По образованию я музыкант, выпускница консерватории по двум специальностям: фортепиано и орган. Члены моей семьи – музыканты и педагоги, вся наша деятельность тесно связана с детьми и преподаванием. «Педагогизм» у меня в крови. По натуре я очень активный человек, люблю общение, люди меня вдохновляют и мотивируют. Моей первой официальной работой была должность директора оркестра, в 23 я уже управляла коллективом из 35 человек, организовывала крупные международные мероприятия.
И вот у такой мамы, как я, рождается совершенно противоположный по своему складу ребенок. Он не нуждается в общении с другими людьми, включая родных. Не проявляет интереса к окружающим, категорически избегает сверстников. Совсем не воспринимает звуки музыки. Было еще множество, порой едва заметных, «особенностей поведения», которые не соответствовали «норме». Таких хрустальных особенностей-пазлов, сложившихся в конечном итоге в диагноз, было 45. Именно эти пазлы и дали свое название моему проекту для детей с диагнозом аутизм.
Как и все родители, впервые столкнувшиеся с таким непростым диагнозом, как аутизм, я долго искала ответы на свои вопросы и очень благодарна специалистам, которые встретились мне практически в самом начале. Врач из Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра МГППУ подтвердила мои опасения, сообщив, что мы пришли «по адресу», и сказала ключевую фразу: «Вам нужно найти для сына зону социальной успешности».
И я отправилась на поиски этой «зоны», и в день рождения Максима увидела объявление о занятиях фигурным катанием с детьми с диагнозом аутизм. Так я познакомилась с тренером Анитой Шакировой. Результаты Максима и тех детей, которые тренировались параллельно с ним, были впечатляющими. Дети уверенно осваивали технику катания на коньках, к тому же, у всех наблюдалась положительная динамика в остальных сферах жизни: исчезала тревожность, повышалась концентрация внимания, развивалась координация.
Как показывает мой опыт, найти зону успешности только для ребенка – недостаточно. Зона успешности нужна и родителям. Я начала активно делиться успехами сына в социальных сетях. Когда я только начинала свои поиски информации об аутизме, моим главным проводником стал интернет. В соцсетях существуют сообщества родителей детей с диагнозом аутизм, и они являются мощным источником знаний и мощным ресурсом взаимоподдержки.
Видя посты об успехах Макса, подписчики засыпали просьбами дать контакты «волшебного тренера». Поток желающих был настолько большим, что стало понятно – с таким количеством детей в одиночку не справиться.
Я предложила тренеру странную «авантюру» – попробовать организовать групповые занятия с детьми с расстройствами аутистического спектра: «бытовую» организацию секции взяла на себя, а Анита занималась организацией тренировочного процесса, подбором и обучением тренеров своей методике. Анита удивилась, но согласилась.
Вечером того же дня, я разместила информацию о наборе экспериментальной группы в одном из тематических пабликов. Я рассчитала, что если мы наберем 15 человек, то сможем арендовать каток и провести тренировку. За ночь поступило 100 заявок! Первые тренировки мы организовали уже через 2 недели и поняли, насколько адаптивный спорт востребован среди семей, воспитывающих детей с особенностями развития.
На сегодняшний день мы поставили на коньки более 250 детей, обучили 8 тренеров, тренировки проводятся на двух площадках на севере и в центре Москвы. Лист ожидания всегда более 10 человек, хотя мы ни разу за 4 года не давали платную рекламу. Показателем качества нашей работы является «сарафанное радио», а также то, что к нам с удовольствием приходят заниматься не только дети с диагнозом аутизм, а и другими особенностями развития, и дети без проблем со здоровьем. Им нравится наша система обучения, атмосфера дружелюбия и принятия.
Инклюзия в нашем случае сложилась моментально и идеально, здесь все дети чувствуют себя комфортно и общение идет на пользу каждому. Регулярно с 2019 года мы проводим выездные спортивные сборы. У нас есть собственная система судейства на внутренних соревнованиях секции. Но самым главным достижением я считаю то, что «Хрустальные пазлы» – это зона социальной успешности как для детей, так и для родителей.
Фигурное катание – сложнокоординационный вид спорта. Он требует одновременной работы обоих полушарий головного мозга, что способствует образованию новых нейронных связей. В результате компенсируются те связи, которые отсутствовали у ребенка в его, так сказать, «базовой комплектации». У нас дети учатся не только выполнять определенные элементы на льду. Они учатся общаться друг с другом, усваивать и выполнять инструкции, ставить перед собой цели, достигать их и радоваться своим успехам. Здесь они получают свои первые в жизни медали и искреннее восхищение публики.
Вся команда «Хрустальных пазлов» четко осознает, что мы делаем нужное и правильное дело. Наша цель – расширение горизонтов. Мы стремимся помочь большему количеству семей с детьми с ментальными нарушениями. В ближайшее время мы открываем третью площадку в Москве, что даст возможность большему количеству детей посещать наши тренировки. В этом сезоне мы решили продолжать занятия и в летний период, так как пришли к выводу о необходимости непрерывного процесса обучения наших детей.
Прямо сейчас мы находимся на очередных спортивных сборах секции, которые принесут нам новые положительные эмоции и новые победы.
Слоган нашего проекта — собирая счастье. Мы каждый день собираем счастье из успехов детей на льду, из лучистых глаз и благодарности их родителей, которые дают нам мощный импульс двигаться вперед.
Другие вдохновляющие истории:
- Как плюс-сайз модель защищает свои отношения;
- История 53-летнего танцующего миллионера;
- Подобности романа россиянки и итало-тайца.