Как изменились отношения с детьми на самоизоляции
Мне кажется, все мы столкнулись со всеми трудностями с детьми, которые раньше имели возможность игнорировать благодаря разным сервисам и услугам включая школы, детские сады, нянь, бабушек. Сейчас все обнулились и оказались снова со своими детьми. Они разного возраста, и ты должен делать то, что с себя снял: готовить обеды, заниматься образованием, выстраивать рамки, границы, занимать время. Потому что вся та «передержка», которая была в садах и в школах, тоже теперь на тебе.
А еще ты должен тратить силы на то, чтобы запихивать детей на уроки в школе. Что в случае нашей школы лишено всякого смысла, потому что это мука бесконечная: ничего не слышно, ничего не видно, ничего непонятно. Либо я этим буду заниматься, либо я скажу: «Слушай, ну плевать на школу! Зато я нашла тебе классный географический кружок». Эти два часа ребенка я заняла.
Мы никогда в жизни не обедали с детьми — как-то так вышло в моей жизни, что я никогда этим не занималась. Теперь у нас все по расписанию, потому что это самое главное. Единственное, что держит на самоизоляции — это расписание. У нас есть завтрак по расписанию, обед по расписанию, ужин по расписанию, после ужина всегда кино, после кино спать. Под кино я развожу камин.
У меня такое ощущение — не знаю, только у меня или у многих, — что это какой-то один бесконечный день, который никогда не заканчивается: ложишься спать, а утром у тебя снова тот же самый день. И единственное, что помогает, это рамка, которую ты внутри этого дня создаешь.
Как родители смиряются с ролью учителя
Я не могу быть учителем, я очень плохой учитель. Я могу только убить кого-нибудь, если он не понимает, как устроено сложение и вычитание. И от того, что учителя лишились физического пространства, я не могу им помочь. Они думают, что я могу им помочь, заставить ребенка сидеть. Да, я могу это сделать — но ценой своих отношений с детьми, а я не хочу делать это сейчас.
У меня очень простая философия — минимизации всех ущербов и рисков.
Я не знаю, сколько это продлится. Представляю себе, что выход из этого будет ничуть не менее стрессовым для отношений родителей с детьми, да и для рабочих отношений тоже, чем то, в чем мы находимся прямо сейчас. Моя задача — оставить силы и на тот период тоже. И сохранить отношения с детьми и какие-то связи. Для этого мне нужно экономить свои силы.
Как родителям не сойти с ума?
Я задаюсь этим вопросом каждый день. Мне кажется, самое сложное и совершенно нерешаемое — это отсутствие планирования. Важно ничего не планировать. Потому что до сентября — и слава богу, если до сентября — планировать абсолютно бессмысленно. Мы все привыкли, что есть какие-то передышки. С понедельника по пятницу, потом выходные, а там на майские мы поедем туда-то, летом мы отдадим детей бабушкам на дачу. Это все отменилось.
Единственная надежда, что прорастает горох, и я его посажу. Вот и все, на что я могу надеяться. И что в сентябре это закончится. Хотя это так же вероятно, как и то, что не закончится.
Еще больше рекомендаций от Екатерины Кронгауз смотрите в видеоролике нашего спецпроекта о мире после пандемии.
А так же ты узнаешь: