Каким был оригинальный сюжет наших любимых сказок

Возможно, для тебя не секрет, что многие любимые детские сказки в оригинале были жуткими и даже наполненными сексуальными подробностями. Какие вольности позволяли себе авторы сказок про Золушку, Рапунцель и Спящую красавицу?

Автор книжной новинки 2020 года «Неуправляемые» (от издательства «Бомбора») рассказывает о воспитании детей в Викторианскую эпоху. Жизнь тогда была жестче, а значит, и к малышам относились менее снисходительно, чем сейчас: родители и учителя, избивавшие (и даже убивавшие иногда) малюток, не считались преступниками. Сыновьям разрешалось быть драчунами и применять кулаки с поводом и без, а от дочерей ждали полной покорности и готовили к одной-единственной доле — стать хозяйкой и матерью.

Фото: @theresenoneill
Фото: @theresenoneill
Читайте также

То было время опасностей, подстерегавших повсюду: дети постоянно умирали от неизученных болезней и голода, государства в любой момент могли объявить войну друг другу и отправить вчерашнего мальчишку на фронт — отсюда и отсутствие времени «на раскачку»: малышей буквально с первых лет жизни готовили быть полезными в хозяйстве и на службе Отечеству. 

Такими же были игры и сказки, которые должны воспитывать характер подрастающего поколения. Среди дворовых развлечений были распространены игры, предполагавшие избиение других игроков с помощью камней, веток и прочего «инвентаря». У девочек, кстати, были свои забавы (тоже с тонким намеком на будущую деятельность) — например, хоровод с остановками на чтение стишков про стирку вещей. Похоже, и истории, рассказываемые сызмальства, также были рассчитаны на укрепление нервов и духа слушателей.

Это уже в наше время все эти сказания значительно изменили и пригладили (не без помощи великого Диснея). И что удивительно, детки тогда не были напуганы или озадачены ни кровожадными смертями, ни неожиданными беременностям, вроде как невинных дев. Сегодня подобные твисты точно не прошли бы проверку цензурой и взыскательными родителями. 

Рапунцель  

В целом известный нам сюжет тот же, что предлагался в сказках от братьев Гримм: ведьма заперла девочку с длинными волосами (полагаем, она применяла эти средства для ухода за ними) в высокой башне и использовала ее шевелюру вместо лестницы. Однажды этим «подъемником» воспользовался принц, с которым у Рапунцель случился головокружительный роман. Почему роман? Да потому что девица в процессе истории забеременела. Да, вот такие времена, когда как бы нельзя было завести потомство без свадьбы. 

К счастью, мудрость народа находит выход даже для этой порочной парочки (не без серьезных трудностей для героев, разумеется). Узнав о связи принца и своей пленницы, ведьма ослепляет парнишку, а непослушную Рапунцель оставляет без локонов и без жилища. В конце концов любовники находят друг друга. Девушка случайно натыкается на своего жениха в лесу и, поплакав над ним, возвращает ему зрение (ага, а говорят, в женских рыданиях нет проку). Воссоединившиеся Рапунцель, принц и их близнецы отправляются счастливо жить в королевство. В книжках для малышей брак с принцем всегда большая удача, но в жизни все часто складывается иначе. Читай в галерее про реальных принцесс со сложностями в отношениях: 

Белоснежка 

В этой сказке делался упор на числа: семь и три постоянно встречались по ходу сюжета. Например, три раза злая мачеха-колдунья (та самая, мечтавшая о вечной молодости и ежедневно интересующаяся хит-парадом самых красивых у зеркала), переодетая в невинную старушку, приходила к Белоснежке на ее съемную квартиру, которую она делила с семерыми рабочими, в дом, чтобы впарить очередную «услугу»: помимо рокового яблока, она предлагала отравленный гребень и корсет, которым чуть не затянула девчулю до смерти.

Возможно, таким образом делался акцент на особой наивности Белоснежки — мол, она и за три раза не догадалась, что незнакомцам не стоит открывать дверь. Кстати, нравоучительный пример и для современных детей. Другой важный момент из оригинала — в смерти той самой колдуньи. Когда принц и гномы раскусили ее замысел, то они заставили ее надеть раскаленные башмаки, которые затанцевали ее до смерти. Опять намек на погибель от предмета гардероба — видимо, с подгоном одежды и обуви по размеру в те времена действительно были неувязочки. В версии Диснея с мачехой поступили более гуманно: в нее попала молния, и она свалилась в пропасть. 

Золушка 

При дальнейших изложениях из книжки братьев Гримм выкинули несколько (условно) незначительных деталей. Например, девушка не один раз побывала на балу и сразу же влюбилась в принца, а успела увидеться с ним целых три раза и только тогда испытала глубокое чувство. Впрочем, и более поздних сказителей, и Диснея, которые поторопились с созданием романтической атмосферы, можно понять: парень трижды увидел красотку, а найти ее смог только по туфельке. Неужели он ни адрес, ни хотя бы телефон у нее не спросил? 

Но, разумеется, все жестокости остаются на финал. Как мы знаем, дочери мачехи тоже хотели стать возлюбленными принца, поэтому во что бы то ни стало пытались влезть в ту самую туфельку. По сказке из нашего детства у них просто ничего не вышло, а в оригинале добрая мамаша обрезала им пятки и пальцы, чтобы они смогли протолкнуть конечности в заветную обувь. Причем барышни даже как-то умудрились в таких башмаках пройтись за руку с принцем по дороге к его замку (тут уж должно стать стыдно всем, кто жалуется на то, что мозоли не дают им ходить!).

В сказках героини безупречны, злодеи наказаны самым ужасным способом. Это помогает детям понять, что между добром и злом не бывает какого-то промежуточного состояния. По стандартам Викторианской эпохи такой подход к делу был очень правильным.

На их беду волшебные голуби, сидевшие на деревьях, заметили обман и посоветовали принцу приглядеться к другой девушке и другим ножкам (более здоровым и менее кровоточащим). Кстати, на этом несчастья сводных сестриц не закончились — пока Золушка выходила замуж, птички выклевали девицам глаза (видимо, чтобы они меньше смотрели на свои несчастные ступни). 

Спящая красавица 

Самая первая история о спящей героине относится к XVII веку, ее рассказывали детям и в последующие века. Итальянская сказка «Солнце, Луна и Талия» начинается тоже с острого веретена (под ногтем красавицы застрял кусочек пряжи, вызвавший кому) и девушки, которую уложили спать в башне. Только первая встреча с возлюбленным описана менее романтично, чем в нынешних трактовках. Сказка намекает на то, что принц случайно наткнулся на башню и долго любовался ее красотой. 

То, как именно он любовался прелестницей, можно понять по дальнейшим событиям — через 9 месяцев у нее родились близнецы. Один из них высосал пряжу из пальца матери, чем оживил ее. На редкость самостоятельный малый! Что касается принца, то он был рад увидеть свою новую знакомую в здравии и даже детям не противился. Была против его законная жена. Да, ловелас был к тому же связан законными узами брака, так что его супругу можно отчасти понять: разгневавшись на своего благоверного, она приказала слугам избавиться от бастардов и сварить их. Но повара сделать закуску из малюток отказались, а принц, прознав о проделках своей женушки, приказал ее сжечь. Так что жареным в этой истории все равно запахло. 

Самые интересные книжные новинки: