5 самых скандальных арт-объектов в истории искусства

История искусства знает немало поворотных моментов. Таковыми становились не только изменения в технике исполнения или манере письма, но и сам подход к тому, что считать арт-объектом, к сюжетам произведений и смыслам, которые закладывали в них авторы.
О самых скандальных работах рассказывает Алена Алексеева — профессиональный искусствовед, арт-блогер, участник и лектор фестивалей и марафонов по современному искусству; автор курса-бестселлера «За пределами студии», на котором учит художников становиться известными и востребованными, продавать свое творчество и выставляться в галереях.
Алена Алексеева
Искусствовед

Эдуард Мане «Завтрак на траве»

Content image for: 512420

Этот портрет двух полностью одетых мужчин и одной обнаженной женщины, сидящих посреди парка, нам может показаться довольно скромным произведением. Однако в 1866 году для парижского общества он стал настоящим скандалом. Подобная сцена была воспринята общественной элитой как критика, и громко осуждалась. Хотя в повседневной жизни такие ситуации встречались довольно часто.

Арт-сообщество того времени также раскритиковало Мане. Большого размера холст, который обычно использовали для эпических сюжетов, стиль мазка, да и сама тема были восприняты как неуместные. Данное событие послужило катализатором перемен в искусстве того времени. Мане заразил своим бунтарством Пикассо и Сезанна. После этого случая художники осознали, что время изменилось, и отношение к искусству уже не будет прежним.

Марсель Дюшан «Фонтан»

Content image for: 512420

Сто лет назад Марсель Дюшан перевернул страницу в истории искусства, и воцарилась новая эра, плоды которой мы пожинаем до сих пор. А началось все с участия в конкурсе «Общества независимых художников» в Нью-Йорке.

Читайте также
Как полюбить живопись, даже если ты в ней ничего не понимаешь
Как полюбить живопись, даже если ты в ней ничего не понимаешь
Если ты не ходишь на выставки, потому что ничего не знаешь о живописи и стесняешься своей необразованности — не беда. Ольга Алексеева, дизайнер, художник и создатель игры Arquester, уверена: наслаждаться искусством может и должен совершенно любой человек. И рассказывает, как это делать.

Художники того времени ставили под сомнение цели искусства и его смысл. Поиски новых форм привели Дюшана в хозяйственный магазин, где он за сравнительно небольшую цену приобрел мужской писсуар. И, подписав покупку вымышленным именем, представил перед жюри конкурса. Нет ничего удивительного в том, что работу отвергли, но Дюшан счел это настоящим оскорблением.

Художник решил не мириться с устаревшими взглядами и отнес писсуар своему другу, галеристу и фотографу Альфреду Стиглицу. Вместе они сфотографировали писсуар и напечатали фотографию в авангардном журнале «Слепой человек», в котором подробно описали прелести подобного художественного произведения.

Вся суть этой работы ускользала от критиков и зрителей того времени. Дюшан не просто создал произведение, он выбрал его! Вложив смысл и поместив писсуар на пьедестал в галерее искусств. И даже сто с лишним лет спустя споры вокруг «Фонтана» Дюшана не умолкают.

Дэмьен Хёрст «Физическая невозможность смерти в сознании живущего»

Content image for: 512420

В начале 90-х годов всемирно известный коллекционер и владелец галереи Чарльз Саатчи заказал молодому, на тот момент, художнику создание произведения искусства, которое потрясет этот мир.

Читайте также
Как полюбить скульптуру, даже если ты в ней ничего не понимаешь
Как полюбить скульптуру, даже если ты в ней ничего не понимаешь
Если ты зашла в музей и, минуя скульптуры, сразу направилась к картинам, задержись на минутку. Ольга Алексеева, дизайнер, художник и создатель игры Arquester, подсказывает, как насладиться таким видом искусства, как скульптура.

Хёрст купил у австралийского рыбака акулу длиной более четырех метров и попросил доставить к нему в Лондон, где забальзамировал тушу в непроницаемом аквариуме. Произведение, потрясшее весь художественный мир, родилось.

Впервые акула была показана в 1992 году в галерее Саатчи. Критики не умолкали: «С таким же успехом можно разглядывать палтуса на сковородке, не выходя из дома», — написал арт-критик Роберт Хьюз.

Хёрст отшучивался. Сравнивал свое творение с фильмом ужасов «Челюсти». Погрузив тело тигровой акулы в 850 литров формальдегида, художник показал нам смерть одного из самых опаснейших существ на планете.

Позднее, чучело акулы было продано за баснословные 12 миллионов долларов.

Маурицио Каттелан «Он»

Content image for: 512420

Подойдя к этой работе сзади, мы увидим крошечную восковую фигуру в коленопреклоненной позе. Впервые данное произведение было представлено в 2001 году в Стокгольме. Фигура стояла спиной к зрителям в огромном пустом, полутемном зале.

Читайте также
Селфи, которые делали великие художники
Селфи, которые делали великие художники
Дизайнер, художник и создатель игры Arquester Ольга Алексеева рассказывает, почему в средние века делать автопортреты было немыслимо.

С тех пор скульптура шокировала немало людей по всему миру. И не последнюю роль в развернувшемся вокруг нее скандале сыграла сумма в 17 миллионов фунтов стерлингов, за которую работа была продана на аукционе.

Но что особенного в мальчике, который молится в одиночестве, стоя на коленях? Только когда зритель обойдет скульптуру и окажется с ней лицом к лицу, он поймет, что перед ним не кто иной, как Адольф Гитлер. В чем смысл его молитвы? В прощении?

Мировая слава пришла к Каттелану после создания им сатирических работ, таких как «Девятый час» (папа римский, разбитый метеоритом) или действующий золотой унитаз, помещенный в центр экспозиции крупнейшего американского музея.

В своих работах Каттелан поднимает вопросы о происхождении природы зла и о том, как общество может с ним справиться.

Бэнкси «Девочка с воздушным шаром»

Content image for: 512420

Уличный художник, настоящего имени которого никто не знает, всегда отличался юмористическим взглядом на окружающий мир. Одной из его эпатажных выходок стало уничтожение собственного произведения стоимостью свыше одного миллиона долларов.

В 2018 году работа Бэнкси была выставлена в одном из престижнейших аукционных домов в мире. В процессе торгов осталось всего два претендента на победу. Но когда цена достигла 1,4 млн долларов, произошло то, чего никто не мог ожидать. Картина с изображением маленькой девочки, которая выпустила из рук красный воздушный шар, опустилась сквозь раму и превратилась в тонкие полоски, разрезанная лезвиями встроенного шредера. Персонал аукциона пытался остановить неизбежное, но в результате полотно было испорчено наполовину.

Тайна уничтоженной картины была раскрыта на следующий день самим художником — он выложил видео того, как поместил произведение в раму, в которой спрятал секретный механизм автоматического уничтожения. Бэнкси всегда выступал против продажи своих работ, а данный жест стал предупреждением и наказанием тех, кто нарушил принципы автора.

Современное концептуальное искусство полно сюрпризов и открытий. Оно заставляет чувствовать, сопереживать, включаться — то есть помогает зрителю не оставаться равнодушным.

Читай также:

Контент недоступен
Фото: Legion Media, Pixabay, Кадр из фильма «Полночь в Париже»