Как познать дзен и перестать реагировать на хейт в интернете?

Интернет является неотъемлемой частью жизни и ограничивать работу в онлайн-пространстве немного бесполезно. Поколение, которое родилось с телефоном в руках, это точно может подтвердить. Вся наша работа, все наши контакты зависят от разнообразных коммуникаций. Особенно это стало заметно в пандемию, когда все наше общение свелось к онлайну. Кризисный и клинический психолог, руководитель психологической службы «Травли Net» Мария Зеленова рассказала, как эффективно и экологично включаться в коммуникацию в онлайне.

Отличия реального и виртуального

Важно отслеживать, отдаем ли мы себе отсчет, что нас именно задевает. Зачастую достаточно надавить на больную мозоль, а пользователь прочтет то, что триггерит конкретно его.

Фото: legion-media.ru
Фото: legion-media.ru

Необходимо стараться придерживаться правил коммуникации, которые соблюдаются нами в реале. В интернете присутствует иллюзия безнаказанности. Если кажется, что тебе никто и ничего не сделает, то хейтер считает, что можно все. Наши нормы этикета и воспитание будто испаряются, когда человек по ту сторону экрана. Поэтому, если вы не хотите стать агрессором, важно соблюдать правило: то, чего вы не скажете в реальной жизни, не стоит говорить и онлайн.

Распространение же личной переписки или других данных может происходить только с разрешения всех участников, либо является серьезным нарушением границ другого человека и формой кибертравли. Поэтому даже если вы хотите приводить веские аргументы, лучше ограничиться собственными цитатами.

Очень часто люди не могут различить хейтинг и аргументированную честную позицию.

Очень часто люди не могут различить хейтинг и аргументированную честную позицию. Сложность заключается в том, что, когда пишут открытый пост, кажется, что автор готов принять совершенно любую реакцию. В онлайн любой может прийти и написать под вашим постом свое мнение и предложить свои пути решения вопроса. Как можно фильтровать этот поток? Так же, как в реальности. Закрывать посты и записи, делая их доступными только для друзей. Открыто писать о том, что вы не хотите получать советы, а просто делитесь своим взглядом. И в онлайне к этому добавляется кнопочка «блокировать», «пожаловаться администратору сайта», когда советчики переходят на личности и сыплют оскорблениями. Если вы устраиваете публичный скандал с кем-то, переходя на личности, и агитируете людей к тому, чтобы они поддерживали вас, – это травля. В случае публичного конфликта переходите в личные сообщения и решайте там насущные вопросы.

Как разграничивать офлайн и онлайн?

Многие специалисты констатируют, что люди за три года пандемии разучились общаться в офлайне. И последствия изоляции останутся с нами надолго. Многие сотрудники решили не выходить обратно в офис, почувствовав все прелести работы из дома. Дети часто остаются на дистанте не только потому, что так решила школа, но и приспособив свой ритм жизни к такой форме обучения.

Наша жизнь надолго останется в онлайне, но реальная жизнь никуда не исчезла. И хоть разграничивать сложно, но можно, и стоит обратить внимание на такие моменты:

  • опирайтесь на опыт вашего общения с конкретными людьми в реале. Если вы знакомы в офлайне, то примерно представляете, в каких формах человек способен показывать свой гнев, радость, сомнения и т.д. И даже если вы хорошо знаете человека, переспросите, правильно ли вы поняли, что он имел в виду;
  • если люди, которые оставляют вам комментарии, совершенно незнакомы вам, то ценность этого сообщения должна быть совершенно иной – ориентируйтесь на значимых, авторитетных для вас людей и специалистов;
  • помните, что мы не видим невербалики (мимика, интонация, поза, голос) в онлайн-общении, поэтому мы трактуем сообщение очень оторвано от реальности. Из-за этого мы можем кого-то не понять, а кого-то может задеть то, что мы пишем. По возможности при возникновении недопонимания говорите голосом, еще лучше с видео. И опять же – переспрашивайте;
  • даже молчаливое согласие может ранить. Ведь многие комментаторы продолжают ставить смайлики на хейтерский или негативный комментарий, даже если тема закрыта и становится не смешно. Человек, принимающий эту реакцию, считывает смайлики и принимает их во внимание, как реальные эмоции.
Фото: legion-media.ru
Фото: legion-media.ru

Сила эмоционального интеллекта

Эмоциональный интеллект – ключ ко всему. Он позволяет нам лучше узнавать себя, свои эмоции, потребности и желания, устанавливать свои границы, а также понимать людей.

Так мы налаживаем коммуникацию с другими людьми. Мы – социальный вид, нам необходимо взаимодействовать друг с другом, мы с ними растем, учимся, работаем, живем, продаем, покупаем, производим, творим, общаемся в разных форматах, выстраиваем отношения. Мы не можем существовать параллельно, мы должны взаимодействовать с ними напрямую.

Ключ к коммуникациям и тому, чтобы минимизировать риски возникновения разногласий и сильного проявления агрессии и тем более перехода к насилию в развитии эмоционального интеллекта. Когда человек эмпатичен и способен рефлексировать, конечно, это не делает его святым, он будет испытывать все те же негативные эмоции – и страх, и злость, и другие. Но он не переходит черту и не становится жестоким. Он готов быть человечнее, потому что понимает, что другой человек чем-то похож на него, чем-то отличается, чуть лучше понимает и себя.

Человек с развитым эмоциональным интеллектом будет отличать свою и чужую точки зрения и принимать нормальность в их несовпадении. Так мы позволяем людям существовать в их реальности и не осуждать их позицию. Не навязываться и уважать себя и другого.

Развитие эмоционального интеллекта не происходит само по себе. Возможно, следуя технологическому прогрессу, получая все новые знания, мы были слишком сконцентрированы на приобретении новых умений и несколько утратили душевность. Поэтому сейчас особенно важно вернуть фокус внимания на уважительное, ненасильственное и эмпатичное общение.

Помогает ли интернет-детокс

Мы часто слышим про необходимость проводить границу между реальным миром и онлайном. Помогает ли такой способ в разрезе проблемы кибербуллинга? Это действительно хорошая практика. Если человек понимает, что он пропускает что-то в реальной жизни: растут дети, портятся отношения с партнером, а он даже не замечает, как меняется погода, к детоксу есть все предпосылки, перерывы нужно и важно делать.

Если мы говорим о случаях, когда человек активно и без ущерба для разных сфер жизни существует в интернете и в реальности, проявляясь одинаково хорошо, то смысла в подобной практике меньше. Но важно за этим следить и замечать, если без интернета повышается тревожность.

Фото: legion-media.ru
Фото: legion-media.ru

Онлайн-жизнь имеет определенные закономерности: там всегда есть с кем пообщаться, там всегда «работает» кинотеатр, там всегда можно заказать еду, закрыть любые потребности, которые сейчас актуальны. Поэтому человек может потерять временные рамки. Если экранное время не бьет рекорды, и человек теряет возможность откликаться на важные события в реальной жизни, все в порядке. Но если вы не контролируете себя, то это другое дело. Когда мир от отсутствия телефона в руках перестает играть новыми красками, у вас портится настроение, вы становитесь раздражительным, возможно, пришло время разобраться с более глубинными причинами такого бегства от реальности. Когда человек заряжается от того, что делает, не чувствует зависимости и усталости и спокойно переключается с реальной жизни в интернет, то нет поводов для беспокойства

Важно помнить, что при этом переключении действуют те же правила этикета и безопасной коммуникации, что и в офлайне.

Читайте также: