При трактовке гороскопа известного исторического лица можно пойти двумя разными путями. Первый путь -сравнительно легкий -найти, прочесть биографию и потом найти в гороскопе подтверждение основным вехам жизненного пути гения. Путь второй -намного сложнее -представить, что к вам пришел человек, вы как бы смотрите его карту и пытаетесь рассказатьему про его возможности. Теоретически оба пути должны дать примерно одинаковый результат. Но это не совсем получается с гороскопом Винсента Ван Гога (30.03.1853 – 1890).
Мы видим карту очень больного человека, с необычным умом, ищущего духовности и уединения, которому не везет с друзьями, который хочет путешествовать по морским просторам, и обладающего профессиональными возможностями в искусстве. Но скорее лидера или руководителя в искусстве, чем действительно художника.
В его биографии отмечено, что художник, не получивший в молодости профессионального образования, переменил ряд профессий, не имевших отношения к искусству.
Сын пастора. В 1869-76 служил комиссионером фирмы по торговле произведениями искусства и путешествовал по Европе, в 1876 был учителем в Англии.
С мая 1877 по октябрь 1880 обучался в миссионерской школе в Лакене (около Брюсселя) и занимался проповеднической деятельностью среди горняков Боринажа (Бельгия), где, осознав свое художественное призвание, начал систематически рисовать. Отсюда выезжал в Брюссель, жил в Эттене, Гааге (1882-83), где пользовался советами А. Мауве, Нюэнене (1884-85), Антверпене (1885-86), где посещал классы Академии художеств и частную школу рисунка, изучал живопись старых мастеров.
Т.е., искусство вошло в его жизнь после 24 лет и, похоже, скорее помогало его духовному росту и осознанию политических взглядов, чем было выражением радости жизни. Пятый дом в его гороскопе, к сожалению, пуст. Увлекаясь поначалу рисунком, Ван Гог лишь в 1881 обратился к живописи маслом. Сначала рисовал тяжело работающих людей. Тема работы и болезней очень хорошо видна в его карте - кармически перегруженный VI дом с Юпитером, Луной, Заходящим лунным узлом.
Парижский период (март 1886 - февраль 1888) характерен резким изменением манеры художника. Интерес к проблемам колорита, выразительной экспрессии мазка усиливается у Ван Гога под влиянием знакомства с живописью импрессионистов.
В это время в портретном творчестве Ван Гога преобладают автопортреты (их около 23-х). Они отражают его изменчивую внутреннюю жизнь, череду самопознания. Художник изображает себя то элегантным парижанином, то пастором, то художником. Выразительная мимика лица, тонкая нюансировка аксессуаров в сочетании с вариациями немногих ярких контрастных цветов создают образ человека открытой и легко ранимой души. Да и гороскоп нам говорил о том же. Восходящий знак Рака, и при этом Луна в VI доме предполагали тяжелую жизнь. Выходам для него был бы монастырь, но соединение Марса с Венерой не дали ему отказаться от радостей жизни. Он поставил ЦЕЛЬ в искусстве – и не желал отклоняться, наверно, в его представлении это было бы проявлением слабости. Солнце в Овне зовет вперед, даже если это путь в пропасть.
Искусство - это прежде всего радость и легкость, жизнь, наполненная любовью. Одаренный этим, но не обладающий социальной дисциплинированностью (Сатурн в соединении с Черной Луной) - как он мог сделать карьеру?
Арльский период (февраль 1888 - май 1889). Период работы на юге Франции был самым плодотворным. Слова художника «жизнь искать в цвете» стали лейтмотивом его творчества.
Поздний период (май 1889 - июль 1890). В период между участившимися душевными кризисами, которые привели Ван Гога в больницу для душевнобольных, художник находит спасение в живописи. В Сен Реми, неподалеку от Арля, им были созданы самые выдающиеся произведения. В минуты душевной тревоги были написаны серии пейзажей с оливами («Оливовая роща», 1889, Музей Креллер-Мюллер, Оттерло) и кипарисами («Дорога с кипарисами и заездой», 1890, там же) с искривленными стволами деревьев. Вихрящиеся очертания земли в картине «Овраг Пейруле» (1889, там же) словно готовы разрушить структуру полотна. Наряду с этими работами - полные просветленного и спокойного мироощущения холсты «Куст» (1889, Эрмитаж) и «Доктор Рэй» (1889, Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва). Одно из самых трагически звучащих полотен «Прогулка заключенных» (1890, Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва) по гравюре Доре передает чувство безысходности, ощущаемое художником. Среди фигур узников наиболее изменена и индивидуализирована центральная фигура на первом плане. Этот арестант не смотрит в затылок впереди идущему, а слегка отвернул голову в сторону. Он без шапки, у него рыжеватые волосы, бездействующие руки его тяжело повисли вдоль тела, походка волочащаяся... Придав этому персонажу автопортретные черты, Ван Гог сделал это откровеннее, чем в других своих картинах, где сходство одинокого путника с художником дается отчасти лишь намеком. В «Прогулке заключенных» - это он, сам художник, лишенный свободы, творчества, с обреченными на бездействие руками. Худшие опасения и предчувствия, которые Ван Гог старался подавлять и говорить о них поменьше, на этом полотне высказаны без слов.
В центральном образе воплощены и представления Ван Гога о месте художника в современном ему обществе, которые владели им еще и до написания «Прогулки заключенных». В письме к Э. Бернару летом 1888 года он пишет из Арля: «До чего же убога наша собственная подлинная жизнь, жизнь художников, влачащих жалкое существование под изнурительным бременем трудового ремесла...»
В момент очередного душевного кризиса художник смертельно ранил себя из револьвера и был похоронен в Овере.
Среди мастеров постимпрессионизма Ван Гогу принадлежит особое место. Его повышенное эмоциональное восприятие мира было созвучно многим художественным начинаниям ХХ века, открывало новые пути постижению реальности.
Вот что пишет Павел Глоба о гороскопе Ван Гога: «Восходящий Узел в Близнецах, соединение Луны, Заходящего Узла и Юпитера в знаке Стрельца, соединение Марса с Венерой в Рыбах образовали Тау-квадрат в гороскопе нидерландского живописца Ван Гога. Данная конфигурация во многом объясняет характер, поведение и жизнь художника. Четыре из шести задействованных в ней планет являются планетами септенера, которые оказывают наибольшее влияние на формирование личности человека. Венера, находясь на острие Тау-квадрата, выступает еще и в роли дорифория Солнца - планеты, намечающей путь светила и показывающей, куда человек будет направлять свою творческую активность. У Ван Гога творчество реализовалось через живопись. Присутствие Луны, Венеры, Марса и Юпитера в Тау-квадрате объясняет страстную эмоциональность, остродраматическое восприятие жизни, социальный протест, присущие искусству Ван Гога. Становится понятным, почему художник создавал трагические образы в болезненно-напряженной, предельно экспрессивной манере. Данная конфигурация объясняет и совершенно безумный поступок этого человека, отрезавшего себе ухо. Как раз Луна, символически связанная с ушами, и Марс, который отвечает за телесные операции, занимают в конфигурации самые слабые позиции. Марс в соединении с Венерой на острие конфигурации уже предупреждает о том, что за несоответствие своей программе человек может получить телесные повреждения. А какие именно - укажет основание Тау-квадрата. У Ван Гога здесь находятся не только Луна с Юпитером, но и Лунные Узлы, которые символически связаны с ушами человека.