Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиВКонтактеИгрыЗнакомстваНовостиПоискОблакоComboВсе проекты
30 сентября 2021, Источник: Известия

Светлана Ходченкова: «Я уж точно снимаюсь не ради наград»

Заслуженная артистка России не боится сниматься без грима, доверяет режиссерам, не любит просматривать отснятые дубли и вместо онлайн-сеансов предпочитает ходить в кинотеатры.

Последняя из работ Светланы Ходченковой –  фильм «Дело», в котором она сыграла одну из главных ролей. Картину о профессоре литературы, обвиняющем мэра провинциального городка в краже крупной суммы и из-за этого ставшем фигурантом дела о растрате, высоко оценили на Каннском кинофестивале. Теперь ее увидели и российские зрители: фильм вышел в прокат. В галерее смотри на лучшие образы актрисы: 

— Алексей Герман в интервью «Известиям» сказал, что, создавая фильм, ориентировался на литературу XVIII—XIX веков. Может быть, вам этот сценарий тоже напомнил какие-то произведения отечественной литературы?

— Конечно, здесь можно увидеть отголоски абсолютно разных произведений. Думаю, в фильме есть много перекличек и с Достоевским, и с Островским, и с другими авторами. Но красноречивее классиков о картине могут рассказать ее создатели. Учитывая то, что фильм делали большие мастера — режиссер Алексей Герман-младший и художник Елена Окопная, — понимаешь, что во всем там можно увидеть глубину и объемы. У меня такое ощущение было уже на площадке.

— Фильм начали снимать в разгар пандемии. Сложно ли вам было работать в новых условиях?

— С тех пор, как возникла эта глобальная проблема с коронавирусом, на съемках всегда предпринимаются особые меры безопасности: ПЦР-тесты, средства защиты, ограниченное количество людей на площадке. А с «Делом» лично у меня всё очень удачно сложилось. Мои несколько съемочных дней прошлой осенью прекрасно вписались в мой график, и мне ничего не пришлось отменять или переносить. Когда так всё совпадает, значит, этой работе суждено было случиться. Я — фаталист. Если каким-то картинам не нужно быть в моей фильмографии и мне не стоит принимать там участие, — они сами собой отпадают.

— Вы играете медсестру, которая навещает находящегося под домашним арестом профессора литературы Давида. В этом положении он оказался, так как решил обличить мэра-казнокрада. Испугавшись за себя, медсестра отворачивается от пациента.

— Вы считаете, что она отворачивается, да?

— Да. Она же отказывается сделать ему необходимый укол, пока тот не согласится с надуманными обвинениями градоначальника, выдвинутыми в ответ на его нападки.

— Моя героиня как медработник — часть непростой государственной системы. Она не может поступить иначе. Медсестра вынуждена жить и работать по существующим правилам. И здесь уже неважно, как по-человечески она относится к герою. А так-то вообще медсестра его понимает, сострадает ему. Но она продолжает жить своей жизнью: она же находится в положении, ей надо думать о себе и о будущем ребенке. Так что нельзя однозначно говорить, что моя героиня отвернулась.

В принципе, такие истории не редкость в разных странах. В подобной ситуации хоть раз в жизни оказывались многие. И, несмотря на то, что герой в сложившихся обстоятельствах чувствует себя одиноким, в фильме нет явно отрицательных персонажей. Но, как и моя медсестра, все остальные действующие лица из окружения Давида — тоже часть системы. Они либо осуждают его, либо просто не одобряют его поступков. Участники этой истории — люди, которые загнаны в угол. И оттуда каждый выбирается так, как может, используя любые доступные способы.

— Эту историю режиссер вынашивал шесть лет. В главной роли он видел исключительно Мераба Нинидзе, который и сыграл Давида. А был ли кастинг в вашем случае? Как вы попали в это кино?

— У меня были пробы, так же, как и у других. А до этого мне написал Алексей Герман и попросил приехать. При встрече он передал мне сценарий. История мне очень понравилась, и прежде всего тем, что она вся на пониженных нотах. О серьезных вещах не нужно кричать. Этим меня история и зацепила. А еще, конечно, тем, что представилась очередная возможность поработать с Алексеем Германом и Еленой Окопной. С Мерабом я пересеклась только на площадке, и это был интересный опыт.

— Место для съемок тоже искали долго. Где в итоге его обнаружили?

— Снимали под Питером в заброшенном то ли санатории, то ли детском саду. Чтобы там можно было находиться и работать, художникам пришлось буквально вдохнуть в полуразрушенное здание жизнь. Они делали там ремонт — вплоть до того, что заново настилали полы. А потом художник Елена Окопная с любовью создавала пространство главного героя. Его квартира оказалась наполнена предметами интерьера разных эпох и множеством самых разнообразных вещей. Насколько я знаю, художница даже что-то привозила из собственного дома. Эти предметы дороги ей как память о поездках и друзьях. Таким образом Елена Окопная создала мир героя.

Мне очень нравится выражение: «По хорошо одетому человеку взгляд должен путешествовать». Эту фразу я слышала применительно к fashion-индустрии, к созданию образов. Но, думаю, и к кино она применима. В хорошем фильме взгляд тоже должен путешествовать по кадру.

— Да, глаз цепляется. Я увидела на кухне героя дуршлаг и чашки как у моей бабушки. Приятные воспоминания.

— Очень насыщенный интерьер был создан. Кто-то действительно увидит там знакомые предметы. Помню, когда были перерывы между дублями, я ходила по квартире Давида и изучала всё это. Листала книги и журналы, примеряла маски. Это всегда интересно.

— Вы часто играете в кино красавиц в роскошных нарядах. А ваша героиня в «Деле» — простая женщина в вязаной кофте и совсем без грима. Какие персонажи вам ближе?

