Базовый гардероб и кириллица: как менялась мода в кризисные времена

Мода сильно подвержена социальным изменениям. Именно по ней можно сказать, что волновало общество в тот или иной период. Разбираемся, как именно меняется мода во времена кризиса.

Защитные функции

Изначально одежда имела исключительно защитную функцию, поэтому изменения в социуме особо на ней не отражались. Например, во времена средневековой чумы люди носили длинные платья, объемные и многослойные головные уборы, которые защищали их от попадания инфекций. Работники медицины носили маски в виде огромного птичьего клюва, поскольку считалось, что инфекция передается через воздух.

Во времена испанского гриппа и Первой мировой войны произошли первые заметные и быстрые изменения в моде.

В 1920-х годах девушки отказались от длинных юбок и сковывающих корсетов, отдав предпочтение мини-платьям свободного кроя, коротким стрижкам и броскому макияжу. Кстати, мини-юбки придумали феминистки, чтобы было проще убегать от полицейских: переходите по ссылке, чтобы узнать подробности. Вскоре женщины смогли выходить на улицу без сопровождения мужчин, а в некоторых странах даже голосовать.

Slide image for gallery: 16008 |  Жозефина Бейкер на выступлении в парижском варьете «Фоли-Бержер», 1927 г. | Фото: legion-media.ru
Slide image for gallery: 16008 | «Купающиеся красавицы» Сеннета, девушки, выступающие в купальных костюмах, 1919 г. | Фото: legion-media.ru
Slide image for gallery: 16008 | Кадр из фильма «Полет на Марс», 1951 г. | Фото: legion-media.ru
Slide image for gallery: 16008 | Энн Фрэнсис в костюме из фильма «Запретная планета», 1956 г. | Фото: legion-media.ru
Slide image for gallery: 16008 | Энн Фрэнсис в костюме из фильма «Запретная планета», 1956 г. | Фото: legion-media.ru
Slide image for gallery: 16008 | Кадр из фильма «Запретная планета», 1956 г. | Фото: legion-media.ru
Slide image for gallery: 16008 | Модели в платьях Мэри Куант, 1966 г. | Фото: legion-media.ru
Slide image for gallery: 16008 | Показ Мэри Куант, 1967 г. | Фото: legion-media.ru
Slide image for gallery: 16008 | Мэри Куант (справа) в своем бутике Bazaar в Лондоне, 1966 г. | Фото: legion-media.ru
21

Яркие наряды того времени некоторые историки объясняют тем, что в ходе войны многие мужчины погибли, а женщины боялись остаться без пары, вследствие чего привлекали к себе внимание всеми возможными способами.

New look – в ответ усталости от войны и дефицита

Затем началась Великая депрессия, и в моду вошли упрощенные силуэты и неброские оттенки. В тот сложный период времени практически никто не хотел выделяться. Люди старались объединиться, и однообразная одежда отлично им в этом помогала.

В результате кризиса в 1940-е годы в Европе заметно не хватало тканей, поэтому одежда снова становилась более обтягивающей и короткой.

После долгих лет дефицита только Кристиану Диору удалось вернуть в моду пышные юбки, метры шелка и кринолины. Это явление моды получило название «new look».

Что в России?

Значительно позже, после развала СССР, ситуация была весьма похожа. После долгих лет изоляции и нехватки товаров советские люди вдруг получили то, что раньше было для них недоступно. Тогда спортивные костюмы Adidas с тремя полосками считались роскошью, и далеко не все могли себе их позволить. Некоторые уверены, что по этой же причине жители Восточной Европы до сих пор предпочитают логоманию и кричащую роскошь.

Жмите на фото, чтобы посмотреть звезд, которые настолько любят бренды, что готовы выглядеть нелепо:

Slide image for gallery: 13800 | Яна Рудковская. Продюсер — одна из главных фанаток люксовых брендов в России. Фото: instagram.com
Slide image for gallery: 13800 | Яна обожает демонстрировать роскошные платья от Dior, а ее подписчики любят поспорить в комментариях, не подделку ли звезда надела. Фото: instagram.com
Slide image for gallery: 13800 | Мы не сомневаемся (ну почти) — не подделку. Рудковская действительно тратит немало на брендовые наряды. Фото: instagram.com
Slide image for gallery: 13800 | И часто перегибает с тотал-луками. Присмотрись, здесь даже в очках мелькает логотип. Фото: instagram.com
Slide image for gallery: 13800 | Филипп Киркоров. Певец без ума от брендов с самыми яркими вещами. Фото: instagram.com
Slide image for gallery: 13800 | Philipp Plein и Versace — вот фавориты Киркорова. Фото: instagram.com
Slide image for gallery: 13800 | Вот только, несмотря на немалую стоимость вещей, образы артиста часто смотрятся «немного слишком»: слишком ярко, слишком много деталей, слишком рябит в глазах. Фото: instagram.com
Slide image for gallery: 13800 | Но это нисколько не заставляет певца отказаться от брендовых тотал образов. Фото: instagram.com
Slide image for gallery: 13800 | Александр Рогов. Стилист знает о всех новинках и всегда готов рассказать, что и с чем носить. Фото: instagram.com
24

Одним из самых сложных и влиятельных кризисов наших дней считается кризис 2008 года, который также называют Великой рецессией. В том году объем глобального производства впервые уменьшился со времен Второй мировой войны. Доходы населения значительно сократились, поэтому люди снова стали проявлять интерес к минималистичному, простому и скромному дизайну. Особенно это было заметно на фоне избыточной и гиперсексуальной моды нулевых.

Униформизм

После кризиса в моду вошел униформизм. Именно тогда появилось понятие базового гардероба, которое продолжает набирать популярность и в наши дни.

На стыке нулевых и десятых годов особенно популярными считались дизайнер Александр Вонг и бренд Acne Studios. Их одежду сравнивали с футляром, в который было заключено тело людей. Мода того времени была максимально безэмоциональной и сдержанной.

Ресайкл, кириллица и винтаж

Шел долгий процесс глобализации, и мода стала тяготеть к идеальной и стандартизированной красоте. Лица на обложках глянцевых журналов практически не отличались друг от друга, но после Майдана и террористических угроз на Ближнем Востоке мир как будто разделился на «до» и «после». В западных медиа все чаще стали упоминать Россию, а украинские и российские дизайнеры выходят на международный рынок, завоевывая любовь селебрити.

Это приводит к тому, что многие дизайнеры за рубежом стали использовать в своих работах кириллицу.

На модной арене появились три новых дизайнера, которые сформировали новые ценности и смогли отразить общественные переживания. Этими дизайнерами были Гоша Рубчинский, Демна Гвасалия и Алессандро Микеле.

Стало модным обращаться к винтажу, делать отсылки к модернистской моде 80-х годов, а еще учитывать гендерную свободу, которая стала мировой ценностью.

В то же время люди стали бережнее относиться к экологии. Многие бренды масс-маркета стали принимать одежду на переработку и даже отшивать новые коллекции из переработанного материала. Потребители стали отдавать предпочтение качественным вещам из секонд-хенда, нежели «одноразовой» одежде из масс-маркета.

В 2020 году началась пандемия коронавируса. Мода взяла курс на здоровье и безопасность. Бренды были вынуждены уделять диджитал-пространству больше внимания и даже организовывать онлайн-съемки не выходя из дома. Цифровые коллекции стали популярными.

Некоторые модные дома стали шить медицинские маски и халаты вместо модных коллекций. Маски стали символом современности.

Читайте еще: