Смотри, как одевается 94-летняя Елизавета II, а материал о ее жизни ты найдешь ниже.
Что королева и премьер говорили друг о друге на самом деле?
Ничего. И это главное, что нужно знать об отношениях Ее Величества не только с Маргарет Тэтчер, но и с любым из 14 (на сегодня) министров, возглавлявших кабинет при ее правлении. Королева никогда не высказывается публично о работе британских политиков, не дает им оценок и не выражает отношения. А значит, достоверно об отношении королевы к Тэтчер и ее деятельности мы не знаем ничего.
Маргарет Тэтчер, в свою очередь, тоже никогда не делала откровенных заявлений о своих отношениях с королевой и на публике держалась убежденной сторонницей монархии, всей душой преданной Ее Величеству.
Так что все, что говорят и пишут об их непростых отношениях, основано на рассказах и воспоминаниях третьих лиц: дворцовых служащих, родственников и прочих приближенных.
При этом трения между королевой и премьер-министром не были секретом для страны. Британцы обсуждали все это в пабах еще тогда, в 80-е. Тут не могла не сыграть свою роль знаменитая публикация в The Sunday Times (1986 год, версия появления этой статьи в прессе рассказывается в восьмом эпизоде четвертого сезона «Короны»). Как и в сериале, в реальности это была передовица, в которой со ссылкой на анонимные источники в Букингемском дворце говорилось, что королева крайне недовольна политикой, проводимой Маргарет Тэтчер, и считает ее действия «безответственными, конфликтными и разделяющими общество» (речь шла об осуждении апартеида в Южной Африке странами Британского Содружества, к которому не присоединилось правительство Железной леди).
Букингемский дворец официально опроверг заявления журналистов, и королева даже лично звонила премьеру, чтобы спасти отношения, но осадок остался: то, что Елизавета II и Тэтчер друг друга недолюбливали, стало общим местом для публики. Биографы тоже так или иначе соглашаются с тем, что идеальными отношения Елизаветы и Тэтчер не были.
Было ли «испытание Балморалом»?
В самом начале своего премьерства (второй эпизод четвертого сезона «Короны») премьер-министр с супругом приезжают в гости в Балморал, летнюю резиденцию королевы. Они в курсе, что от этого визита будет зависеть, как сложатся их отношения с Виндзорами, и, очевидно, хотят пройти проверку на «свойскость».
В кино визит не задался. Тэтчер явно не умеет наслаждаться аристократическими радостями королевской семьи: охотой, природой и игрой в иббл-диббл. Ей не везет и с дресс-кодом: она не берет с собой в поездку прогулочную обувь и надевает вечерний наряд раньше времени — принц Филипп издевательски интересуется, не собирается ли она явиться на ужин в пижаме. Она не умеет играть в игры, принятые у Виндзоров, и садится в кресло, в которое садиться нельзя (о чем ее не предупредили). Виндзоры показаны в этой истории грубыми чванливыми снобами, и Тэтчеры между собой именно такими словами их и называют. Визит заканчивается скорым отъездом Тэтчеров.
Было ли что-то подобное на самом деле? Судя по всему, да, хотя в таких красочных подробностях реальную историю посещения Тэтчерами Балморала никто не живописал.
Биографы королевской семьи рассказывают, что традиция «испытания Балморалом» у Виндзоров действительно существует. Биограф принцессы Дианы Эндрю Мортон, например, говорит: «С того самого времени, что королева Виктория купила это имение в 1848 году, оно имело особое значение для королевской семьи. Однако их причуды и тайные традиции, сформировавшиеся за многие годы, пугают новичков. […] Они набрасываются на невезучего гостя, который по неосмотрительности садится в кресло, в котором последний раз сидела королева Виктория. Тех, кто успешно проходит это минное поле, королевская семья принимает».
Писатель и журналист Дин Палмер также рассказывает, что «Балморал-тест» существует и что до Тэтчер его успешно прошли два ее предшественника, Гарольд Вильсон и Джеймс Каллаган. А вот у Железной леди не получилось: о своем визите в Балморал она отзывалась как о скучной трате времени и сил.
Имели ли во время этой поездки место издевки над Тэтчер? Если верить близкому к королевской семье журналисту Вудро Вайетту, что-то подобное и вправду происходило. Он в своих дневниках упоминал, что племянница королевы-матери леди Мэри Коулмен (которая находилась в Балморале, когда туда приезжала Тэтчер) признавалась ему, что королева вела себя ужасно по отношению к премьер-министру и унижала ее, зная, что она не привыкла к такому обществу.
Скоропалительный отъезд Тэтчеров из Балморала, похоже, тоже правда: Дин Палмер пишет, что она уехала в 6:00 на следующее же утро после того как обязательная часть визита была завершена.
Действительно ли королева и премьер горячо спорили о судьбе Британии?
Встречи Елизаветы и Тэтчер по вторникам в сериале «Корона» полны оживленных дискуссий, переходящих чуть ли не в ссоры. Однако было ли такое на самом деле, подтвердить невозможно, ведь они не записывались и обычно проходили без свидетелей.
Те немногие, кто что-то об этом знает, драматичности не подтверждают. Например, британская пресса широко цитирует слова лорда Чарльза Мура, бывшего главного редактора The Daily Telegraph и официального биографа Тэтчер, который в 2015 году во втором томе официальной биографии премьера написал следующее: «Встречи редко были продуктивными, так как миссис Тэтчер нервничала. Они не были такими, как их изображают в кино и театре […]. Это были скучные доклады о текущих делах».
Была ли между ними неприязнь?
