«Дух первооткрывателя не отпускает»: вдохновляющая история женщины-химика

Научный сотрудник Вера Виль рассказывает, как полюбила химию и открыла неизвестное ранее в науке вещество.

Мое увлечение химией началось со школы, а точнее с лицея No 2 в городе Ангарске. Мне сказочно повезло с учителем химии — Оксана Николаевна Смолякова обладает даром научить школьников думать, преодолевать трудности, самостоятельно осваивать новые знания. В 2007 году я поступила в Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева на факультет химико-фармацевтических технологий и биомедицинских препаратов. Тогда я планировала стать инженером-технологом на химическом производстве.

Slide image for gallery: 12335 | Виль Вера Андреевна
Slide image for gallery: 12335 | Виль Вера Андреевна
Slide image for gallery: 12335 | Виль Вера Андреевна
Slide image for gallery: 12335 | Виль Вера Андреевна
7фотографий

Все изменилось, когда на третьем курсе я случайно попала в Институт органической химии им. Н.Д. Зелинского РАН. К счастью, в ИОХ РАН, как и во многих других институтах Академии наук, существует традиция давать возможность студентам вузов попробовать свои силы в настоящей научной работе, улучшить свои знания и приобрести опыт проведения исследований. 

Читайте также
Как похудеть без диет и срывов: 7 гениальных советов от Тины Канделаки
Как похудеть без диет и срывов: 7 гениальных советов от Тины Канделаки
В своей новой книге Тина Канделаки желает всем худеть медленно, но верно, скидывая по 2 – 3 килограмма в месяц.

Я прекрасно помню тот день, когда впервые получила неизвестное ранее вещество — это был мостиковый тетраоксан; наша группа в тот момент как раз разрабатывала метод синтеза этих необычных веществ, позднее мы обнаружили, что они обладают высокой антипаразитарной активностью. Незабываемое ощущение, которое мало с чем можно сравнить. Наверное, с тех самых пор дух первооткрывателя меня не отпускает и не дает даже подумать о другой профессии. 

После окончания аспирантуры и защиты кандидатской диссертации я работаю в ИОХ РАН в должности научного сотрудника. В институте порядка 30 лабораторий, наша лаборатория No13 одна из самых многочисленных и «молодых», если смотреть на средний возраст сотрудников. Лаборатория условно разделена на группы, которые занимаются различными направлениями исследований. Моя группа успешно сочетает три направления: фундаментальную органическую химию, медицинскую химию и агрохимию. В частности, мы изучаем органические пероксиды — соединения с плохой репутацией и блестящим будущим. Долгое время эти вещества ассоциировались только с разрушительными взрывами, а цель наших исследований — показать, насколько они могут быть полезны: это и уникальные реагенты, и средства защиты растений, и медицинские препараты. 

Говоря о женщинах в российской науке, мы помним об отличиях от Европы и США. Еще сто лет назад мощное феминистическое движение практически полностью уравняло в правах мужчин и женщин. Именно в то время советские женщины начали активно получать высшее образование и продолжать свою карьеру в научных институтах. В нашем институте, который был основан в 1934 году, всегда существовала идеология абсолютного равенства сотрудников обоих полов. Благодаря этой хорошей традиции в институте я, к счастью, никогда не сталкивалась с проблемой дискриминации. Сложнее было убедить родственников воспринимать всерьез мой выбор научной карьеры, а не более традиционных сфер. 

Контент недоступен

Я вдохновляюсь своими коллегами — академиком РАН Ириной Петровной Белецкой и членом-корреспондентом РАН Юлией Германовной Горбуновой. Меня также поддерживают национальные стипендии. Когда я получила стипендию L’Oreal-UNESCO «Для женщин в науке», я почувствовала гордость. Это прекрасный инструмент для поддержания молодых российских женщин-ученых в развитии их карьеры в науке.

Другие удивительные истории о женщинах: 

Фото: Личный архив Веры Виль