«В моем коллективе 190 мужчин»: как девушка работает авиамехаником

Многие профессии с 2021 года станут доступны и девушкам, но чинить самолеты им все еще нельзя. От авиамехаников зависит жизнь пассажира воздушного судна, поэтому на его плечах лежит большая ответственность. Тут мало знать основы физики, сопромата и инженерной графики.

Татьяна Кожевина (23), единственная девушка-авиамеханик в цехе периодического и оперативного технического обслуживания компании «S7». Она рассказала, как к ней относятся коллеги и начальство и что балалайка — это не музыкальный инструмент.

Content image for: 512336

С чего все началось

В детстве я успела и помечтать о сцене (выступала в местном Доме культуры), и даже хотела стать оперативником полиции, потому что всегда отличалась от сверстников позицией «борца за справедливость».

Читайте также
Кто сколько тратит: каков доход у 48-летней женщины-инженера из Волгограда
Кто сколько тратит: каков доход у 48-летней женщины-инженера из Волгограда
«Кто сколько тратит?» — мы рассказываем о том, сколько зарабатывают и как живут на эти деньги люди разного возраста из самых разных уголков нашей страны.

Но в университет я отбор не прошла, тогда после успешной сдачи школьных экзаменов мое внимание привлек институт с огромной ракетой во дворе. Так я случайно оказалась в судьбоносном вузе на факультете гражданской авиации.

Это напомнило игру в рулетку: услышала «красивая форма, знание физики, эксплуатация» и просто пошла туда учиться. Не советую подросткам повторять такое. Мне все же повезло, и специальность, на которой я оказалась, была интересной и превратилась в мечту. При этом мне пригодились знания, которые я получила, копаясь с папой в гараже.

Как устроилась на работу

Авиамеханик — мужская специальность. Поэтому, отправив свое резюме в десятки авиакомпаний, я получала либо отказы, либо молчание в ответ. Все-таки удача улыбнулась: мне позвонили из компании «S7» и после длительного телефонного разговора назначили собеседование. Оно длилось около часа, задавали вопросы на профессиональную тематику. А еще спрашивали, смогу ли я выполнять тяжелую работу и работать в коллективе из 190 мужчин?

Я держалась уверенно, и мне дали шанс. Так я и стала той самой Гаечкой из Новосибирска, а именно — авиамехаником по обслуживанию воздушных судов зарубежного производства.

Content image for: 512336

О коллегах

В моем коллективе 190 мужчин, авиамехаников тут точно хватает. Но мнение о девушках в этой профессии двоякое: большинство считает, что это глупый выбор для девушки с высшим образованием. Но есть группа людей, которые поддерживают меня в этом начинании. Они видят, как я стараюсь.

Читайте также
Тысячи россиян не замечают, что выгорают на работе. Чем это опасно для жизни?
Тысячи россиян не замечают, что выгорают на работе. Чем это опасно для жизни?
Всемирная организация здравоохранения официально признала и включила в перечень заболеваний синдром эмоционального выгорания. О том, как люди «сгорают» и как от этого спастись, рассказала врач-психотерапевт, руководитель отделения психиатрии и психотерапии Ильинской больницы Оксана Чвилева.

А вот коллеги по цеху настолько ко мне привыкли, что для многих я — Танюха, свой механик, который после восьми часов вечера снимает робу и переодевается в красивое платье.

Интеллигентная часть коллектива обычно старается не только не материться при мне, но даже помогают донести что-то тяжелое.

У нас с ними много своих словечек. Но большинство этих профессиональных терминов лучше не произносить вслух. Чаще всего любые инструменты мы называем удобным для нас образом: шерница или балалайка. Персонал в авиации тоже называют по-разному: слоны, мартышки или кабаны (они же — работники и механики).

О проблемах в связи с запретом профессии

Начальство меня не рассматривает как перспективного сотрудника. Ожидают моего: «Ухожу, наигралась». Но я не сдаюсь и верю, что, как Исабель, первая женщина-президент, я займу свою нишу в авиации.

Ограничение женщин в выборе профессии напоминает о том, что равноправия еще нет. Я бы полностью уничтожила этот список с запретом, позволив всем следовать своей мечте. Если кто-то волнуется за репродуктивную функцию девушки и ее физические возможности, тогда можно ввести перечень ограничений (поднимаемый вес и график работы).

Content image for: 512336

Стереотипы о профессии авиамеханика

Часто слышу, особенно от пожилых людей, что авиамеханик — это человек без образования. Но без профильного образования никто работать по этой специальности вас не возьмет.

Читайте также
8 мелочей, которые помогут снять стресс в офисе
8 мелочей, которые помогут снять стресс в офисе
Лучше, конечно, совсем избегать стресса, но, увы, он — неотъемлемая часть нашей жизни.

Еще иногда говорят, что механик — это тот, кто просто бездумно крутит гайки. В нашей компании, например, одно из требований, — знание английского, ведь вся документация именно на этом языке. Мы используем рабочие программы, решаем сложные задачи, а не крутим винты.

Что входит в обязанности

Я работаю «два через два». Смена длится 12 часов. Встаю в 5:30 утра, домой прихожу около десяти вечера. В мои обязанности входит обслуживание воздушного судна тяжелой формы периодичности (то, у которого более 12 000 часов налета). Работа выполняется в ангаре, у каждого специалиста свой перечень заданий. Их выдает инженер, под его контролем и работают механики и техники. Типичные задачи — инспекция самолета, дефектация, устранение неисправностей и ремонт.

Трудности профессии

Единственные минусы профессии — это условия труда (шум и плохое освещение) и то, что приходится поднимать тяжести. У нас много людей с сорванными спинами. Тут не стоит мечтать о зарплате хоть чуть-чуть приближенной к достойной, по крайней мере, в России. Точные цифры — конфиденциальная информация, но наш труд явно недооценивают. Карьерный рост возможен только для специалистов с высшим образованием.

Content image for: 512336

Есть много направлений, в которых можно развиваться, получив ценный опыт: инженер, начальник смены, ведущий инженер или же начальник цеха. Еще мне лично не хватает в коллективе девушек.

Как стать авиамехаником

Любому авиамеханику требуется знание авиационной техники, понимание принципов ее работы, основы физики, сопромата и инженерной графики.
Нужно среднее специальное или высшее авиационное образование, совершеннолетний возраст, отсутствие противопоказаний и желание работать. Ответственность очень важна: мы несем ее за тысячи людей, которые окажутся на борту.

Также мы проходим медицинскую комиссию перед трудоустройством и каждый последующий год. Моя работа относится к категории «вредных», потому противопоказана людям с нарушениями зрения, слуха, вестибулярного аппарата и тем, у кого страдает психика.

Читай также о женщинах, которые работают: