Женщина и алкоголь: дорога в никуда

Автобусная остановка в спальном районе Москвы. Здесь у них - «точка», клуб, место встреч. Люди стараются не смотреть в их сторону. «Они» - это группа женщин, давным-давно потерявших не только женский, но и человеческий облик.

Автобусная остановка в спальном районе Москвы.  Здесь у них - «точка», клуб, место встреч. Люди стараются не смотреть в их сторону. «Они» - это группа женщин, давным-давно потерявших не только женский, но и  человеческий облик.

 

фотобанк ЛОРИ
фотобанк ЛОРИ
- Мужчина, ну дайте мне десять рублей! Вам это ничего не стóит, а мне очень надо! - обращается одна из этих бывших женщин к патлатому пареньку. Они-то знают - лучше всего обращаться к учащимся местного колледжа. Во-первых, молодые - добрее, не успели ещё выучить фразу: «А поди-ка, заработай!» Во-вторых, студенты сами  народ пьющий, а потому - понимающий. Паренёк нехотя роется по карманам и протягивает вожделенную десятку...

- Обнаглели совсем! - вдруг взвизгивает старушка, которой, видимо, надоело ждать автобус. Да и вообще жизнь заела.            Старушка ещё долго и нудно ворчит о том, что в советские времена таких шалав забирали в ЛТП и лечили принудительно.

...Сейчас много и неустанно пишут о наркомании, спорят, как поступать с беременными наркоманками, пытаются их понять, простить и даже - вылечить.  Но куда более актуальная тема женского алкоголизма, которая, видимо, уже  настолько буднична для России, что и не слишком волнует масс-медиа. Ведь, как показывает практика, женщин-алкоголиков в стране гораздо больше, чем женщин-наркоманок. В группе риска - жительницы провинции от тридцати до сорока пяти лет, то есть женщины самого продуктивного возраста.

Специалисты считают, что не бывает «мужского» и «женского» алкоголизма.  Поэтому это сочетание, ставшее уже устойчивым, не следует понимать буквально. Алкоголизм в принципе  явление крайне отвратительное. Однако в одном все единодушны - у женщин он протекает намного тяжелее.  Если у мужчин дистанция от первой рюмки до стадии белой  горячки может растянуться на 10 лет, то женщина может легко спиться за 1-2 года.  Необратимые изменения в психике слабого пола также наступают быстрее, чем у мужчин. Женщины легче теряют количественный контроль над выпитым, и даже находясь в легком подпитии становятся развязнее и доступнее. Алкоголь стирает все барьеры и табу.

Общеизвестно, что алкоголизм у женщин практически неизлечим и, как правило, имеет психологические корни. А ещё у этого печального явления в России «своя» история. Вот некоторые её эпизоды.

После того, как Пётр Великий ввёл на Руси ассамблеи, туда стали приглашать и прекрасных дам. На тех ассамблеях, имевших мало общего с чинными балами Версаля, вино лилось рекой, и боярыни напивались до свинского состояния наравне с голландскими шкиперами. Тем, кто не хотел пить, вино насильно вливали в рот. Так вот тяжело шли петровские «реформы». О супруге Петра - Екатерине - дипломаты писали: «Редкий день государыня трезвая...»

Кстати, став самодержавной императрицей, Екатерина I не оставила своей пагубной страсти, продолжая привычные возлияния уже в компании Алексашки Меньшикова. Существует версия, что и умерла-то Екатерина в столь молодом возрасте (41 год) именно по причине многолетнего алкоголизма. Конечно, обвинять императорскую чету в развитии женского алкоголизма не приходится, но начало было положено.

В XIX веке наибольшее число женщин-алкоголичек было в разночинной и пролетарской среде. Частенько спивались от неустроенности и дворянские дочери. Крепкие крестьянские семьи с их многодетностью и домостроевскими традициями не давали возможностей для развития гибельной привычки. Считалось, что пить «горькую» и умирать под забором - чисто мужская «привилегия». В обществе, правда, существовало ошибочное мнение, что пьют и спиваются только актрисы и проститутки, да и то не от безысходности бытия, а исключительно от веселья и какой-то чрезмерной лихости.

Женский алкоголизм процветал и в советскую пору.  Правда, говорили о нём осторожно. Мужской алкоголизм обсуждался вовсю - в печати, на телевидении, на заводских собраниях и прочих парткомах-месткомах. А вот  о женском говорили неохотно. Это было не то чтобы запретной, но однозначно нежелательной темой.

Причина этого замалчивания проста. Если женщины спиваются, значит, не всё благополучно в их жизни, а если копнуть, то и в обществе. К тому же  признать наличие женского алкоголизма в качестве общенародной проблемы - значит сознаться в том, что в стране ежегодно рождаются несколько десятков тысяч детей-инвалидов, детей-дебилов и как самое безобидное - детей с ослабленным здоровьем. В СССР обнародование неутешительных данных всегда было под запретом. В народе считалось, что пьют женщины от усталости и невозможности вырваться из круговерти «работа - дом - работа».

Думается, что главная причина женского алкоголизма не только и не столько одиночество и прочая «бессемейность», а зачастую несовпадение жизненных результатов юношеским идеалам (так что одиночество и «работа-дом»- только частные случаи).

Что мы имеем на сегодняшний день?

В современном обществе, когда ценится «глянцевая» успешность, многие женщины ощущают собственную неустроенность, нереализованность, несоответствие «стандарту качества».

Полина была в юности несказанно хороша собой - у неё были все данные для того, чтобы блистать на обложках гламурных изданий. В 1990-е годы амбициозная красавица тщетно пыталась пробиться в модельный бизнес, однако её талантов хватило только для того, чтобы один раз засветиться в киномассовке и устроиться на работу в столичный бутик. Классовая ненависть к покупательницам, подкрепляемая мыслью о царящей в мире тотальной несправедливости, привела девушку к тому, что она стала регулярно прикладываться к бутылке. «Модные» наркотики оказались ей не по карману, к тому же в среде её провинциальных родственников тоску всегда было принято заливать именно спиртосодержащими жидкостями. Благо, алкоголь в конце 1990-х был гораздо доступнее, чем другие радости жизни. Девушка спилась. И таких, как она, - амбициозных и одновременно слабых, ищущих утешения на дне стакана - тысячи.

Кстати, за последние годы в нашей стране появился ещё один вариант дамского алкоголизма, так сказать «рублёвский» тип. Многим покажется, что он возник  как раз - таки от полнейшей реализации всех мыслимых и немыслимых желаний. Мол, когда нечего уже больше хотеть, подкатывает невыносимая тоска. На самом деле, это и есть типичный пример несовпадения ожидаемых результатов тем самым девичьим грёзам. Оказывается, что пятиэтажный особняк и шуба по цене небольшого крейсера не делают человека счастливее. Шуба есть, а счастья нет. Несовпадение!

Часто женщины стыдятся своей порочной страсти, а точнее - болезни.  И если мужчины, как правило, пьют и спиваются «за компанию», то дамы предпочитают глушить свою тоску в гордом одиночестве. Дело в том, что общество традиционно презирает спившихся женщин, оно брезгует ими. Если на валяющегося  в грязи мужика с торчащей из кармана бутылью народ смотрит  как на нечто привычное и даже родное, то женщина-алкоголичка у всех вызывает самые отрицательные эмоции.  Горькая ирония состоит и в том, что их презирают даже сожители-собутыльники! Огромное число так называемых «бытовых» убийств имеет причиной ссору на почве «неуважения» к собутыльнице. От крепко пьющих отцов реже отворачиваются дети, чем от опустившихся матерей. Подобное отношение мешает женщине обратиться к врачу - она боится получить очередную порцию презрения  и, соответственно, усугубляет ситуацию. Кстати, от алкоголизма не застрахованы и вполне успешные дамы. Например, так называемые «перфекционистки».

...Никто не понимал, почему Ирина так изменилась внешне, причём не в лучшую сторону. Она обычно отмахивалась: «На работе - сплошные авралы!» В результате выяснилось, что для Ирины вот уже много лет единственным средством от бессонницы был коньяк. Она пила его поздно ночью, на кухне, чтобы не видел взрослый сын. Со временем алкоголь стал единственным лекарством от бесконечных стрессов.

Что стоит за всеми этими историями? Колоссальная нелюбовь к себе. Неумение принимать себя такой, как есть. Полина была готова «принять» себя только в качестве успешной фотомодели, Ирина хотела доказать миру, что она - идеальный работник. Иначе - никак. Иначе - крышка. За неприятием себя всегда стоит потребность в самонаказании за несоответствие идеалу. Очень часто женщины спиваются после травмирующего развода, осознавая свою мнимую второсортность: «Меня отвергли, значит, я - плохая». Особенно состояние собственной ненужности и никчемности усугубляется на фоне экономических спадов и ухудшения общего качества жизни. Еще страшнее, если женщина спивается на глазах у собственных детей - и такие случаи тоже, к сожалению,  нередки.

Понятно, что жизнь - непростая штука. Однако потакать собственным слабостям и  бесконечно оправдывать их -  дело нехитрое. Куда сложнее и достойнее пройти сквозь все испытания и остаться человеком, и не просто человеком, а Женщиной.  Суметь не растерять внутренний свет и надежду. И если человек оказался на дне  - это в любом случае его выбор.

Алкоголизм, а тем более у женщин,  излечить трудно, но его можно предотвратить Любовью, уважением к себе. Не ожидая одобрения от окружающих, не подстраиваясь под вкусы, диктуемые не очень умными журналами или вовсе преступной рекламой, а жить своей жизнью, принимать решения и не бояться трудностей.

Тогда не придётся ежедневно наказывать себя рюмкой яда.