Отогнать зло и притянуть богатство: что на самом деле может свадебное платье

Рассказываем историю одежды для невест.

От порчи и сглаза

Свадьба — важное событие не только для жениха и невесты. С древнейших времен даже в самых примитивных обществах заключение нового союза мужчины и женщины было принято торжественно отмечать. Антропологи называют заключение брака одним из так называемых обрядов перехода, требующих особой церемонии.

Жми на фото, чтобы посмотреть свадебные платья реальных принцесс:

Slide image for gallery: 833 | На улицах Монако в день свадьбы Грейс Келли и принца Монако Ренье 19 апреля 1956 года собралось более 20 тысяч поклонников актрисы: всем хотелось хотя бы одним глазком взглянуть на ее великолепное платье, специально сшитое «п
Slide image for gallery: 833 | Дочь принцессы Келли и принца Ренье Каролина в первый раз вышла замуж 28 июня 1978 года за банкира и плейбоя Филиппа Жюно. Невесте было всего 19, жениху - 36 лет. Родители противились этому браку, но затем вынуждены были смир
Slide image for gallery: 833 | Бракосочетание леди Дианы Спенсер и принца Чарльза 28 июля 1981 года называли свадьбой века. За церемонией наблюдало не менее 750 миллионов телезрителей во всем мире. На невесте было сказочное платье, созданное лондонскими ди
Slide image for gallery: 833 | Выпускница Гарварда Масако Овада стала частью японской императорской семьи 9 июня 1993 года, когда вышла замуж за сына императора Акихито и императрицы Митико принца Нарухито. На невесте – традиционное шелковое подвенечное ки
Slide image for gallery: 833 | Спустя всего пять месяцев после знакомства на званом обеде, Рания аль-Яссин вышла замуж за тогда еще принца Иордании Абдаллу бен аль-Хусейна. Произошло это 10 июня 1993 года, а в марте 1999 года Рания стала королевой Иордании
Slide image for gallery: 833 | 14 мая 2004 года в Копенгагенском соборе Мэри Доналдсон вышла замуж за принца датского Фредерика. Она выбрала простое кремовое платье датского дизайнера Уффе Франка и старинные украшения, которые надевала шведская принцесса М
Slide image for gallery: 833 | Бывшая официантка, а ныне наследная принцесса Норвегии Метте-Марит для своего бракосочетания с кронпринцем Хааконом  25 августа 2001 года выбрала платье, сшитое по образу и подобию подвенечного наряда норвежской королевы Мод,
Slide image for gallery: 833 | На свадьбу бывшей журналистки Летиции Ортис Рокасолано и наследного принца Испании Фелипе 22 мая 2004 года были приглашены самые высокие гости, включая Нельсона Манделу и британского принца Чарльза. Летиция выбрала платье исп
Slide image for gallery: 833 | Француженка Мари Кавалье стала частью датской королевской семьи 24 мая 2008 года, когда вышла замуж за принца Йоахима. Ее сказочное платье из тюля и кружева с трехметровым шлейфом было пошито швейцарским модным домом Arasa Mo
Slide image for gallery: 833 | 17 мая 2008 года старший внук британской королевы Елизаветы, единственный сын ее дочери принцессы Анны Питер Филипс сочетался браком с канадской актрисой Отом Келли. Девушка была одета в пышное атласное платье цвета слоновой

А обряд и церемония у тех же древних всегда требовали специальных атрибутов. Один из важнейших — одежда жениха и невесты. При этом основное внимание всех собравшихся на свадьбу приковано именно к новобрачной. Поэтому ее платье (или другой наряд) и украшения — предмет заботы и самой девушки, и женщин ее семьи. И хлопоты по подготовке платья начинались задолго до обряда.

Кому-то может показаться удивительным, но привычное нам белое подвенечное платье для христианской свадебной церемонии появилось только в середине XIX века. До этого на свадьбу девушки разных народов приходили в самых разных одеяниях самых разных цветов. Например, в Китае с древних времен цветом счастья, удачи и преуспеяния был красный. Поэтому китайские невесты и в Средние века, и в наши дни вступали и вступают в брак в красных одеждах. Красный (а также ярко-розовый и оранжевый) был цветом свадебных одежд у индийских невест, которые выходили замуж в празднично украшенном сари.

В Европе девушки из простонародья выходили замуж в одежде «обычного образца», принятой в их местности. В Центральной Европе это могли быть юбки, блузы и корсажи, например, в Польше или Германии, или сарафан и рубаха — в русских деревнях. От обычной повседневной одежды свадебный наряд отличала только особая отделка. Она была более яркой, торжественной, может быть, даже избыточной.

Жми на фото, чтобы увидеть роскошные свадебные платья звезд:

Slide image for gallery: 11074 | Галина Юдашкина. Разумеется, автором платья для Галины Юдашкиной стал ее папа Валентин. На подвенечный наряд ушло 44 метра ткани и больше 30 тысяч жемчужин.
Slide image for gallery: 11074 | Кети Топурия. Сейчас певица сама шьет наряды, но в случае со свадебным платьем звезде понадобилась помощь. Автор шедевра — Стефан Роллан (модельер, кстати, одевал Леди Гагу и Бейонсе). О браке певицы и бизнесмена Льва Гейхм
Slide image for gallery: 11074 | Хайди Клум. Парча, подол в золотых и серебряных цветах и спущенные рукава — модель решила выбрать наряд по собственному вкусу, не оглядываясь на современные тенденции. И не прогадала: платье от креативного директора Valenti
Slide image for gallery: 11074 | Майли Сайрус. Эпатажная певица выходила замуж тайно, а платье выбрала невероятно скромное (особенно если сравнивать с ее сценическим образом). Элегантный шелковый наряд придумала Вивьен Вествуд, и он только доказывает, что
Slide image for gallery: 11074 | Тина Кунаки. Модель выбрала простое платье, подчеркивающее достоинства ее фигуры. Классический наряд с пышной юбкой и глубоким декольте создала дизайнер свадебных платьев Vera Wang.
18

Украшения свадебного платья или костюма у представительниц традиционных культур имели, помимо декоративного, еще и статус оберега. Поскольку невеста, по принятым в этой среде верованиям, находится как бы «вне статуса» — уже не свободная девушка, но еще не замужняя женщина — она очень уязвима. Ее статус не защищает ее, поэтому ее могут сглазить или навести порчу. Чтобы защитить невесту, сохранить ее здоровье, гарантировать ее семейное благополучие и фертильность, подвенечный наряд особым образом украшали.

Вышивки на рубашке невесты, ее корсаже, а также головной убор были самым строгим образом регламентированы. Этот вид декора — своего рода древний «код», призванный защитить от колдовства, черной магии и прочего метафизического зла. Кроме того, в вышивке «кодировались» добрые пожелания молодой семье (например, пожелание большого и здорового потомства).

Особое значение на свадьбе имели головной убор и прическа невесты. Например, на территории Центральной России косу девушки во время свадебного обряда расплетали на две косы. Косы новобрачной укладывали вокруг головы и поверх надевали особую шапочку — так называемую кику. Кики были разной формы в различных местностях и указывали на замужний статус женщины. Это происходило после венчания. В церковь девушка шла еще с волосами, заплетенными в одну косу.

На Западе было принято скрывать лицо невесты покрывалом, которое жених откидывал для скрепляющего брачную клятву поцелуя. Эта традиция повелась еще от иудейского брачного обряда — хупы. Еврейские невесты стояли под брачным балдахином (который, собственно, и называется «хупа») в скрывающем лицо покрывале и в очень скромном платье. Оно должно было обязательно скрывать грудь (никаких декольте!), локти и колени.

Смотри, какие свадебные платья были популярны в 2019 году:

Slide image for gallery: 11227 | Наталья Романова
Slide image for gallery: 11227 | Vera Wang
Slide image for gallery: 11227 | Наталья Романова
Slide image for gallery: 11227 | Vera Wang
Slide image for gallery: 11227 | Blammo Biamo
Slide image for gallery: 11227 | Victor & Rolf
Slide image for gallery: 11227 | Atelier Pronovias
Slide image for gallery: 11227 | Atelier Pronovias
Slide image for gallery: 11227 | Atelier Pronovias
40

В некоторых регионах Европы (например, в Швеции и Норвегии) преимущественным цветом одежды простых женщин был черный. Поэтому и в церковь скандинавские невесты тоже отправлялись в черном корсаже и юбке. Замужние европейские женщины тоже покрывали голову. Во Франции и Бельгии, например, это был белый чепец. Его форма, как и форма русской кики, серьезно менялась в зависимости от региона.

Королева в белом

На Руси единственным отличием наряда богатой боярской невесты от убора крестьянской новобрачной были материалы. У обычной девушки летник (род накидки) был, например, из вышитого холста, а у боярышни — из парчи, отделанной мехом соболя. В Европе ситуация была иной. И повседневная, и торжественная одежда аристократки отличалась от одежды простонародья.

