинстве своих картин. Среди них — «Васса», «Тема», «Начало», за который Панфилов и Чурикова получили призы на Венецианском фестивале в 1971 году.
«Он считает, что я многомерная величина. Это поразительное чувство, когда в тебя верят не как в жену, а как в актрису, которая многое может: способна все понять и сделать так, как хочет режиссер, а может быть, даже и лучше», — рассказывала Инна Чурикова.
Счастье
В 1978 году в семье Чуриковой и Панфилова родился сын Иван. Он окончил МГИМО, работал в юриспруденции, потом занялся ресторанным бизнесом.
Родители этот выбор одобрили. Они вообще, кажется, все 50 лет прожили без ссор.
«Ссоры серьезные были... только в молодости. Однажды, помню, у ТЮЗа разговор зашел о чем-то, мы поссорились и разошлись в разные стороны. А когда он мне звонил в ТЮЗ, мы не могли говорить, молчали. Молчали на очень большие деньги, если театр был на гастролях. И после долгого молчания кто-то из нас, обычно Глеб, говорил: "Ну ладно, до свидания"», — вспоминала Чурикова.
По ее словам, секрет семейного счастья лежит во взаимных интересах.
«Мы в работе очень нужны и полезны друг другу. Случается, что он снимает не меня, а других актрис. Но я обязательно смотрю отснятый материал, он со мной советуется. Мы вместе много читаем, обсуждаем прочитанное — ему очень важно мое мнение, потому что он мне доверяет. Поверьте, в жизни такое взаимопонимание встречается редко. И это большая удача, что у меня оно случилось!»