Женщины против женщин
Чтобы разобраться, в чем конфликт, стоит вспомнить, что такое феминизм. Это движение, которое борется за то, чтобы у женщин было равное с мужчинами количество политических, экономических и гражданских прав и чтобы эти права соблюдались.
Если коротко, феминизм отстаивает позицию «женщина — тоже человек». И в этом нет ничего про ненависть к мужчинам, отрицание брака или нежелание иметь семью. Даже самые радикальные феминистки выступают не против мужчин, а против патриархата — системы, при которой власть во всех сферах жизни сосредоточена в мужских руках.
Мерил Стрип, Бейонсе и Эмма Уотсон — все эти звездные женщины призывают не пугаться этого слова. Для них феминизм — это принятие себя и равные с мужчинами права:
Как ни странно, иногда яростнее всего против равенства выступают именно женщины. Им кажется, что феминизм лишает их священного права на то, чтобы перед ними открывали дверь, дарили цветы и разрешали не работать.
Из-за страшилок про «злых феминисток», которые хотят заставить всех женщин пахать наравне с мужчинами, некоторые девушки начинают активно демонстрировать, что они не такие. И делают только хуже.
Фразами вроде «все бабы дуры» и демонстративной дружбой исключительно с мужчинами, они только подтверждают мнение сторонников патриархата о том, что женщина без мужчины ничего собой не представляет. Но ведь это крайности, которые не имеют ничего общего с реальной идеологией феминизма.
У феминисток нет задачи навязать всем свои принципы. Можно быть любящей женой, прекрасной матерью и поддерживать идеи феминизма, просто потому что он дает свободу выбирать как жить, как выглядеть и каким принципам следовать.
Мужчины против женщин
Среди мужчин противников феминизма не меньше. Так же как и противницы-женщины, они защищают интересы своей группы.
Ошибочно полагая, что феминистки настроены решительно против всего мужского рода (что, конечно, не так), представители патриархата занимают агрессивную позицию.
Они обвиняют феминисток в разрушении традиционных ценностей. Как правило, говоря «традиционные ценности», эти мужчины имеют в виду устои, которые были актуальны во времена домостроя. Где женщина, по сути, была обслуживающим персоналом для мужчины. А мужчина — главой семьи, уважаемым членом общества и ответственным за принятие решений, которые обычно не обсуждались.
Как говорил один известный персонаж одного известного фильма: «Я все и всегда буду решать сам, на том простом основании, что я — мужчина».
В действительности феминизм не стремится отобрать у мужчин право принимать решения. Лишь добивается, чтобы у женщин тоже было это право. Феминизм уже достиг немалых успехов, но до абсолютного равенства между мужчинами и женщинами еще далеко.
Иногда возникает непонимание: откуда же взяться равенству, если женщины и мужчины биологически разные? Конечно, мы отличаемся набором органов, ростом, весом и физическими возможностями. Но это не делает один из полов лучше и не должно давать его обладателям больше привилегий.
Защитники так называемых традиционных ценностей опираются на классическую идею о том, что мужчина должен принимать решения, потому что он сильнее, а женщина должна его слушаться, потому что она слабее.
Жаль, они не учитывают тот факт, что разница в росте, весе и силе между мужчинами иногда гораздо больше, чем между среднестатистическими мужчиной и женщиной. Так что роли между нами распределила вовсе не природа. Эти роли появились в результате патриархального строя, где все мужчины по умолчанию считались сильными и смелыми, а все женщины — нежными и слабыми.
Общество против женщин
В рамках недавнего Moscow Fem Fest прошли дебаты «Гендерное равенство и традиционные ценности: в чем конфликт и как его разрешить?» Одна из спикеров фестиваля Ирина Костерина — координатор программ фонда им. Генриха Белля — начала свое выступление словами:
— Никаких традиционных ценностей на самом деле нет, а есть некая абстракция, к которой апеллирует правительство.
Костерина привела в пример книгу «Изобретение традиций» — антологии, авторы которой доказывают, что многие традиции создаются искусственно, чтобы люди не так сильно боялись перемен. Одним из таких примеров является шотландский килт, который все считают традиционной мужской одеждой шотландских горцев с древних времен. На деле же килт придумал в XVIII веке один английский промышленник, когда понял, что это самая удобная одежда для фабричного труда.
В продолжение разговора о традициях Костерина заострила внимание на семейных ценностях, которые яростнее всего защищают противники равенства, возмущаясь, что «скоро не будет нормальных семей и общество деградирует». По мнению спикера, стоит, прежде всего, задуматься, а что именно считается традиционной семьей.
— Эта картинка традиционной семьи не соответствует российской реальности. Когда вдруг появилась вот эта семья? Она точно не появилась в XIX веке, там были совершенно другие отношения и роли. В аристократической семье одним образом распределялись роли — там женщина не занималась хозяйством, она только «менеджерила» все процессы. Если мы будем говорить про королей и царей, у всех были фаворитки, любовники — и это тоже не сильно укладывается в те самые духовные религиозные ценности. Если мы говорим о крестьянских семьях — там вообще были другие ценности. Так к чему мы апеллируем, когда пытаемся найти источник этой самой традиционной семьи?
В действительности, хоть ответ на этот вопрос лежит на поверхности, противники и сторонники феминизма вряд ли очень скоро найдут общий язык.
И все же деградации общества бояться не стоит. Возможно, однополые отношения и браки между чайлдфри не ведут к подъему рождаемости. Но есть надежда, что с ростом свободы выбора и осознанности, которую пропагандирует феминизм, снизится количество «традиционных» полных семей, чьи дети растут несчастными, из-за того, что мама с папой поженились, потому что «надо», а не потому что искренне хотели создать семью.
Читай также:
А еще смотри видео о том, что такое моногамия и феминизм: