Модный экспорт: как российское ателье превратилось в международную компанию

Грамотное построение системы и полет мысли — вот что отличает настоящего предпринимателя. В России одна из таких — Александра Калошина, основательница Solstudio Textile Group.

Просто и гениально: с чего все началось

Content image for: 520591

У Александры Калошиной филологическое образование, но после окончания МГУ она ни дня не работала в офисе, а сразу открыла свое дело. Сначала это было рекламное агентство. Позже она поспорила с друзьями, что зарабатывать можно в любом бизнесе, даже на обычном ателье: главное — правильно его выстроить.

От швейной области Александра в то время была очень далека: «В начале любого бизнеса самая интересная задача — очень быстро освоить новые знания. Я уже не первый раз кардинально меняла профессию. Каждый раз за каких-то полтора месяца нужно было разобраться в огромном объеме информации, чтобы работать рядом с профессионалами».

Content image for: 520591

План Александра придумала простой и по-своему гениальный: поехать в Италию и узнать все на практике. По «желтым страницам» она обзванивала ателье и договаривалась о встречах. В одном из них увидела красивые каталоги ткани и выяснила, что это ателье использовало ткани Dior, Balenciaga и Yves Saint Laurent.

Читайте также

Идея будущего бизнеса сформировалась окончательно. Александра поехала на текстильную фабрику Carnet (Ratti) и договорилась о представительстве в России. На родине открыла обычное ателье и стала продавать итальянскую ткань.

Так началась история длиной в 20 лет.

Три кита успешного бизнеса

Сегодня под руководством Александры работают сразу три текстильные компании, объединенные под брендом Solstudio Textile Group.

Первая компания — студия текстильного дизайна, которая выполняет роль штаба. Здесь занимаются анализом рынка и производят рисунки, которые затем экспортируются в 30 стран мира.

Вторая компания — фабрика мощностью 1800 тысяч погонных метров ткани в год. Шелк, лен, хлопок с нанесенным рисунком пользуются большим спросом у производителей одежды.

«Фабрика была моей мечтой, — говорит Александра Калошина. — Оборудование для печати стоит дорого, и на дизайне невозможно заработать столько средств, чтобы хватило на открытие. Мы долго искали способы, даже обратились к инвесторам, хотя обычно все компании строили на свои деньги. Процесс оказался довольно долгим, мы взвешивали разные варианты, и в итоге нашли партнера, с приходом которого идея воплотилась в жизнь».

Третий «кит» Solstudio Textile Group — бренд одежды и аксессуаров Radical Chic, у которого 65 точек продаж в России.

«Еще в 2011 году наши проекты одежды начали включать в Carnet — каталог, который выпускается в 64 странах, и это был экспорт интеллектуальной собственности — мы были разработчиками моделей для этого каталога. Сейчас мы достигли уровня, когда WGSN (крупнейшая аналитическая компания в мире моды) ссылается на наши работы. Пошел уже седьмой сезон, как они показывают наши работы в своих отчетах». 

Сейчас в планах Александры — покорение зарубежных территорий. В этом году российская марка аксессуаров была зарегистрирована в Китае и Европе, главное впереди: поиск партнеров и продвижение.

«Рисунок для ткани всегда опережает действительность»

Для продвижения нужна серьезная аналитика, ведь многие вещи нужно просчитывать заранее: что будет актуально, на что возникнет спрос и что необходимо предложить производителям одежды. А чтобы разбираться в тенденциях, нужно анализировать множество социальных явлений, включая работы современных художников, новые фильмы и даже обложки дисков и книг. Александра отмечает: благодаря этому рисунок для ткани всегда опережает действительность.

Студия знает, что летом 2022 года в тренде будет рисунок non-print, основанный на небольших природных элементах: городской пыли, бархатистой фактуре камня и других мельчайших частицах природы. Помимо этого на подиумах появятся переработанные рисунки домашнего текстиля — все, что мы тщательно разглядывали и изучали, пока сидели дома. А еще —  wow-флора — или, проще говоря, большие цветы, составленные из разных элементов.

Аналитическая команда Solstudio Textile Group каждый сезон проделывает огромную работу, чтобы быть актуальной для покупателей по всему миру. После аналитики, определения тенденций и создания дизайна начинается производство ткани. И лишь потом модельеры делают одежду, которую мы видим на подиумах и в продаже.

«Мы были обделены вниманием»

Content image for: 520591
Создание и продвижение бизнеса всегда идет легче, если есть поддержка. Александра Калошина воспользовалась помощью государства — национальный проект «Международная кооперация и экспорт» помог ей во многих вопросах.

Например, на этапе регистрации товарных знаков специалисты дали подробную консультацию, и у команды появилось понимание, как необходимо действовать в этом поле. Эти маленькие шаги крайне важны для небольшого бизнеса. А недавно Solstudio Textile Group впервые за свои 20 лет получила компенсацию за участие в выставке, и это — прекрасный прецедент и ощутимая помощь в развитии. Александра объясняет: до этого сотрудничества она и ее коллеги «чувствовали себя незащищенными».

«Для участия в международных выставках требуется много вложений — около 12 тысяч евро за одну выставку. Чтобы «набрать вес», мы участвовали в выставках в Нью-Йорке, Шанхае, Мюнхене, Париже. Везде у нас был отдельный стенд и на все мы тратили собственные деньги. Разговаривая с коллегами из разных стран, мы всегда чувствовали себя незащищенными: обычно им выплачивают компенсацию, лишь бы они развивались и продвигали страну. И мы, хоть и чувствовали себя везде послами России, рассказывая о стране порой больше, чем о собственном продукте, были обделены вниманием государства».

Нацпроект «Международная кооперация и экспорт» поддерживает предпринимателей, заинтересованных в выходе на новые рынки, по всей России. Подать заявку на субсидирование, как это сделали Solstudio Textile Group, может предприятие из любой отрасли — производство продуктов питания, машиностроение, ремесленные товары, украшения и так далее.

Центры поддержки берут на себя не только консультации и расходы, связанные с арендой выставочных площадей, как в случае с бизнесом Александры Калошиной, но компенсируют и другие затраты — например, на транспортировку продукции на внешние рынки: по данным Минпромторга, это одна из самых востребованных мер поддержки.