У травли много форм, а ее жертвой может стать кто угодно. Илья Морковский подвергся моббингу, буллингу на рабочем месте, когда попытался получить протез через благотворительный фонд. Илья рассказал, как на него повлияла эта история и как он справлялся с ее последствиями.
Против меня развернули целую PR-кампанию
Меня зовут Илья, но в сети я больше известен как Илья Киборг. За год мой хештег #ИльяКиборг набрал более 100 млн просмотров. Я рассказываю про технологии, инклюзивность и реабилитацию, но так было не всегда.
Несколько лет назад я столкнулся с буллингом и кибербуллингом со стороны коллеги по работе. Это случилось, когда я решил стать киборгом и получить функциональный протез руки через благотворительный фонд.
Дело в том, что я родился с аплазией: одна из рук развилась не полностью, поэтому с детства обходился без нее. Несмотря на все старания, у меня не вышло получить протез от государства из-за бюрократических сложностей: я жил в Москве, прописан в Хабаровске, и пересылка документов заняла больше года. Тогда я решил обратиться за помощью в благотворительную организацию.
Я не очень верил в успех, мне казалось, что жертвуют в основном на детей, стариков и тяжелобольных. Но мою заявку одобрили, информацию о сборе разместила у себя Ирена Понарошку, амбассадор благотворительного фонда.
Неожиданно моя коллега, с которой мы очень близко работали последние 6 лет, развернула против меня целую PR-кампанию в сети. Она писала в комментариях, как мне не стыдно «клянчить деньги, когда есть еще куча людей, которым материальная помощь намного нужнее» и тому подобное. Говорила, что я могу за пять лет сам накопить на протез, что я таким образом «отнимаю деньги у детей».
Затем она стала пересылать этот пост нашим общим знакомым, коллегам. Травля продолжилась офлайн, в офисе.
После истории с травлей я уволился
Мне было стыдно и неудобно, ведь теперь на работе все знали, что я собирал на протез, все это обсуждали. Часть женского коллектива в моем отделе поддержала мою коллегу, потому что она вела себя так: либо ты со мной, либо против меня. Они боялись, что потом эта коллега переключится на них.
Но большинство в офисе все же были на моей стороне. Коллеги из других департаментов, которые не были связаны с нашим отделом, на которых та коллега никак не могла повлиять, были за меня. Они говорили: «Ты все правильно делаешь, не опускай руки», «Забей на нее, получай протез», «Она злится, что ты привлекаешь к себе внимание, а она – нет, это зависть» и т.д.
У нас даже был разговор с руководством, ее просили удалить все комментарии, потому что она бросает тень на саму компанию. Кстати, я там проработал 7 лет, но после этой истории уволился. Невозможно работать в коллективе, где тебе устраивают моббинг.
Я всегда пробую договориться с хейтерами
Пробовал ли я решить ситуацию иначе, понять человека? Это было первое, что я сделал: поговорил со своей коллегой, чтобы выяснить, что ее так задевает, что ей нужно. Но разговора у нас не получилось, только нападки с ее стороны.
Однако это не значит, что я перестал пробовать. Сегодня, когда ко мне в блог приходят хейтеры, я всегда сначала пытаюсь с ними объясниться, вместо того чтобы просто заблокировать. Если мне конструктивно объяснят свою позицию, я всегда готов признать, что не прав, договориться, узнать что-то новое и услышать конструктивную критику.
Еще я в самом начале разослал всем близким и друзьям тот самый пост коллеги, в котором она выступала против меня, попросил прочесть его и комментарии, адекватно оценить происходящее. Они меня поддержали, встали на мою сторону в той переписке, и это очень помогло. Приходите к своим близким, если столкнулись с травлей, они станут вашей опорой.
Если вы столкнулись с травлей в интернете, можно бесплатно обратиться за психологической помощью по телефону 8 (800) 500-24-11.
От кибербуллинга до киберчеловека
На меня сильно повлияла эта история. Я ушел из одной компании, устроился в другую – и начал вести свой блог, рассказывать о том, как добиться помощи, если тебя не слышат. Однако я заметил, что каждый свой пост публикую с внутренним ощущением страха. Я представлял, как мои слова может расценить уже бывшая коллега, какие могут быть последствия.
Так продолжалось целых 2 года! Мне было страшно писать свои мысли, выкладывать фото, вдруг она прочтет – и все начнется по-новому. Когда я это осознал, я убрал причину страха. Заблокировал ее во всех соцсетях, чтобы она не видела мой контент и никак его не комментировала.
Сегодня мои видео каждый месяц смотрит более 10 млн человек, и благожелательных комментариев сотни, а хейтеров можно пересчитать по пальцам одной руки. Я просто в какой-то момент понял, совсем без буллеров не обойдется, они будут всегда. Единственный выход – игнорировать, не пытаться продолжать диалог, если они не готовы к конструктивному обсуждению. Просто блокировать. Зачем тратить на них свое время?
Столкновение с буллингом может иметь серьезные последствия и доставлять немало проблем всем участникам конфликта: жертве, агрессору и даже свидетелям. Часто оставить историю в прошлом удается только с помощью специалиста. Позвоните на горячую линию: 8-800-500-24-11.