Читайте также
Кольца на фалангу, каффы и гравировка: ювелирный гороскоп для самых правильных подарков
Кольца на фалангу, каффы и гравировка: ювелирный гороскоп для самых правильных подарков
Лучшие подарки часто лежат в самых маленьких коробочках! Если ты выбираешь подарок близкому человеку, лови наш ювелирный гороскоп, который поможет разобраться во вкусах.

Французские или британские дворянки Средневековья и Нового времени, отправляясь под венец, надевали в церковь декольтированные платья со шлейфами из ткани разных цветов, в зависимости от моды. Эти платья, опять же в зависимости от моды и века, по-разному украшались. Аристократическое свадебное платье декорировали дорогим мехом, кружевом ручной работы, золотным шитьем, жемчугом, драгоценными камнями.

Вот как описывает в мемуарах свой подвенечный наряд русская императрица Екатерина II (в девичестве София-Августа-Фредерика, дочь герцога Ангальт-Цербстского): «Мое платье было из серебристого глазета, расшитого серебром по всем швам, и страшной тяжести». Многочасовые мучения невесты в платье из глазета (металлизированной, очень тяжелой ткани) никого не беспокоили. Ее роль в свадебной церемонии была символической, знаменующей союз двух государств.

У платья Екатерины, ныне выставленного в Оружейной палате, узкий лиф, рассчитанный на туго стянутый корсет, широкие фижмы и шлейф. Все в точности по моде середины XVIII века. Лиф и верхняя юбка покрыты вышивкой. Причем, как и в крестьянской одежде, у вышивки есть символическое значение, но не магическое, а геральдическое. Цветы гвоздики символизируют обручение и супружескую любовь, папоротник — смирение и искреннюю преданность, пальмовые ветви — целомудрие и долголетие.

При всей важности роли Екатерины II для российской и общеевропейской истории не она стала главной законодательницей современной свадебной моды. Эта роль выпала правительнице другой огромной империи — британской. Первой из великих монархинь в кипенно-белом платье под венец со своим женихом, принцем-консортом Альбертом, отправилась королева Виктория.

Брак Виктории и Альберта оказался не слишком долгим. Принц-корсорт умер в возрасте слегка за сорок. За время своего многолетнего (и довольно демонстративного) вдовьего траура Виктория сделала модными черные платья, броши с камеями и ониксом, украшения из волос. Викторианство ассоциируется с целомудрием, доходящим до ханжества. Но молодая Виктория была полна надежд и искренне влюблена в своего жениха. Она хотела, чтобы ее подвенечное платье было чистым, как любовь невинной девушки, и выбрала белый цвет. С тех пор именно он считается эталонным для невест в Европе и Америке.

Цвет невинности

В странах со строгими католическими устоями, где силен культ Богородицы (то есть женщины, зачавшей Богомладенца, будучи девственной), белый цвет символизирует святую невинность. Поэтому в белом там изначально было принято выходить замуж в первый раз. Вдовы или разведенные женщины (вторых в викторианские времена было исчезающе мало) надевали на церемонию платья других оттенков, например, экрю (цвета слоновой кости), серебристые, розовые и так далее.

Примечательно, что на католическую церковную церемонию первого причастия (конфирмации) девочки-подростки надевают белые платья, символизируя свой статус «невесты Христовой». В печальном случае ранней смерти девочки или молодой незамужней девушки в викторианские времена и позднее ее одевали для погребения в белое платье и фату. Фата (легкое полупрозрачное покрывало из тюля или газа) как часть подвенечного наряда тоже надолго закрепилась в моде с викторианских времен.

Многое в свадебной моде серьезно изменил ХХ век. Хотя надо признать, что она гораздо консервативнее обычной. Например, длинные, в пол платья на свадьбу принято надевать до сих пор. В остальное время такие длинные платья и юбки у женщин европейской культуры можно увидеть, только если они очень религиозны или принадлежат к каким-то специфическим субкультурам (например, хиппи).

Также долгое время было принято надевать на брачную церемонию платья с длинными рукавами или длинными перчатками, закрывающими руки до локтей. В этом можно проследить уже упомянутое влияние иудейской традиции и, разумеется, традиции викторианского целомудрия. Примером такого платья с длинным шлейфом и фатой можно считать наряд будущей британской королевы Елизаветы II, правнучки королевы Виктории. Следуя примеру Елизаветы, все женщины ее семьи, включая невестку принцессу Диану и жен внуков, герцогиню Кэмбриджскую Кейт Миддлтон и герцогиню Сассекскую Меган Маркл, одеваются на свадьбу роскошно, но скромно: в довольно закрытые платья со шлейфами.

В достаточно скромных по любым меркам платьях выходили замуж даже голливудские дивы середины прошлого века. Например, оскароносная актриса Грейс Келли выходила за князя Монако Ренье III в платье, сшитом на киностудии MGM, с которой она еще была связана контрактом. Он предписывал актрисе дресс-код, который соответствовал имиджу работодателя. Платье сшила обладательница двух «Оскаров», художница по костюмам Хелен Роуз.

При этом, разумеется, сексуальная революция, завоевания феминизма и общая либерализация нравов, а также постепенная глобализация не могли не сыграть своей роли. В 1960 годы совершенно нормальным для европейских и американских невест стало появление на свадьбе в миди- и даже мини-платье.

Это платье могло быть белым в том случае, если новобрачная до свадьбы жила со своим женихом в гражданском партнерстве или уже успела развестись. Более того: белое платье надевали (и иногда надевают до сих пор) беременные невесты и женщины, которых к венцу провожают уже подросшие дети. Например, Йоко Оно, чей образ жизни до свадьбы с Джоном Ленноном был, мягко говоря, богемным, выходила за него замуж в кипенно-белом трикотажном костюме с мини-юбкой, белых кедах и белых гольфах.

Более скромно, хотя тоже в мини, оделась на свою вторую свадьбу голливудская кинозвезда Одри Хэпберн. Наряд для нее сшил ее давний друг, модельер Юбер де Живанши. Это было бледно-розовое платье с длинными рукавами и стоячим воротником. Роль фаты играла страшно модная в 1960 годы косынка (в данном случае из той же ткани, что и платье). Перчатки, колготки и туфли на невысоком широком каблуке актриса тоже подобрала в тон.

Подиум и сцена

Можно сказать, что свадебные платья были едва ли не последним оплотом консерватизма в стремительно меняющемся мире моды. Однако начиная с 1960 годов и далее они делались все более и более смелыми. В США, а затем и в других странах начали проводить Bridal Fashion Weeks — Недели свадебной моды, где на одном показе дизайнеры и модные дома представляли более чем корректные с любой точки зрения подвенечные наряды, а на другом — нечто авангардное и провокационное.

Сложилась традиция и обычные показы мод завершать так называемым выходом невесты. У большинства дизайнеров эти платья были похожи на свадебные, но некоторые смелые модельеры превращали и превращают такой выход в своеобразный манифест. У Жан-Поля Готье на подиум выходили невеста-«елочка» и невеста в платье с разрезом до пояса и в ботфортах. У Вивьен Вествуд — невеста с лицом, замотанным непонятной тряпкой (видимо, это был протест против угнетения женщин). У Saint Laurent в 2002 году на «выходе невесты» повторили знаменитое творение самого Ива Сен-Лорана — платье-кокон 1965 года, которое в то время не представлялось как подвенечное.

Эстрадные звезды и актрисы бурлеска иронизировали над «сакральностью» подвенечного наряда, делая его подчеркнуто сексуальным, иногда до пародийности. Подобные мотивы были у Мадонны, Леди Гаги и Диты фон Тиз. Кстати, на собственную свадьбу с еще одним весьма экстравагантным исполнителем — Мэрилином Мэнсоном — звезда бурлеска Дита надела вполне конвенциональное платье с широкой юбкой. Но не белое, а темно-синего цвета. А Памела Андерсон в 1995 году вообще вышла замуж в белом купальнике-бикини. Возможно, это привело к тому, что через четыре месяца брак завершился разводом.

Примечательно, что излишне откровенные наряды эстрадных звезд, а также звезд Instagram во главе с Ким Кардашьян, подтолкнули и обычных невест к смелым экспериментам. Простые девушки стали одеваться на свадьбы довольно смело: облегающие силуэты, длинные разрезы, глубокие вырезы. Одна американская невеста-республиканка надела на свою свадьбу платье с лозунгом в поддержку президента Трампа. Такая смелость порой выглядит совершенно неоправданной. Недаром в социальных сетях существуют сообщества, специально созданные для того, чтобы высмеивать самонадеянных невест и их излишне вызывающие или уродливые платья. Все же как бы ни была снисходительна мода, свадьба — именно тот случай, когда чувство меры важно прежде всего.

И еще интересное: