Как читать этикетки на продуктах правильно и что нужно знать о составах

Почему иногда мы не можем отыскать состав на упаковке, и как понять, не схитрил ли производитель.

Состав продукта и его срок годности – это то, что мы обязательно проверяем при покупке. Сейчас мы чаще выбираем продукты с простым, понятным и натуральным составом, без подозрительных искусственных добавок и консервантов. А термин Clean Label («чистая этикетка»), становится важнейшим принципом, которому следуют производители при разработке рецептуры своей продукции. К чему стоит присмотреться, разглядывая этикетку, нам рассказала основатель бренда Bionova Александра Гудимова.

Для начала важно отметить, что в России действует технический регламент ТР ТС 022 / 2011, в котором подробно разъясняются требования к маркировке пищевых продуктов. Если изготовитель допускает отклонения от обязательных требований, то это может свидетельствовать либо о недостаточном профессионализме его технологов, разрабатывающих рецептуру и текст для упаковки, либо о сознательной попытке ввести покупателя в заблуждение.

Фото: depositphotos.com
Фото: depositphotos.com

Как можно извлечь максимум полезной информации из описания состава продукта?

Односоставные продукты

Указание состава на этикетке обязательно для всех пищевых продуктов. За исключением тех, которые состоят только из одного компонента.

Например, овсяная крупа состоит из овсяной крупы, органический кокосовый сахар состоит только из органического кокосового сахара и т. п. Следовательно, если состав на этикетке не указан, то скорее всего перед вами односоставный пищевой продукт.

Чего в продукте больше ?

Прежде всего следует обратить внимание на то, в каком порядке перечислены ингредиенты. По правилам, компоненты указываются в порядке убывания их массовой доли в составе на момент производства. Так мы можем примерно оценить, чего в продукте больше, а чего меньше.

Многосоставные компоненты

Если в рецептуре есть составной компонент (ингредиент, который сам состоит из двух и более компонентов), то его состав тоже должен быть расшифрован в скобках. Например, если в составе печенья есть кусочки шоколада, то изготовитель обязан раскрыть его состав. Допускается этого не делать, только если массовая доля составного компонента составляет 2% и менее от общего веса продукта. При этом пищевые добавки должны быть указаны независимо от уровня их содержания.

Подсластители-сахароспирты

Если в составе продукта мы видим подсластители-сахароспирты (мальтит, мальтитный сироп, изомальт, сорбит, ксилит, лактит, эритрит), то непосредственно после указания состава должна быть надпись: «Содержит подсластитель (подсластители). При чрезмерном употреблении может (могут) оказывать слабительное действие». Несмотря на то что сахароспирты являются безопасной заменой сахару, содержащие их продукты, также, как и продукты на сахаре, следует употреблять в меру. Отсутствие предупреждающей надписи при наличии в составе продукта какого-либо из перечисленных выше сахароспиртов, является нарушением технического регламента и должно насторожить вас.

Наличие компонентов-аллергенов

Сырьевые компоненты, употребление которых может вызвать аллергические реакции или противопоказано при отдельных видах заболеваний, указываются в составе пищевой продукции в обязательно порядке. Это требование очень строгое, так как у некоторых людей даже ничтожные количества аллергена могут вызывать сильные реакции.

В том случае, если такие аллергенные компоненты не использовались при производстве пищевой продукции, но их наличие полностью исключить невозможно, то изготовитель обязан в соответствии с техническим регламентом сообщить о возможном наличии следов. К примеру, если на производственной линии в течение смены фасовался шоколад с орехами, то есть риск, что следы орехов будут присутствовать и в продукции, которая фасовалась на этой же линии в следующую смену.

К сырьевым компонентам, употребление которых может вызвать аллергические реакции или противопоказано при отдельных видах заболеваний, например, относятся: арахис, горчица, злаки (содержащие глютен), кунжут, моллюски, ракообразные, рыба, молоко, орехи, сельдерей, соя, яйца и продукты переработки всех этих компонентов.

Наличие сахара

Наличие сахара в составе все чаще рассматривается потребителями как недостаток. В России потребляется в среднем 90 г сахара на человека в сутки, что почти в 2 раза превышает научные рекомендации. В связи с этим с каждым днем появляется все больше продуктов со сниженным количеством или вовсе без добавления сахара. К сожалению, порой изготовители указывают эту информацию на этикетке некорректно, нарушая тем самым требования технического регламента и пытаясь скрыть сахар, присутствующий в составе.

В целом, относительно сахара существует всего несколько типов заявлений, которые изготовитель вправе вынести на упаковку:

«Без сахара» или «Низкое содержание сахара». Для того чтобы вынести на упаковку надпись «без сахара» в продукте должно быть не более 0,5 г сахаров на 100 г/100 мл продукта. Чтобы указать «низкое содержание сахара» – не более 5 г (не более 2,5 г для жидкостей). При этом под сахарами в техническом регламенте понимается не только обычный сахар (сахароза), но и глюкоза, фруктоза, лактоза, мальтоза и т. п.

Снизить содержание сахаров ниже 0,5 г очень сложно, т.к. большинство видов натурального сырья содержит те или иные природные сахара, и исключить их практически нереально. К примеру, в овсяных хлопьях естественным образом содержится больше сахаров (1,2 г на 100 г хлопьев), чем эта строгая норма.

«Без добавления сахара» или «Содержит только натуральные сахара». Эти заявления могут быть указаны на упаковке, если при производстве пищевого продукта в него не добавлялись моно- и дисахариды в качестве компонентов. При этом продукт может содержать сахара природного (естественного) происхождения. К примеру, содержание природных сахаров (в основном лактозы) в йогуртах «без добавления сахара» обычно составляет около 6 г/100 г.

В продуктах питания «без добавления сахара» допускается использование как натуральных, так как искусственных сахарозаменителей, не относящихся к категории сахаров, в том числе растворимых пищевых волокон, сукралозы, экстрактов стевии, сахароспиртов и т. п.

«Меньше сахара». Такая надпись на упаковке свидетельствует о наличии компромисса, когда вкусовые предпочтения потребителей не позволяют полностью исключить сахара из состава продукта или уменьшить его количество до уровня «низкого содержания». Эта надпись должна сопровождаться примечанием, указывающим, относительно чего сахара стало меньше. Как правило, изготовители ссылаются на аналогичные продукты, произведенные под их торговой маркой, либо на более ранние версии этого же продукта. В России нет норматива, в какой степени нужно снизить сахар, чтобы его стало «меньше», поэтому полагаться на такое заявление следует с осторожностью. В Европейском союзе требуется снизить сахар не менее чем на 30%, чтобы разместить подобную надпись на этикетке.

Читайте еще:

Контент недоступен