«Покупая вещи, я обновляюсь»: как носить черный после 86 и выглядеть стильно

Один (но очень веский) повод забыть о стереотипах.

Но, кажется, возраст для нее — просто цифры в паспорте. Она активно путешествовала, когда было можно (в сентябре прошлого года, например, была в Турции, а летом — в Греции), следит за модой, а еще пишет книги. Мы провели день с этой чудесной женщиной и рассказываем (и показываем), что из этого получилось.

Майя Яковлевна суетится на кухне, вытаскивает из шкафа разноцветные тарелки, перекладывает на них печенье, затем смотрит на нас и говорит: «Девочки, вы, наверное, этим не наедитесь. Хотите колбасу, сыр?» Мы с коллегой вежливо отказываемся. Пытаемся отвлечь Майю разговорами. Избавить от суеты.

— Майя Яковлевна, вы из Саратова? Лена (моя коллега) тоже оттуда!

Женщина улыбается. Начинает расспрашивать Лену о том, как часто она бывает в своем родном городе. Говорит, что у нее с Саратовом связаны самые теплые воспоминания. Например, походы в театры. Такого театрального искусства, какое было в Саратове, в столице женщина не встречала. А сколько там родилось великих артистов!

Майя вспоминает, что с Олегом Янковским ее мама жила в одном дворе, а с Олегом Табаковым Майя училась в соседних школах.

Из Саратова в Москву она переехала в 18 лет. Отучилась в университете и связала свою жизнь с наукой — стала заниматься химией. А пятнадцать лет назад у Майи появилось новое хобби — она начала писать книги.

Случилось все спонтанно: в 2004 году женщина встретилась со своими однокурсниками в годовщину Великой Отечественной войны. Вместе они стали вспоминать, что им было шесть лет, когда началась война, а затем пообещали, что каждый напишет небольшой рассказ о своей жизни в это время — все это превратится в сборник «Воспоминания шестилеток о войне».

До этого момента Майя никогда ничего не писала, кроме научных трудов и отчетов. Тем не менее рассказ получился. Сборник издали, а одна из знакомых Майи, прочитав ее работу, посоветовала женщине продолжать писать дальше. Та, сперва отшутилась, что на это у нее нет времени. Но затем попробовала написать прозу, и писательский процесс ей очень понравился.

«Это было начало, и оно было очень слабеньким», — признается Майя. Посвящать литературе больше времени она стала после трагедии. У Майи умерла дочь от онкологии. Нужно было чем-то заполнять образовавшуюся пустоту, отвлекать себя от грустных мыслей.

«Я стала писать рассказы. Веселые, с юмором, потом лирические. Все выдумывала, чистые фантазии. Единственное, героев наделяла чертами тех людей, которых знала, и они от этого получались живыми, не надуманными. Последнюю книгу назвала «Нескучные истории». И они действительно нескучные, в этом главное достоинство. Я пишу коротко, не люблю растекаться мыслью по древу».

Майя Яковлевна издает книги маленьким тиражом, а затем раздает их друзьям и родственникам. С издательствами она не хочет заключать контракт, потому что это большие обязательства в виде двух или трех романов в год. Она предпочитает писать для себя и тогда, когда у нее появляется настроение для этого.

«Мне достаточно ста экземпляров, чтобы раздать их родственникам, знакомым… Все с удовольствием читают. Какая-то женщина, совершенно мне незнакомая, прислала отзыв на почту, узнала мой адрес, написала: «Спасибо, вы помогли мне выздороветь». А что может быть лучше? Какие еще слова могут тебя подхлестнуть к дальнейшей работе?»

Когда мы спрашиваем Майю Яковлевну, как она, химик по профессии, вдруг в 70 лет взялась за перо, она улыбается и объясняет: «Видимо, это всегда было при мне. Врожденное. Я всегда понимала музыку прозы».

При этом Майя не превратилась в скромного писателя на пенсии, не покидающего дом. Она много путешествует, встречается с друзьями, ходит в театр, а еще следит за модой.

Чувство стиля было у нее с детства. Майя еще ребенком тянулась к прекрасному: любовь к литературе, искусству, красивым вещам. Поддерживать интерес к эстетике было сложно. Тяжелые годы войны, полная нищета и дефицит всего — такой мир окружал юную Майю.

