О самых скандальных работах рассказывает Алена Алексеева — профессиональный искусствовед, арт-блогер, участник и лектор фестивалей и марафонов по современному искусству; автор курса-бестселлера «За пределами студии», на котором учит художников становиться известными и востребованными, продавать свое творчество и выставляться в галереях.
Эдуард Мане «Завтрак на траве»

Этот портрет двух полностью одетых мужчин и одной обнаженной женщины, сидящих посреди парка, нам может показаться довольно скромным произведением. Однако в 1866 году для парижского общества он стал настоящим скандалом. Подобная сцена была воспринята общественной элитой как критика, и громко осуждалась. Хотя в повседневной жизни такие ситуации встречались довольно часто.
Арт-сообщество того времени также раскритиковало Мане. Большого размера холст, который обычно использовали для эпических сюжетов, стиль мазка, да и сама тема были восприняты как неуместные. Данное событие послужило катализатором перемен в искусстве того времени. Мане заразил своим бунтарством Пикассо и Сезанна. После этого случая художники осознали, что время изменилось, и отношение к искусству уже не будет прежним.
Марсель Дюшан «Фонтан»

Сто лет назад Марсель Дюшан перевернул страницу в истории искусства, и воцарилась новая эра, плоды которой мы пожинаем до сих пор. А началось все с участия в конкурсе «Общества независимых художников» в Нью-Йорке.

Художники того времени ставили под сомнение цели искусства и его смысл. Поиски новых форм привели Дюшана в хозяйственный магазин, где он за сравнительно небольшую цену приобрел мужской писсуар. И, подписав покупку вымышленным именем, представил перед жюри конкурса. Нет ничего удивительного в том, что работу отвергли, но Дюшан счел это настоящим оскорблением.
Художник решил не мириться с устаревшими взглядами и отнес писсуар своему другу, галеристу и фотографу Альфреду Стиглицу. Вместе они сфотографировали писсуар и напечатали фотографию в авангардном журнале «Слепой человек», в котором подробно описали прелести подобного художественного произведения.
Вся суть этой работы ускользала от критиков и зрителей того времени. Дюшан не просто создал произведение, он выбрал его! Вложив смысл и поместив писсуар на пьедестал в галерее искусств. И даже сто с лишним лет спустя споры вокруг «Фонтана» Дюшана не умолкают.
Дэмьен Хёрст «Физическая невозможность смерти в сознании живущего»

В начале 90-х годов всемирно известный коллекционер и владелец галереи Чарльз Саатчи заказал молодому, на тот момент, художнику создание произведения искусства, которое потрясет этот мир.

Хёрст купил у австралийского рыбака акулу длиной более четырех метров и попросил доставить к нему в Лондон, где забальзамировал тушу в непроницаемом аквариуме. Произведение, потрясшее весь художественный мир, родилось.
Впервые акула была показана в 1992 году в галерее Саатчи. Критики не умолкали: «С таким же успехом можно разглядывать палтуса на сковородке, не выходя из дома», — написал арт-критик Роберт Хьюз.
Хёрст отшучивался. Сравнивал свое творение с фильмом ужасов «Челюсти». Погрузив тело тигровой акулы в 850 литров формальдегида, художник показал нам смерть одного из самых опаснейших существ на планете.
Позднее, чучело акулы было продано за баснословные 12 миллионов долларов.
Маурицио Каттелан «Он»

Подойдя к этой работе сзади, мы увидим крошечную восковую фигуру в коленопреклоненной позе. Впервые данное произведение было представлено в 2001 году в Стокгольме. Фигура стояла спиной к зрителям в огромном пустом, полутемном зале.

С тех пор скульптура шокировала немало людей по всему миру. И не последнюю роль в развернувшемся вокруг нее скандале сыграла сумма в 17 миллионов фунтов стерлингов, за которую работа была продана на аукционе.
Но что особенного в мальчике, который молится в одиночестве, стоя на коленях? Только когда зритель обойдет скульптуру и окажется с ней лицом к лицу, он поймет, что перед ним не кто иной, как Адольф Гитлер. В чем смысл его молитвы? В прощении?
Мировая слава пришла к Каттелану после создания им сатирических работ, таких как «Девятый час» (папа римский, разбитый метеоритом) или действующий золотой унитаз, помещенный в центр экспозиции крупнейшего американского музея.
В своих работах Каттелан поднимает вопросы о происхождении природы зла и о том, как общество может с ним справиться.
Бэнкси «Девочка с воздушным шаром»

Уличный художник, настоящего имени которого никто не знает, всегда отличался юмористическим взглядом на окружающий мир. Одной из его эпатажных выходок стало уничтожение собственного произведения стоимостью свыше одного миллиона долларов.
В 2018 году работа Бэнкси была выставлена в одном из престижнейших аукционных домов в мире. В процессе торгов осталось всего два претендента на победу. Но когда цена достигла 1,4 млн долларов, произошло то, чего никто не мог ожидать. Картина с изображением маленькой девочки, которая выпустила из рук красный воздушный шар, опустилась сквозь раму и превратилась в тонкие полоски, разрезанная лезвиями встроенного шредера. Персонал аукциона пытался остановить неизбежное, но в результате полотно было испорчено наполовину.
Тайна уничтоженной картины была раскрыта на следующий день самим художником — он выложил видео того, как поместил произведение в раму, в которой спрятал секретный механизм автоматического уничтожения. Бэнкси всегда выступал против продажи своих работ, а данный жест стал предупреждением и наказанием тех, кто нарушил принципы автора.
Современное концептуальное искусство полно сюрпризов и открытий. Оно заставляет чувствовать, сопереживать, включаться — то есть помогает зрителю не оставаться равнодушным.
Читай также: