Кофе с собой
История кофе в России началась еще с Петра I, который привез его из Нидерландов. В 1720 году в Санкт-Петербурге открылась первая российская кофейня под названием «Четыре фрегата». С тех пор многое изменилось, и кофе перестал быть роскошью, доступной лишь привилегированным сословиям. Пожалуй, главная причина роста кофепотребления — это непрерывно растущая категория coffee-to-go или «кофе с собой». Сегодня каждый третий продукт, который россияне потребляют вне дома (по упомянутой выше статистике), — это чашка кофе.
Современный человек ценит прежде всего время. Именно это заставляет его приобретать кофе по дороге на работу или учебу. Демократичность цен позволяет мини-кофейням конкурировать с ресторанами, а скорость обслуживания — с заведениями фастфуда. Кроме того, многие кофейни привлекают посетителей свежей выпечкой или уникальными спецпредложениями. Как правило, аудитория таких кофеен невелика, однако очень лояльна, чем и пользуются владельцы заведений.
Человек с пластиковым стаканчиком в руках, спешащий по своим делам, воспринимается иначе, нежели просто прохожий. Кофе придает определенный деловой статус, этот напиток можно сравнить разве что с вином по степени влияния на образ человека в публичном пространстве.
Альтернативные места потребления
В последнее время возросло количество мест, где можно приобрести этот напиток: огромное количество кофеен, работающих в том числе на вынос, и обычные магазины, куда люди приходят купить кофе для приготовления дома, и точки, в которых покупка кофе становится побочным действием — например, АЗС. Водителю прежде всего необходимо заправить свой автомобиль, а «заправиться» самому — довольно приятный бонус. Владельцы крупных автозаправочных сетей неоднократно отмечали, что продажа сопутствующих товаров, таких как кофе, здорово покрывает издержки на обслуживание основного бизнеса. В России такая практика появилась сравнительно недавно: в СССР личных автомобилей было немного, а большинство водителей оплачивали топливо карточками. Продавать дефицитный кофе на государственных заправках было бы как минимум нерентабельно. Смотри на освежающие в жару напитки в галерее:
Кофейные аппараты
Передвигаясь по городу, мы сталкиваемся с аппаратами, часть из которых продают исключительно кофе. Их можно встретить в вестибюлях метро, бизнес-центрах, торгово-развлекательных центрах или просто на улице. Лидером по продажам кофе из автоматов считается технологичная Япония. Автоматы предлагают жителям не только горячий напиток, но и холодный бутилированный кофе, который спасает японцев в жаркие летние дни.
Сейчас есть возможность использовать более совершенное оборудование и получать отличный продукт, кроме того, появился спрос на большие форматы кофе (от 300 мл), поэтому вендинговые аппараты так популярны.
Платежеспособность миллениалов
Главным платежеспособным слоем населения становятся миллениалы. Рожденные в 80-х и 90-х готовы тратиться на качественный и дорогой напиток из хорошего зерна, а растворимый кофе считается в среде прогрессивной молодежи моветоном. Через 5 лет доля миллениалов составит 75% от рабочей силы.
Подача
Пока россияне консервативны в выборе кофе и предпочитают классические напитки на основе эспрессо. Однако доля «белых» напитков (с добавлением молока) неуклонно растет и занимает свою нишу в кофейных предпочтениях россиян. Это позволяет вовлекать новых, ранее не употреблявших кофе потребителей в эту своеобразную культуру. Например, некоторых любителей кофе привлекает даже не сам напиток, а искусство его приготовления и подачи. Латте-арт, ставший знаком отличия опытного бариста, — отдельное искусство, за которое кофеманы могут и хотят платить.
Что еще поменялось за последние 5 лет:
- Девушки полюбили жемчужные прически (выглядят они странно);
- Мы начали краситься даже на пляж;
- Женщины 40+ стали выглядеть моложе своих лет.