«Одно из воспоминаний детства — каждое утро по нашей улице проходила красивая женщина в манто, белой шапке и ботах, и от нее всегда приятно пахло духами. Я всегда внимательно следила за ней и думала: «Вот какой надо быть! Вот как надо одеваться», — вспоминает наша героиня.

Подростком Майя часто листала журналы о моде, чуть позже научилась шить и стала сама создавать одежду, которую видела на страницах изданий. Какие-то модели приобретала в московских универмагах, что-то привозила из-за границы, а еще знакомая работала в ГУМе, и Майя была в курсе всех новинок (даже ходила на показы).

Статус «всегда хорошо выглядеть» она закрепила, когда стала работать преподавателем в университете. Публичная профессия предполагала одеваться со вкусом, чтобы привлекать внимание студентов: «Помню, как к нам в университет приехал ученый из Барнаула и сказал мне, что не знал, что преподаватели могут так стильно одеваться. Было приятно».

Мы идем в гардеробную Майи. Женщина показывает свою одежду и говорит, что любит черный цвет (total black — главный тренд уже нескольких сезонов подряд). Для нашей фотосессии выбираем образы именно этого цвета. Почему Майя любит его? Он стройнит, оттеняет кожу, и к такой одежде можно подобрать яркие аксессуары, не боясь перегрузить образ.

Майя рассказывает, что какие-то вещи она покупала онлайн, через каталог фирмы WITT International, которая в 2019 году ушла с российского рынка: «Каталоги были очень интересными, там не было ничего такого уж прямо «ах», что на показах мод демонстрируют, но там были необычные вещи. Например, вот эта блузка. Когда я ее увидела, сначала подумала: «Боже! Какой ужас! Какой балахон!», но потом надела, сходила в ней в театр, поймала одобрительные взгляды и поняла, что вещь отличная». Кстати, заказывать одежду по интернету женщина стала еще в 2000 году, когда ушла из университета и стала работать в крупной компании. Тогда 65-летняя Майя хотела сразить своих молодых коллег стильными вещами европейского качества. И это получилось.

Одна из любимых вещей в гардеробе Майи — длинное черное платье. Его она носит с массивными украшениями: «Я люблю такой тип бижутерии. Мелкие бусы или колье мне не идут». Платье — авторская работа, которая принадлежит одной художнице.

Его она заказала тоже по интернету.

В гардеробе Майи есть вещи не только из каталогов. Например, блузка с необычным узором. Она — из Южной Америки. «Эту блузку мне привезла моя племянница Лерочка. Она гостила у друзей в Аргентине, купила эту вещь и изначально отдала своей маме, но блузка не подошла. Тогда я попросила Леру отдать ее мне», — рассказывает наша героиня.

Майя трепетно относится к своей одежде и старается подбирать к ней аксессуары. Много украшений она приобрела в небольшом магазине, который раньше располагался в Ивантеевке. «Летом я переселяюсь на дачу в Ивантеевке. И вот там как-то раз я набрела на магазинчик. У хозяйки были выставлены уникальные авторские вещи. Она дружила со многими художниками из Прибалтики, Азии и продавала их украшения. Я купила там несколько кулонов».

К одежде Майя Яковлевна относится бережно, в среднем носит одну вещь 3—5 лет: «Мама меня все время ругала за то что мне быстро надоедала одежда. Но я люблю разнообразие! Мне всегда кажется, покупая новые вещи, я сама обновляюсь».

По словам Майи, она старается одеваться стильно, даже когда находится дома одна. Уложенные волосы, макияж, стильный наряд — для женщины важно проходить мимо зеркала и «не пугаться» своего отражения в нем. Она признается, что дома ни разу не надевала халат.

«У меня всегда был огромный интерес к моде. С чем это связано? Может, с моей работой лектора. Может, из-за интереса с юности к модным журналам. Во мне всегда было высокое эстетическое чувство», — резюмирует Майя. А мы с коллегой с восхищением смотрим на нее и мечтаем испытывать такое жизнелюбие и любовь к прекрасному, как наша героиня.

Благодарим за материал:

автора текста — Марию Шуляк;

продюсера съемки — Елену Карлину;

фотографа — Егора Комарова;

национального тренера по макияжу Smashbox Ольгу Кириченко. 

Фото: Егор Комаров