Что такое Свитшот

Впервые свитшот стали носить футболисты в США 1920–х. Тогда не было защитной экипировки в виде наплечников и шлемов. Единственной защитой служил шерстяной свитер. Но так как во время игры футболисты обильно потели, шерсть была неприятна для кожи. Решил проблему Бенджамин Рассел–младший, футболист из Алабамы. В то время этот город на юге США был сердцем «хлопкового пояса», и самое элементарное, что пришло в голову сыну владельца мануфактурной фабрики, – заменить шерсть на хлопок. Он обратился к отцу с этой просьбой и Бенджамин Рассел–старший стал производить хлопковую спортивную форму для бейсболистов, баскетболистов и, конечно же, футболистов. Такие свитера стали называть sweatshirt, соединяя в одно слово sweat (пот) и shirt (рубашка).

Изначально свитшот был одеждой спортсменов.
Изначально свитшот был одеждой спортсменов.

Студенты из университетов Лиги плюща (восьми старейших университетов США) полюбили одежду Russell Athletic за неформальный внешний вид и прочность. Бренд стал символом студенческой жизни и командной работы. С тех пор все студенты, а не только спортсмены считают за честь носить свитшот с названием своего университета. В 1960–х был бум «университетских» свитшотов. Позже, вместо наименований вузов, печатали слоганы и логотипы.

Изобретение принтов – заслуга основателей бренда Champion Эйба и Билла Фейнблум. Братья изготовляли свитшоты и нашивали на них заглавные буквы учебных заведений. В 1920–х Эйб и Билл Фейнблум запатентовали флокирование. Этот метод позволял наносить бархатистые изображения на ткань. Американская сборная по гребле появилась на Олимпиаде в Берлине в 1936 году в эффектных свитшотах с нанесенными в технике флокирования буквами USA.

Вы когда-нибудь задумывались, зачем на свитшоте делают два шва, перекрещивающихся под воротом? Этот обычай также пришел из спорта. Сейчас «треугольник» не выполняет никакой функции, но раньше V–образную рифленую материю нашивали, чтобы она впитывала пот и позволяла быстро надеть свитшот через голову. Эта деталь предохраняла ворот от растяжения.

Кадр из фильма «Полицейском из Беверли–Хиллз»; кадр из фильма «Зверинец».
Кадр из фильма «Полицейском из Беверли–Хиллз»; кадр из фильма «Зверинец».

Свитшот оставался исключительно спортивной одеждой очень непродолжительное время. В 1970–х, 1980–х его носил президент Джон Кеннеди; в нем появлялись актеры Джон Белуши в фильме «Зверинец» и Эдди Мёрфи в «Полицейском из Беверли–Хиллз», носивший свитшот под полицейской курткой.

В 1980–х вырос интерес к экстремальным видам спорта, и свитшот попал в гардеробы к серфингистам. Так-как серферы проводили много времени рядом с океаном, им нужна была одежда, которая бы быстро впитывала влагу и согревала.

Реклама бренда Stussy.
Реклама бренда Stussy.

С океанских побережий свитшоты перекочевали в пригороды и рабочие кварталы больших американских и европейских городов. В десятилетие хип–хопа, брейк–данса, электронной хаус–музыки каждый юноша хотел казаться анархистом и надевал мешковатый свитшот с какой–нибудь надписью на груди, стилизованной под граффити. Самыми популярными были толстовки Stussy с подписью Шона Стусси, основателя бренда. Дизайнер рос на калифорнийском Лагуна–Бич и с детства наблюдал за тем, какую одежду носят жители побережья Тихого океана. Шон Стусси взял за основу пляжные свитшоты, украсил их своей знаменитой подписью и сделал молодежный бренд. Юноши комбинировали свитшоты с футболками и брюками–карго. Кстати, заниматься экстремальными видами спорта было вовсе необязательно, чтобы с достоинством носить «бунтарский» свитшот. Благодаря брендам Stussy, Mossimo, Quicksilver, зарождался уличный стиль задолго до возникновения молодежных марок Tommy и Gap.

Свитшот – одежда, которая молодит, заставляет чувствовать себя подростком. Дизайнеры обратили особое внимание на свитшоты в 2012–2013 годах и подарили новые идеи, как и с чем их носить.

Популярны яркие свитшоты с забавными принтами. Посмотрите на рисунки, которые придумал Маурицио Каттелан для итальянской марки MSGM. Такие свитшоты созданы, чтобы поднимать настроение. Свитшот Kenzo с характерной мордой тигра – дань подростковому максимализму. Зеленый вариант этого свитера в 2012 году стал сенсацией среди западных модников и часто попадал на обложки журналов. Риккардо Тиши, бывший креативный директор Givenchy, поместил на свитшот морды разъяренного ротвейлера и доберманов.