— В героинях меня привлекает интересный характер. И дело здесь совсем не в том, костюмированная это история или, наоборот, всё по-простому. Хочется рассказать о судьбе героини, чтобы зрители ее поняли и, возможно, приняли.

— Алексей Герман-младший приносит вам удачу. За роль в его картине «Довлатов» вы получили «Золотого орла». Есть ли предчувствие успеха в случае с «Делом»?

— Поживем — увидим. Тут нельзя загадывать наверняка. Ведь никто не знает, что предпочтут зрители, понравится ли им наша картина, как откликнется она в их душах. Но я уж точно снималась не ради наград. 

— Что вас поражает и удивляет в Алексее Германе?

— Он обладает уникальным даром убеждать артистов. У Алексея отлично получается донести свою точку зрения, при том, что он не кричит. Он крайне политкорректный с артистами и безумно любит их. А ведь часто бывает, что мы своенравны. Если что-то не нравится, будем спорить. И как только это происходит на его площадке, Алексей говорит: «Да-да, давай попробуем так, как ты предлагаешь. А потом сделай по-моему». Снимет оба варианта.

— Дипломат!

— Да, Алексей Герман — абсолютный дипломат. При этом в итоге получается, что для фильма лучше то, как он говорил, как он просил. И ты понимаешь: режиссер был прав. Он не тиран и не диктатор. Разрешает артисту импровизировать. А для нас просто замечательно, когда есть поле для деятельности.

— И, работая с ним, вы не чувствуете никакого дискомфорта?

— Я никогда не смотрю отснятый дубль. Не подхожу после сцены к плейбеку. Хотя, знаю, есть артисты, которые очень любят оценить проделанное на экране. Вот и в работе с Алексеем это непременный момент. Отработав каждый дубль, вся группа вместе с операторами, режиссерами, гримерами, актерами собирается и отсматривает материал на большом мониторе. Для меня это было самым большим испытанием.

— Вы полностью доверяетесь режиссеру и его замыслу?

— Артисты должны доверять и режиссеру, и его замыслу. Я, как артист, сделала свое дело, всё остальное — не моя работа. Теперь я хочу увидеть готовое кино в кинотеатре.

— Продюсеры жалуются, что люди отучились ходить в кино — всё больше смотрят фильмы на платформах. Вы что предпочитаете: большой экран или онлайн?

— Могу сказать как обычный зритель: я могу смотреть кино только в кинотеатре. Здесь другой звук, другая картинка, все — в хорошем качестве. Еще одно весомое преимущество: ты следишь за сюжетом без рекламы, врывающейся в самый интересный момент. Да, дома, сидя перед экраном, ты можешь поставить кино на паузу, сделать перерыв, сходить на кухню за чаем. Но это несравнимо с полным спектром эмоций и ощущений, получаемых от фильма в кинозале. И если фильм нравится, то ты подключаешься, смотришь историю именно так, как режиссер хотел ее донести.

— Если в картинах нет экшена, привлечь зрителей в кинотеатры сложно. Как бы вы отрекламировали ваш фильм, чтобы люди посмотрели его?

— В наше время бесполезно рекламировать фильмы. Исходя из личных ощущений, скажу, что это кино — о пути обретения справедливости. В наше время это очень актуально. Я хочу, чтобы зрители увидели торжество справедливости именно в фильме такого большого режиссера, как Алексей Герман.

Читай самые интересные интервью: 

Во время загрузки произошла ошибка.
Комментарии
7
Иван Селиванов
Ну логично) С такой игрой ей награды и не светят)
СсылкаПожаловаться
Лариса
не ради наград - это ясно, ради бабла - никто не спорит!
СсылкаПожаловаться
Светулек
Удивляюсь я, для артиста одно из главных достоинств это голос и умение управлять им, это инструмент как и у певца, как эти актрисы считаются актрисами, даже не обладая внятной дикцией.
СсылкаПожаловаться
владимир головачев
Обыкновенная ремесленница - не более...таких тысячи!
СсылкаПожаловаться
Ynior
ей награды ник чему ...ей хватает гонорара от рекламы банка ВТБ (кстати негласно это банк Путина)
СсылкаПожаловаться
Галина Надеждина
После фильма Говорухина не могу смотреть на ее лицо, это совсем другое лицо и совсем другая женщина, жесткая, всем недовольная, как будто что-то потеряла потеряла в жизни, хотя мне кажется, что потеряла себя
СсылкаПожаловаться
Светлана Митрохина
Глюкоза - выглядит как очень возрастная женщина
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Вы не ввели текст комментария
Вы не ввели текст комментария
Горячие темы комьюнити
Я вышла замуж в 26 лет. Муж нормальный, в принципе. Но любит громко высказать свое мнение. В браке с ним уже 23 года. Но мы с ним оба самые токсичные знаки зодиака. Он - Скорпион, а я Козерог. Его...
222
Я женщина бесхитростная. А оказывается, надо уметь первой подъехать к начальству, коллегам, изложить ситуацию со своей колокольни. Если ты вторая, всё ты проигравшая, ты оправдываешься. Как новенькую...
221
Желаю Вам хорошего для и всех целую в зубики . Какие планы у Вас на этот день?
210
качественное или лучше не покупать
122
Мне 38 лет, закончила университет по специальности экономист, но никогда не работала по профессии. Так сложились обстоятельства что нужны были деньги, пошла работать в продажи, т. к там были более...
116
Гости едут в ноябре, уколотые модерной , с 1го ноября в Питере вводят QR-код на массовки, а с 1/12 на общепит вот че делать то?
110
Подпишитесь на нас