Создание джинсов пришлось на времена золотой лихорадки. Сотни золотоискателей устремились в Калифорнию в середине XIX века, а вместе с ними — Леви Стросс, эмигрант из Германии. Он основал магазин текстиля в Сан-Франциско и поставлял портному Джейкобу Дэвису прочную хлопковую ткань. Джейкоб Дэвис сшил одному из своих клиентов штаны из этого материала, который не боялся грязи и не рвался. Для большей прочности Дэвис придумал медные заклепки — в дальнейшем это стало главной особенностью джинсов Levi’s. Рабочие штаны удались на славу, и Джейкоб Дэвис задумался о расширении производства. Он стал сотрудничать с Леви Строссом, и в 1873 году они запатентовали джинсы. Старейшая пара Levi’s, которую нашли в заброшенной шахте, датируется 1879 годом.
Много десятилетий джинсы ассоциировались с работягами и бедняками, поскольку грубый деним был тканью для низших слоев общества. В биографии Линкольна, сына простого фермера, отмечалось, что в молодости он ходил в «синих домотканых джинсах, куртке, жилете, ботинках из сыромятной кожи».
Женщины заимствовали у мужчин джинсы для ранчо-пансионатов и скачек на лошадях. Так продолжалось до 1930-х годов, когда Levi’s создали специальную женскую модель 701 (мужская имела номер 501).
В 1955 году вышел фильм «Бунтовщик без причины» с Джеймсом Дином в главной роли. Его герой Джим Старк был представителем целого поколения протестующей американской молодежи. В фильме он носил темно-синие джинсы, которые иногда подворачивал.
Молодые американцы хотели следовать примеру Джима Старка: курить Chesterfield и носить синий деним. Однако в середине XX века джинсы были запрещены во многих школах наравне с футболками, кожаными куртками и тяжелыми ботинками. Считалось, что подростки в джинсах — это уличные бандиты, которых ждут исправительные учреждения. Таким «бандитом», к примеру, считался и герой Марлона Брандо в фильме «Дикарь».
Однако этот запрет даже нравится автору «Библии моды» Тиму Ганну. В книге он вспоминает, что джинсы 1950—1960-х было невозможно носить. Их шили из настолько плотного денима, что штанины буквально стояли колом. Подняться в таких джинсах по лестнице было очень непросто: вместе с коленом приходилось с усилием сгибать жесткую джинсу, которая к тому же натирала кожу.
Но джинсы заняли свое место в гардеробах по всему миру. 1960-е запомнились джинсовым бумом, а в 1970-х деним стали носить люди всех возрастов и социальных статусов, а не только рабочая молодежь.
В Советский Союз джинсы попали во время хрущевской оттепели. В 1957 году в Москве собралась молодежь из 31 страны мира на Всемирный фестиваль молодежи и студентов. Конечно же, юные американцы и европейцы показали своим советским товарищам настоящий стиль: джинсы, кеды, рок-н-ролл и даже бадминтон.
Если «завезенные» кеды в Советском Союзе не были дефицитным товаром (их в больших количествах импортировали Китай и Северная Корея), то достать джинсы мог далеко не каждый — исключения составляли стюардессы, актеры, спортсмены и политики. На черном рынке джинсы продавали фарцовщики. Среди них были будущие бизнесмены и видные личности: Тиньков, Мавроди, Нагиев, Листерман. Двоих видных фарцовщиков-валютчиков Рокотова и Файбишенко приговорили к расстрелу, в том числе за то, что они подпольно торговали джинсами. Рокотов однажды сказал: «Джинсы бывают только марки Levi’s, все остальные — просто штаны».
Самыми популярными джинсами у советских людей были, однако, не Levi’s, Lee или Wrangler, а немецкие Montana, которые фарцовщики продавали от 120 рублей, когда средняя зарплата в СССР едва превышала 100 рублей. Модель 10040 — мечта любого подростка — имела тройную строчку, фирменного орла и задние карманы на молнии, на которых была вышита бука «М».
Пик популярности фарцы, а, значит, и джинсов, пришелся на эпоху хиппи в СССР. «Пипл» 1970-х почитал джинсы, как символ рок-н-ролла, секса, наркотиков, свободы и других «запретных плодов». «Фирмой» называли те джинсы, на которых со временем появлялись потертости. У качественного иностранного денима внешние нити были прокрашены, а внутренние — нет, поэтому синяя краска стиралась до белых нитей. От джинсов советского производства невозможно было добиться благородных потертостей — они просто линяли. Тогда подростки научились делать из отечественных джинсов «варенки» с помощью отбеливателя.
Джинсы с эффектными разводами стали особой праздничной одеждой. На торжественных мероприятиях и даже свадьбах можно было встретить жениха, с ног до головы одетого в деним. Посмотрите на свадебное фото одного из основателей групп «Кино» и «Ю-Питер» Юрия Каспаряна. Складывается ощущение, что на обычную комсомольскую свадьбу его занесло из другого мира.
Еще через десятилетие джинсы пришли в гардероб клерков. Стало нормальным сочетать классический шерстяной пиджак, белую сорочку, галстук и джинсы. В конце 1980-х на волне глэм-рока и популярности спортивного костюма джинсы стали носить с кроссовками. Ирина Аллегрова и другие участники группы «Электрокуб» на фото носят белые кроссовки, вареную джинсу и начесы, что придает им эпатажный, нахальный вид.
Сейчас джинсы — это одежда и повседневная, и рабочая. Кроме того, джинсы — неотъемлемый атрибут многих модных показов. Привлекательными для высокой моды джинсы сделал в 1970-х Кельвин Кляйн, когда повторил пропорции традиционных Levi’s 501 и изменил посадку, сделав ее низкой.
Последнее время были популярны джинсы как в 1980-х: с высокой талией и подворотами. Кстати, подвороты пошли от стиля скинхедов, которые заворачивали свои штаны для берцев. Самый универсальный вариант — прямые джинсы с высокой посадкой.