Неуклюжие и чересчур глубокие реверансы, которые Тэтчер делала королеве, в сериале замечают даже неискушенные в вопросах дворцового этикета зрители. Похоже, здесь создатель «Короны» Питер Морган реальность не приукрасил: над манерами Тэтчер при дворце действительно посмеивались. Об этом, например, много пишет Дин Палмер в своей книге «Королева и миссис Тэтчер: неудобные отношения», которая вышла в 2015 году и наделала много шуму.
Опираясь на свидетельства современников, Палмер писал, что Тэтчер явно чувствовала себя во дворце не в своей тарелке, вела себя наигранно и чересчур куртуазно. Это раздражало королеву. «По ее мнению, общение было фальшивым и неестественным. На еженедельных встречах из года в год две женщины продолжали придерживаться жесткой формальности. Лед не был сломан. Маргарет ожидала от королевы первого шага, но она его не сделала», — пишет он.
При этом, по словам автора, Елизавету раздражало, что у Тэтчер совершенно не было чувства юмора.
Еще один маленький, но говорящий факт из дворцовой жизни вспоминал в документальном фильме «Королева и ее премьер-министры» бывший пресс-секретарь Тэтчер Бернард Ингэм: «Каждый раз, когда миссис Тэтчер являлась к королеве на еженедельную аудиенцию, она прибывала на 15 минут раньше. И каждый раз королева заставляла ее ждать 15 минут».
Эту же историю рассказывает и Палмер, добавляя, что такая предусмотрительность тем более удивительна, если знать, что ехать от Даунинг-стрит до Букингемского дворца всего пять минут.
Было ли место классовой борьбе?
Палмер остается самым заметным сторонником классового подхода к пониманию отношений Тэтчер и Елизаветы II. По его мнению, королеве претила попытка дочери бакалейщика казаться человеком из высшего общества. Эту мысль он не только развивает в своей книге, но и недавно повторил в интервью The New York Times.
Тэтчер, по мнению Палмера, тоже в долгу не оставалась и к монархии и аристократии относилась так же, как к уничтожаемой ею угольной индустрии. Для нее это был еще один отживший свое громоздкий чемодан без ручки, который она — дочь бакалейщика-олдермена, селф-мейд-вумен и сторонница жестких реформ — рано или поздно тоже выбросила бы. Но сначала — шахтеры и профсоюзы.
Книга Палмера строится на этой разнице характеров Елизаветы и Тэтчер, усугубленной разницей в происхождении, и это до сих пор выделяет ее среди других работ. Однако при чтении стоит помнить, что ни королева, ни Тэтчер ничего подобного никогда открыто не говорили, и все эти заявления в духе «королева чувствовала, что…» — догадки автора, основанные на рассказах других людей.
Одобряла ли королева Фолклендскую войну?
Победа в Фолклендской войне была главным триумфом Маргарет Тэтчер на международной арене. Но одобряла ли эту войну Елизавета II?
В сериале — нет, в реальности — скорее всего, да. Об этом по следам нового сезона «Короны» рассказал историк и обозреватель BBC History Magazine Доминик Сэндбрук. Во-первых, эту войну горячо поддержало большинство населения Британии, и нет никаких причин думать, что королева присоединилась к меньшинству. А во-вторых, по этому поводу королева как раз высказывалась публично: на встрече с президентом США Рональдом Рейганом в Виндзорском замке она сказала следующее: «Конфликт на Фолклендских островах был актом неприкрытой агрессии в нашу сторону, и, разумеется, мы гордимся тем, как наши военные служат своей стране».
Не стоит забывать, что на Фолклендах воевал и младший сын королевы — принц Эндрю. Причем воевал не в штабе, а совершал настоящие боевые вылеты.
Вручала ли королева Тэтчер орден?
Да, но это было сделано не во время аудиенции, как изображено в сериале. На самом деле Орден Заслуг Тэтчер получила в декабре 1990 года, спустя две недели после сложения полномочий и последней аудиенции у королевы.
Орден Заслуг — это своего рода «личная» награда королевы, так как монарх вручает его по своему усмотрению, без рекомендации правительства. Число живущих кавалеров этого ордена не может быть больше 24, и его (помимо членов королевской семьи) получают лучшие люди страны. Кавалерами Ордена Заслуг являются барон Норман Фостер, сэр Том Стоппард, сэр Тим Бернерс-Ли, сэр Дэвид Аттенборо и Дэвид Хокни.
Символично, что королева приняла решение занести Тэтчер в свой личный список лучших людей страны сразу же после новости об отставке. Не менее показательно и то, что ни один премьер, занимавший пост после Тэтчер, эту личную награду не получил вообще.
Также Тэтчер в 1995 году была удостоена и высшего рыцарского ордена Великобритании — Ордена Подвязки, кавалерами которого одновременно тоже не могут быть больше 24 человек, помимо монарха, принца Уэльского и членов королевской семьи. Из 14 британских политиков, занимавших пост премьера при Елизавете II, этой награды кроме Маргарет Тэтчер были удостоены только Эдвард Хит и Джон Мейджор.
Сохранили ли они отношения после отставки Тэтчер?
Да. И это тоже убедительное доказательство того, что при всех расхождениях и возможной личной неприязни отношение королевы к Маргарет Тэтчер было искренним и уважительным.
Например, королева оказала честь бывшему премьеру, посетив в 1995 году вечеринку в честь ее 70-летия в лондонском отеле Claridge’s. И вновь пришла в гости к Тэтчер в 2005 году на 80-летие.
А в 2013 году королева пришла на похороны Маргарет Тэтчер, что тоже подчеркнуло особое отношение Ее Величества к личности первой женщины-премьера, ведь британские монархи обычно не посещают похорон премьер-министров. До Тэтчер этой посмертной чести был удостоен лишь Уинстон Черчилль.
Еще читай: