Эффект Эвелины Хромченко: почему белорусскую косметику полюбили в России

Белорусский творог, текстиль, товары для дома всегда пользовались спросом у россиян. Несколько лет назад список дополнили сливки, муссы и сыворотки. Но речь не о молочной продукции, а о косметике.

Косметика для президента 

«Серия «Аква»  — для увлажнения лица. Для хорошей кожи в условиях города — детокс-линия», — объясняет главный технолог Александру Лукашенко. Дело происходило прошлой осенью, президент неожиданно посетил главное косметическое предприятие страны — ЗАО «ВИТЭКС». 

Руководитель государства внимательно слушает рассказ о том, как создавали первый белорусский бренд косметики, терпеливо вникает в тонкости производства кремов и шампуней. Время от времени задает один и тот же вопрос — из какого сырья продукция.

Контент недоступен

«Все из натурального, нашего», — отвечает начальник научно-координационного центра Вероника Романовская. Лукашенко довольно кивает и обещает пользоваться косметикой отечественного производства.

«А в моем наборе это есть?» — строго обращается он к помощникам. И, не дожидаясь ответа, дает поручение: «Все импортное у меня повыкидывать».

Читайте также
Что делать с косметикой, которая тебе не подошла
Что делать с косметикой, которая тебе не подошла
Иногда купленные средства оказываются совершенно неподходящими: крем кажется слишком тяжелым, тоник сушит кожу, а декоративная косметика оказывается не того оттенка. В век бережного отношения к окружающей среде и ресайклинга важно давать бьюти-средствам второй шанс.

Цена вопроса

Интересно, что в России эту косметику распробовали раньше, чем в Белоруссии. Главное, что привлекает, — соотношение цены и качества.

«Мы привыкли к стереотипу, что хороший шампунь всегда дорогой. Дешевый крем — ну сойдет для ног, — признается москвичка Светлана Ануфриева. — Подруга посоветовала белорусскую помаду, и я покрутила пальцем у виска. Ради хохмы купила. Теперь лишь ею и пользуюсь».

Сперва желающие заказывали белорусскую косметику в Минске или просили знакомых привезти. Потом торговые точки открылись и в Москве. Молодые девушки туда, к слову, заходят не только из-за относительной дешевизны — средства от прыщей они тоже оценили.

Контент недоступен

Борьба с морщинами по-белорусски

«Гидрогелевые маски — с некоторых пор это уже не исключительно корейское ноу-хау. На пике популярности — белорусские патчи с муцином французской улитки. Без сарказма, достойная вещь. При этом ненамного дешевле зарубежных аналогов. Но спрос есть», — говорит Татьяна, продавец магазина «Заповедная поляна» в Москве.

В период самоизоляции, когда по всей стране закрылись сотни торговых точек, производители белорусской косметики, наоборот, наращивали обороты и расширяли интернет-торговлю.

«Россия всегда была для белорусов перспективным рынком. Это касается и косметики. Наша торговая сеть появилась в Москве не так давно. Во время карантина мы не просто не свернули бизнес, но добавили еще пять магазинов», — подчеркивает Татьяна.

Российский писк моды в Минске

Парадокс в том, что сами белорусы с недоверием относились к отечественным губным помадам, подводкам для бровей и хайлайтерам. Ситуация изменилась после того как российская телеведущая Эвелина Хромченко похвалила белорусскую тушь. В стране начался косметический бум.

Контент недоступен

«Девушки выстраивались в очереди. Многих интересовало, чем же местная декоративка привлекла российскую ведущую. Производители даже пообещали выпустить дополнительную партию, если кому-то не хватит», — вспоминает минчанка Галина Епифанова. Ей самой тушь не понравилась — невзрачная упаковка, силиконовая кисточка, странное название. Приобрела и забыла. А потом попробовала и оценила.

Олеся Рязанцева тоже сперва была настроена скептически — а сейчас сама работает продавцом в магазине «Космо» в Минске. Почти десять лет она специализировалась на французской, корейской и израильской косметике. «Тюбик французского крема в 20 миллиграмм стоит несколько тысяч рублей. Но как-то я купила белорусский крем с экстрактом водорослей — по качеству не уступал европейскому. Баночка не такая красивая, зато крема больше и цена ниже». Кстати, актуальные вещи от белорусских дизайнеров в галерее: 

9фотографий

Госстандарт для частников

Протесты в Белоруссии, вспыхнувшие после президентских выборов 9 августа, привели к тому, что во многих городах закрылись частные предприятия и торговые точки. Собственники опасались мародерства и грабежей. Потом забастовали рабочие. И хотя это продолжалось недолго, импортеры белорусской продукции волновались. Приостановка поставок грозила банкротством предпринимателям как в Белоруссии, так и в России. Оптовые покупатели забили тревогу. Но обошлось. Производство косметики не прекратилось ни на одной фабрике.

Читайте также
Истории трех обычных женщин 40+, которые знают, как выглядеть на 10 лет моложе
Истории трех обычных женщин 40+, которые знают, как выглядеть на 10 лет моложе
Этим женщинам выглядеть красиво позволяют не только косметологические процедуры, но и правильный настрой по жизни.

Объясняли это тем, что стачки происходят в основном на госпредприятиях. А почти все фирмы, изготавливающие косметику, — частные. Крупнейшие создавались еще в конце восьмидесятых. Государство не участвовало, помогали итальянцы. Минуло тридцать лет, предприятия работают самостоятельно.

Единственное условие — частные производители в Белоруссии должны четко следовать госстандартам качества. «Для покупателей это скорее плюс, чем минус. Качество сырья под постоянным контролем», — отмечает бывший технолог одной из косметических компаний Марина Петриенко.

IT на страже белорусского качества

Есть и еще одна любопытная тенденция. После протестов покупатели стали обращать внимание, на каком предприятии — частном или государственном — изготовлена косметика.

«Многие рассуждали: покупать продукцию госкомпаний — значит помогать Александру Лукашенко. Выискивали на каждом тюбике информацию о производителе», — делится наблюдениями продавец белорусской косметики в Москве Ольга Белоусова.

Белорусские айтишники даже разработали специальное приложение — сканируешь и определяешь фирму-изготовителя. «Зеленый цвет на экране означает частника. Красный — товар сделан при госучастии. Чаще загорается зеленый», — замечает Белоусова. 

Косметику в Белоруссии выпускают более десяти компаний. При этом все считают себя независимыми от государства.

«Батька», возможно, и контролирует производство тракторов, но косметику все же доверяет частникам. Протесты в Белоруссии отчасти сыграли на руку бизнесу. «Как бы белорусы ни относились к действующей власти, очевидно, что гражданское самосознание за эти два месяца выросло, — полагает Марина Петриенко. — Люди выбирают товары еще внимательнее».

Бьюти-тренды с разных частей света: