6 причин появления расстройств пищевого поведения

Специалисты утверждают, что встретить женщину без симптомов нарушений питания становится все сложнее. Согласно данным из США, 8 женщин из 10 имеют те или иные симптомы расстроенного пищевого поведения.
Автор статей и бьюти-блогер

Что такое расстройства пищевого поведения

Расстройства пищевого поведения (РПП) — плод исключительно современной модельной культуры, однако первые достоверные случаи нервной анорексии — расстройства пищевого поведения, при котором люди доводят себя до истощения ограничениями в питании — описаны уже в период раннего Средневековья. Правда, тогда женщины истощали себя не ради того, чтобы стать похожими на моделей с обложки, а ради большей близости с Богом: считалось, что сытый человек на такую близость неспособен. В этой серьезной проблеме помогает разбираться клинический психолог Светлана Бронникова. 

Нервная булимия — расстройство питания, при котором человек переедает и затем компенсирует съеденное искусственно вызванной рвотой или другими способами (очищение кишечника с помощью клизм, прием слабительных и мочегонных) также известно с древних времен.

Помимо этих расстройств, существует также компульсивное переедание — нарушение питания, при котором человек периодически теряет контроль над съеденным и поглощает значительно больше обычной нормы, несмотря на боль в животе.

Генетическая предрасположенность 

Сегодня уже нет сомнений, что РПП имеют генетическую природу. То есть каждый год рождается определенное количество девочек и мальчиков, склонных к развитию нарушений пищевого поведения. Однако генетика не означает судьба. Если условия взросления будут благоприятны, РПП может и не развиться, но при наличии неблагоприятных факторов эти дети заболеют в первую очередь.

Вирусные инфекции 

Как ни странно, инфекционные заболевания тоже приложили руку к развитию РПП, и перенесенный в детстве или подростковом возрасте мононуклеоз (вирусное заболевание с высокой температурой) может запустить развитие расстройства. Заболевания с высокой температурой вызывают снижение аппетита, временный отказ от еды и снижение веса — при наличии генетической уязвимости этого бывает достаточно, чтобы началось РПП.

Современная диетическая культура 

В обществе принято гораздо больше бояться лишнего веса, чем расстройств пищевого поведения. Единственное решение проблемы лишнего веса, которое породила современная культура — это ограничения в питании. Подросток, склонный к развитию РПП, обычно демонстрирует лучшие успехи в снижении веса, садясь со сверстниками за компанию на первую диету. Но именно диета запускает скрытые механизмы развития РПП.

Культивируй в семье позитивное отношение к телу и физической активности, предлагай детям разнообразное питание, не дели еду на «вредную» и «полезную» и не ограничивай свои представления о красоте узкими рамками определенного количества килограммов.
Светлана Бронникова, клинический психолог, кандидат наук, автор книги «Интуитивное питание»

Мода на определенную фигуру 

Мода и медиа диктуют нам, какое тело нам нужно иметь, чтобы считаться привлекательными и успешными, и лишь небольшой процент женщин и мужчин соответствуют этому стандарту по рождению. Остальные же остаются с высоким уровнем неудовлетворенности своим телом, желанием изменить его во что бы то ни стало. Телесная неудовлетворенность заставляет искать способы изменить вес и форму тела: в ход идут не только диеты и голодовки, но и изнуряющие тренировки, вызывание рвоты, прием слабительных и мочегонных. Эти попытки контролировать вес и питание могут привести к развитию РПП. В галерее смотри на звезд, которых обвиняли в чрезмерной худобе (у некоторых из них действительно были булимия и анорексия): 

14

Пример близких 

Долгое время считалось, что РПП — удел юных, ими заболевают только подростки и молодые девушки. Сегодня специалисты видят: кривая заболеваемости растет с обе стороны — и в сторону снижения возраста начала расстройства (нервной анорексией заболевают девочки в 9—11 лет), и в сторону увеличения. Для специалистов уже не новость увидеть на приеме маму за 45 и дочь 17 лет, и у обеих — расстройство пищевого поведения.

Истории сильных женщин: