«Этикет есть независимо от того, хотим мы этого или нет»
Когда вы впервые приехали в Россию, что бросилось в глаза в первую очередь?
– Первый раз в Россию я приехал в 2006 году, очень многое бросалось в глаза. Красота страны, очень много красивой архитектуры, особенно в больших городах. Очень нравятся люди. Конечно, сначала – как в стереотипе – они были грустные, не такие радостные. Но как только мы начинали говорить, сразу почувствовал, насколько они душевные. Очень приятные, дружелюбные, готовые помогать другим.
Я, кстати, 10 лет уже живу в России, с 2012 года.
Есть какие-то особенности этикета, которые в нашей стране ну просто не работают? И как вы думаете, насколько мы в теме, много ли уделяем этикету внимания?
– Я не думаю, что есть какие-то примеры, которые не работают в России, потому что этикет есть везде, независимо от того, хотим мы или нет. Это правила поведения, которые мы показываем другим людям, чтобы нам, как и другим, было комфортно.
Очень важно, чтобы каждый человек делал все так, как ему нравится, чтобы рядом были люди, которым тоже будет с ним комфортно. И в России мы подсознательно уделяем много времени этикету. Только зачастую мы не знаем, что это этикет.
У вас в книге можно найти не всякие банальные правила, а очень интересные понятия. Расскажите про фастфуд-этикет, пожалуйста. Это ведь, наверняка, новинка. Когда он появился и какие особенности. Откуда людям черпать такие знания?
– Есть сюжеты, которые контруниверсальны. И фастфуд-этикет не исключение. Хотя противоречие есть уже в названии.
Люди думают, что ресторан фастфуда – это то место, куда ты идешь есть быстро, а значит, не очень красиво. А это абсолютно неправильно.
Правила просто есть, но люди их никогда не озвучивают, это делаю я. Фастфуд-этикет нужен, чтобы уважать других людей. Классический пример, который все понимают: когда ты идешь есть фастфуд, берешь поднос, я говорю о самовыносе – если мы сядем за стол, то потом мы должны и убрать за собой. Зачем это нужно? Чтобы, когда следующий человек пришел, ему не было неприятно садиться за стол, забитый подносами с грязными бумажками или пролитыми напитками.
Гораздо приятнее прийти и сесть за чистый и красивый стол. И можно еще сказать, что есть уборщики или горничные. Да, они есть, но они там для общей чистоты. Так же, как в магазине одежды или в мебельном. Это не значит, что мы должны бросать свой собственный личный мусор на стол, на пол или на стул. Это показывает неуважение.
То же самое, когда мы встаем в очередь. Мы не должны толкать других людей, поторапливать тех, кто впереди. Мы должны быть всегда вежливы и с уважением смотреть на других.
Поэтому есть очень много правил для общения в фастфуд-ресторанах. Также есть еще другие правила для различных мест, которые тоже описаны в книге.
Еще в книге нашли большую главу, посвященную «туалэтикету». Если правила личного, интимного общения в мире все-таки разнятся из-за разницы в воспитании, то тут все должно быть более-менее общим?
– В принципе, да. Вообще все правила, описанные в туалетном этикете, должны быть общими. Все должны это понимать, но, к сожалению, в реальности все не так.
Туалэтикет очень нужен, ведь это сложный вопрос. А я как раз отвечаю на сложные вопросы. Именно по интимным таким моментам.
Когда, например мужчина идет в туалет, то ему надо потом опустить сиденье и крышку после использования. В то время как женщины закрывают только крышку. Это важно. Есть люди, которые даже не понимают, почему мы пишем о таких вещах. Когда мы говорим про газы, отрыжки, все такие моменты, – да, это действительно неудобно, когда люди вокруг делают такие вещи или когда они их слышат. Или – когда мы так делаем. Это естественный процесс, в нем нет ничего страшного, но очень важно делать это правильно.
Например, когда у нас происходит отрыжка, очень громко, перед другими людьми, как будто специально, – это вульгарно, абсолютно неправильно, неприятно и очень невежливо. Если мы чувствуем, что придет отрыжка, лучше отойти подальше. Либо немного отвлекаем внимание, отворачивая голову, чтобы сделать это настолько тихо, насколько возможно. Это натуральный процесс, но я бы действовал так, чтобы этого не было ни видно, ни слышно.
Поэтому эта глава тоже очень так важна. Есть очень много таких правил, которые очевидны для всех, но не всегда понятны. Когда мы идем мимо туалета, а кто-то выходит, и мы в первый раз сегодня видим его, мы не здороваемся с ним за руку, и человек тоже не должен. Потому что он вышел из туалетной комнаты. Да, мы верим, что каждый человек моет руки, но в реальности это не всегда так. Но мы верим, что человек мыл свои руки, но они все равно еще чуть-чуть мокрые и влажные. И это опять такое очевидное правило, общее, но мы не всегда его используем.
Я буду очень рад, если после прочтения люди скажут, что они уже это знали. Самое главное для меня, что это будет полезно для любого читателя. Что они в будущем будут использовать эти правила, и что те неловкие моменты туалетного этикета будут проходить гораздо легче, с меньшим стрессом.
«Я абсолютно не против, чтобы женщина управляла компанией, а не только мужчина мог это делать, – разницы вообще нет»
Как вообще появляются эти правила, как люди понимают, что правильно, а что – нет?
– Очень хороший вопрос.
По правилам поведения все достаточно просто. Мы можем читать очень много книг – я в свое время читал, еще работая в королевских семьях. Там было множество больших экзаменов, чтобы проверить, не подведу ли я этого короля, принца или семью. Их имидж очень важен, поэтому персонал очень много учился.
Но книг сегодня – и не только книг, а статей, даже в социальных сетях, – очень много. И это статьи, в которых зачастую выражается личное мнение человека. А когда это личное мнение, надо быть очень осторожным, ведь оно может быть правильным или неправильным.
Все правила по этикету и протоколу были созданы несколько столетий назад, по сути, из нескольких основных. Они и определили все остальные.
В третьей главе я описал их, чтобы люди могли понимать основы правил поведения: комфорт, уважение к другим и любовь.
Когда человек хочет проверить, правильно ли этот блогер, называемый экспертом, или этот писатель, говорит или – нет, достаточно задать два вопроса. Это очень простой момент: почему и откуда появились эти правила? Почему появился свод этих правил? Почему они нужны нам? Зачем они действуют?
Почему, например, девушке нужно идти справа, а не слева. Почему именно так? Если этот человек сможет ответить что-то вроде: «Потому что в такой-то момент произошла такая-то ситуация, с таким-то человеком», – тогда вы поймете, что он знает чуть больше, и будете чувствовать, что эта история действительно была такой или была придумана. Важно понимать, как люди правильно объясняют причину этого правила, и как это произошло.
И как Эйнштейн говорил: «Если вы не можете объяснить шестилетнему ребенку что-то, то вы сами этого не понимаете». Всегда имейте в виду: если человек, который стоит перед вами, говорит правду, то стоит ему задать эти два вопроса и посмотреть, как он сможет вам объяснить.
Мир стремительно меняется, а этикет, несмотря на новые правила, все-таки немного отстает? Как вы думаете, как этикет, в котором есть разные правила для мужчин и женщин, коррелирует с современными тенденциями феминизма, равенством возможностей? Не стало ли все сложнее?
– Я абсолютно не думаю, что есть сложности в этикете из-за гендерных вопросов, феминизма и так далее. Я за то, чтобы у женщин были такие же возможности, как и у мужчин. А у мужчин – те же самые возможности, что и у женщин.
Есть какие-то моменты, где по-другому невозможно, например, женщины рожают детей, мужчины этого не могут делать. Но в другие моменты я абсолютно не против, чтобы женщина управляла компанией, а не только мужчина, там разницы, на мой личный взгляд, вообще не видно.
Но именно по поводу вопросу феминизма. Скажу, что правильный этикет и протокол делают так, чтобы еще больше уважать женщин. И все правила, которые созданы для мужчин и женщин – это основы.
Раньше правила были только для мужчин и женщин. Потом появились аристократы, а с ними – и новые критерии, чтобы разделить людей и иметь чуть большее представление о порядке приоритетности. Но все равно гендер был самым главным критерием.
Сегодня есть пять разных критериев: чтобы решить, кто откроет дверь для кого, кто будет помогать кому и прочее. Да, в книге написано, что мужчина откроет дверь женщине, что мужчина будет защищать женщину, что мужчина пододвинет стул для женщины. Но это написано так, чтобы было проще. Если бы мы описывали: мужчина или женщина, старше или младше по возрасту, по должности, то эта книга была бы гораздо длиннее, потому что тогда я везде должен был бы описать эти пять критериев детально. А если есть двое мужчин или две женщины, то пол не считается. Кто тогда должен открыть дверь для кого? Тогда надо будет посмотреть другие критерии.
Очень важно понимать, что этикет абсолютно не дискриминирует мужчин и женщин. Этикет нужен для того, чтобы создать комфорт. Чтобы помогать людям. Если женщине некомфортно, что мужчина помогает, тогда она с уважением и вежливостью может об этом сказать и отказаться. Может сказать: «Извините, пожалуйста, мне не очень такое нравится, спасибо за ваше уважение, но я предпочитаю такое делать сама». Вот такой момент гораздо больше покажет эту вежливость и правила поведения женщины в данной ситуации. Чем женщина, которая будет ругаться и говорить, что это дискриминирует ее. Наоборот, это для блага людей, их комфорта, уважения и любви вокруг.
Какие правила этикета вы лично нарушаете в жизни?
– Мне очень нравится этот вопрос, да и другие в нашем интервью.
Я всегда говорю, что люди во всем мире, включая меня, неидеальны. И никто не соблюдает все правила этикета, это невозможно.
Например, наша старшая дочка уже знает, что, когда мы едим, надо закрывать рот. Но наш сын, который младше, он еще учится правильно есть. Поэтому я иногда ему показываю с открытым ртом, как правильно. Конечно, это не всегда правильно, но нельзя сомкнуть губы и показать одновременно. Это сложно. Поэтому мы будем учить его дополнительно.
Но есть и другие моменты. Мы знаем, что нельзя прихлебывать чай. Вечером, например, когда я пью чай и он очень горячий, но мне нравится вкус и аромат, я, может быть, издаю некие звуки. Но это только вечером, дома, с женой. Мне не так сильно за это стыдно. Хотя этот звук не очень громкий, он тихий, не на всю комнату. Но это такой момент, который я допускаю.
А еще иногда я отправляю голосовое сообщение людям, когда не успеваю что-то слишком быстро написать, или когда я иду по улице и неудобно писать, но все равно надо срочно ответить.
Это, может быть, не такое огромное нарушение, но это все равно далеко не всем людям удобно. Когда я так делаю, я всегда заранее извиняюсь за голосовое, чтобы люди знали, почему я им его отправил. Чтобы они знали, что я не делаю это специально, чтобы раздражать их, а только потому, что в данный момент мне неудобно писать.